Выступление на вебинаре для учителей начальных классов"Использование во внеурочной деятельности проектно-исследовательских технологий
Оценка 4.9

Выступление на вебинаре для учителей начальных классов"Использование во внеурочной деятельности проектно-исследовательских технологий

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.02.2017
Выступление на вебинаре для учителей начальных классов"Использование во внеурочной деятельности проектно-исследовательских технологий
Презентация к выступлению
мой доклад.docx

 

Использование во внеурочной деятельности проектно-исследовательских технологий

(по принципу «учитель+ученик+семья»)

(слайд 1)

Выпускник школы 21 века… Чего ждём мы от молодых людей, заканчивающих школу в век цифровых технологий и стремительных изменений во всех областях? Двумя словами создать этот портрет, безусловно, невозможно. (слайд 2)

В настоящее время мы переживаем изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовательной. Объём научной информации стремительно возрастает, поэтому, сколь бы прочны и обширны не были знания обучающегося, он окажется беспомощным в жизни, если не научится учиться, если у него не будут сформированы способность к саморазвитию, умения и навыки исследовательской деятельности.

Без изменения отношения учителя к своей деятельности и перемен в системе образования воспитать выпускника, готового к испытаниям требовательного общества, невозможно. Этим обусловлено введение в процесс обучения методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. (слайд 3)

          Современной школе необходимо помочь детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому обучающемуся самоутвердиться. А что лучше может развить и помочь приобрести опыт разнообразной деятельности, как не проектно-исследовательские технологии.

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как- то: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие. Её изначальной формой является метод проектов, который успешно используется в современном процессе обучения.

Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект». В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.

 В ФГОС под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
          Из выше сказанного означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Работа над проектом- дело творческое, направленное на создание какого-либо нового продукта (школьной газеты, макета, спектакля, сценария и т.д.)

Исследование же основывается на любознательности и предполагает достижение определённого результата. Результатом исследования являются новые знания.

Итак, в упрощённой форме отличие исследовательской и проектной деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создаётся то, чего нет. Однако это разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре обучения. Метод проектов можно назвать одним из путей реализации исследовательского обучения.(слайд 4)

В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В настоящее время в школе проектно-исследовательская деятельность обучающихся может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.(слайд 5)

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно базисному плану для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Мне кажется, что проектно-исследовательские технологии во внеурочной деятельности, являются более продуктивными, поскольку именно «внеурочка» предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей каждого  и одновременно индивидуального развития. А также во внеурочное время можно заниматься подготовкой проектно-исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Потом участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.

Ведь главные цели проектно-исследовательского метода состоят в следующем: заинтересовать обучающихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Я, как человек, откликающийся на всё новое в педагогике, заинтересовалась школьными исследованиями и проектами 6 лет назад, когда еще начальная школа не перешла на ФГОС. Уже тогда я вводила на уроках и во внеклассной (внерочной) работе элементы проектно-исследовательской деятельности. Работа сложная, требующая много сил и времени, но все больше и больше убеждаюсь, что интересная и для обучающихся, и для учителя, а главное – нужная.  И она позволяет максимально развить каждого обучающегося, привить интерес к познанию себя и окружающего мира, научить ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать различные источники знаний, планировать свою работу, максимально самостоятельно решать проблемы, искать ответы на поставленные вопросы, то есть научить учиться. (слайд 6)

 Не надо бояться начинать эту работу в начальной школе, даже в первом классе. Скажу больше, именно в начальной школе и нужно начинать эту работу, учитывая возрастные особенности обучающихся. Дети этого возраста особенно любознательны. Они все замечают, удивляются, по-своему все объясняют (то есть выдвигают гипотезы). А это и есть первый этап исследования. (слайд 7)

Обучающиеся младших классов это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Поисковая деятельность – это не нечто, навязанное нами, учителями, это, скорее, основное качество ребёнка. Они с рождения всё исследуют, они без труда делают умозаключения, делятся со своими сверстниками открытиями. Детям интересен мир, они любят быть первооткрывателями, когда поощряется их саморазвитие, когда рядом взрослый, предлагающий новые задачи и не дающий готовых ответов. Тогда природное детское любопытство трансформируется в познавательную потребность.

Главная моя задача, как учителя – направить обучающихся на путь поиска ответа на поставленный вопрос, чтобы убедиться, а верна ли была выдвинутая им гипотеза, найти истину. Конечно, обучающийся начальной школы самостоятельно это сделать не может. Поэтому, постоянно рядом должен быть учитель, который поможет ориентироваться в различных источниках информации (ребенок знакомится с их многообразием), познакомит с различными формами и методами исследования, поможет проанализировать и сделать правильные выводы. Почувствовав радость, удовлетворение от своей работы, обучающиеся с удовольствием включаются в процесс исследования в следующий раз, но уже более самостоятельно. Но это учитель должен делать так ненавязчиво, чтобы ребенок был уверен, что истину он нашел сам.

 В ходе работы учитель выступает и в роли консультанта, и в роли помощника, и в роли наблюдателя, и даже мотиватора – в качестве залога успешной деятельности. Главное в организации проектно-исследовательской деятельности для учителя – помогать обучающимся учиться управлять процессом усвоения знаний, ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты, помогать им формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, учить анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Проектно-исследовательскую работу я начала во втором полугодии 1 класса. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу я выстраиваю по принципу «учитель+ученик+ семья». Объясню почему: обучающиеся недостаточно взрослые, чтобы всё делать самостоятельно, а совместное творчество с родителями вызывает массу положительных эмоций, способствует социализации обучающихся и создает особо теплую атмосферу сотрудничества.

Работа проходит эффективнее, если союзниками учителя становятся родители. Поэтому для начала своих обучающихся и их родителей я познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей, по оказанию помощи детям в работе над проектом. Но, привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности обучающихся при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности обучающихся; рассказываю об основных этапах проектно-исследовательской деятельности и формах возможного участия родителей в ней. (слайд 8)

Ведь главное для учителя в исследовательской работе - увлечь и

 « заразить» обучающихся, а потом и их родителей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. И тогда работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Я считаю, что только тот педагог, который придерживается принципа "учитель+ученик+семья" может рассчитывать на положительный результат.

Я не навязываю детям темы исследования. Темы для исследований и проектов вокруг нас.

Так на первом этапе - определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы обучающихся мне помогает опрос-анкета.

(слайд 9) 

1.     Что мне интересно больше всего?

2.     Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)

3.     Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время? ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

4.     По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что, из изученного в школе, хотелось бы узнать более глубоко?

5.     Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Для выбора темы стараюсь ввести обучающихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: (слайд 10)

·   «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.

·         Детям предлагается прослушать начало рассказа,

например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...».

Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве  и  т.д.»

·         Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

·         Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

Ещё хочу предложить вашему вниманию очень увлекательный игровой момент, который называется « Шесть думательных шляп» . Его я обнаружила совсем недавно, когда готовилась к вебинару и ещё не успела попробовать со своими детьми, но я уверена, что эта игра, предложенная Ю.В. Хлынцевой, автором материала «Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста» будет очень интересна обучающимся, а главное эффективна. Это я планирую для себя в перспективе на будущее.

Игра: Шесть «думательных» шляп. (слайд 11-12)

Загляни в шляпу и ответь на её вопросы.

·         Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

·         Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

·         Черная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

·         Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

·         Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

·         Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.

Перед её началом советую прочитать произведение Туве Янссон  

« Шляпа волшебника», и оно гармонично соединится потом с вашей игрой. Желаю удачи!

Далее хочу напомнить, что под проектно-исследовательской деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы. (слайд 13)

• Выбери тему исследования
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
• Сделай выводы
• Оформи результаты своей работы
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

           На этапе работы, связанном со сбором материала по теме, обучающиеся иногда встречают затруднения. На этом этапе можно задать следующие вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться». Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и обучающегося, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает. (слайд 14)

 Моя же функция, как учителя заключается в том, чтобы научить их работать с полученной информацией, выбирая главное. Учиться формулировать тезисы. Совместно с учителем обучающиеся начальных классов - это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить их работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.

          Самое сложное для обучающихся, даже способных и самостоятельных, — создание доклада. Это этап, когда учителю, я считаю, нужно работать вместе с ребёнком, не подменяя его, а корректируя и терпеливо направляя к верно выстроенной работе. Так у них формируется понимание того, что результаты их деятельности будут интересны и понятны другим только при грамотном оформлении.

В некоторых случаях приходилось проводить промежуточные уроки-консультации для родителей перед уроком-защитой.

При защите проектов сначала мной использовались игровые моменты, которые помогали справиться со страхом. Позже, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы обучающиеся рассказывали о том, что поняли сами и избавлялись от боязни публичного выступления. Со временем они все приобретут опыт выступления перед большой аудиторией. Смогут сопоставить свою работу с работами других ребят. Возможно, увидят некоторые недочёты  своей работы. (слайд 15)

Во внеурочной деятельности по использованию проектно-исследовательских технологий мною были осуществлены практические занятия, призванные помочь сначала первоклассникам, потом второклассникам и т.д. исследовать окружающий мир.  Формы практических занятий были достаточно разнообразны – это и занятия в форме экскурсий, лабораторные исследования, и различные творческие проекты.

Работа начиналась с того, что мы сначала ходили на прогулки, но это были не обычные прогулки, а прогулки с заданием «Иней», «За что люди любят солнце?», « Облака», прогулки-наблюдения «Какого цвета снег?», «Запахи и звуки?», « Бабочка - удивительный цветок» прогулки-практикумы «Туман», « Как измерить дождь?», «Куда исчезают снежинки?» и многие другие. Эти разработки можно найти в книге автора-составителя И.В. Курбеко «Прогулки и экскурсии в режиме ГПД»

На следующем этапе мы ходили на экскурсию в школьную библиотеку, знакомились с книгами – помощниками; учились работать с литературой, задавать вопросы, выясняли, кто же такие исследователи?!

Параллельно с теоретическими занятиями пробовали некоторые мини-проекты.

Самым первым был информационный мини-проект-тематическая газета. Информационный проект заключается в том, что обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации, а затем результаты оформляют в виде газет или драматизации. Каждый получал задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты.(слайд16)

Следующим мини-проектом был практико-ориентированный  (прикладной), когда обучающиеся собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы, завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет каждому почувствовать свою социальную значимость; (оформление и дизайн класса, витражи и др.) В данном случае это были карточки-подсказки с символическими изображениями этапов исследовательской деятельности. (слайд 17)

  Такие карточки готовятся на каждую группу обучающихся. Работая в проекте, карточки помогут детям самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.

  •  выбрать тему;
  •  подумать;
  • спросить у другого человека;
  • получить информацию из книг; 
  • понаблюдать;
  • посмотреть по телевизору;
  • провести эксперимент;
  • обсудить в группе;
  • подведение итогов, оформление результатов;
  •  презентация проекта

 Эту интересную методику можно почерпнуть в книге «Исследовательская деятельность младших школьников» авторов Е.В. Кривобока, О.Ю. Саранюк.
            Потом были и другие проекты по оформлению классного уголка и праздников в классе. Сначала мы выполняли коллективные проекты, а во 2 классе попробовали делать индивидуальные. Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо.

 Начинаю работу по исследованию, как правило, в классе, получая теоретический материал из учебников и подготовленной мной литературы, а наблюдение, формулировка выводов и оформление результатов становилось домашним заданием.

Продолжением нашей работы стал следующий краткосрочный проект «Моя малая родина», который носил уже не групповой, а индивидуальный характер. Этапы работы строились по такому же принципу, как и в предыдущих проектах. (слайд 18)

На первом этапе мы с обучающимися поставили цель работы и выяснили задачи для реализации проекта. С каждым была проведена работа по усвоению задачи и пониманию цели проекта. Ребят также увлекла идея рассказать о своей малой родине.

На втором этапе дети активно занимались поиском информации о своей малой родине – с помощью интернета, включили в работу своих родителей, которые активно помогали на протяжении всего проекта.

На третьем этапе – составляли и сортировали полученный обучающимися результат их работы: отбирали фотографии, интересные заметки, рассказы и воспоминания детей о местах, которые ими запечатлелись в памяти и создали: кто красочную презентацию, кто стендовый плакат, а кто подготовил заочную экскурсию по родному Октябрьскому району в виде слайд-шоу.

На заключительном этапе, мы провели презентацию работ, на которую пригласили и родителей второклассников. Детям были вручены дипломы и благодарности за проделанную работу.

Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования.  Но все равно они - исследователи, первооткрыватели!

 Так же в этом году мы стали участниками фестиваля проектных и исследовательских работ «Старт в науку!», который ежегодно проходит у нас в Октябрьском районе. Там выступили трое обучающихся нашего класса. Выступление можно назвать успешным, т.к. мы стали не только участниками, но ещё заняли 3 место в секции физика с работой «А греет ли шуба?» (Ямиловой Сабины)

Это были исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

(слайд 19)

В свою очередь темы исследований можно объединить в три основные группы:

эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов (например, люди, животные, явления природы и т.д.);

теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках (это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах и т.д.)

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (например, проект космического корабля, волшебная машина или прибор и т.д.);

    Более доступными для младших обучающихся являются эмпирические исследования, предполагающие собственные наблюдения и эксперименты. Например, нами во внеурочное время были организованы следующие эмпирические исследования по окружающему миру: «Выращивание семян фасоли»; «Уход за комнатными растениями», «Выращивание плесени на кусочке хлеба»; «Свойства воды и льда».(слайд 20) и др.

Часто темы проектов подсказывает какая – то ситуация на уроке или перемене, даже на прогулке … Однажды, прогуливаясь по улице в ГПД, мы стали невольными свидетелями нарушения взрослыми ПДД. После этого я предложила детям разобрать эту ситуацию в классе. Тогда я и предположить не могла, в какой увлекательный проект может обернуться этот случай.

(слайд 21-22)

Мы стали обсуждать новый, уже более долгосрочный(недельный) проект «Мой безопасный путь: дом-лицей-дом». На первом этапе обучающимися были самостоятельно определены задачи. Затем, следуя, поставленной учителем цели, была продумана экскурсия по микрорайону, на которой мы рассматривали все возможные пути от дома до лицея обучающихся нашего класса. Потом в классе мы закрепили свои знания на интерактивной доске в 2ГИСе. Провели викторину «Школа пешехода». И на последнем практическом этапе, как результат нашей работы, мы выполнили проекты-коллективные макеты по ПДД и успешно защитили их. В эту работу были также вовлечены и родители, среди них проводилось анкетирование «Какой пример я подаю своим детям?»

К таким же долгосрочным проектам можно отнести проект «Моя родословная. Создание генеалогического древа и семейных гербов». К этому проекту мы готовились заранее. Написали сочинения на темы: «Моя семья»; «Традиции моей семьи»; «Что я знаю о своей фамилии?» Составили фото-выставки «Загляните в семейный альбом» и семейные газеты «Папа, мама, я – дружная семья», так же на родительском собрании провели анкетирование для родителей «Ваша семья и её традиции».(слайд 23-24)

         Затем обучающимися с помощью родителей оформлялись свои генеалогические древа и герб семьи в виде творческих работ. Заключительным этапом был праздник на тему «Моя родословная…» на котором каждый вместе со своими родителями рассказывал о себе, о своей семье и своих родственниках.

Обучающиеся, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, обязательно отмечались дипломами или памятными подарками. При этом, я считаю должен быть поощрен каждый, участвовавший в выполнении проектов, не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов.

Успешность важна для каждого обучающегося. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Я уверена, что смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным

Хотелось бы ещё упомянуть об одном проекте, который можно назвать перспективным, т.к. мы только начали работу над ним. Он посвящён 70- летию Победы в Великой Отечественной войне. Когда мы начали оформлять классный уголок, посвящённый этому событию, то выяснилось, что оказывается у многих детей есть что рассказать о своих боевых прадедушках. Так у меня и возникла идея о новом проекте. Дети и родители эту идею поддержали. Теперь ждём новые проекты, которые услышим  9 мая, надеюсь это будет полезно и интересно!

В заключение своего выступления, мне хочется сказать, что проектно-исследовательская внеурочная деятельность помогает организовать такую атмосферу, в которой бы обучающиеся полнее раскрыли свой внутренний мир в процессе общения друг с другом, были бы индивидуально свободны в процессе коллективного сотворчества. Вовлечение в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей обучающихся, умению договариваться между собой, самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. Они приобретают навыки работы с источниками информации, совместная деятельность обучающихся ускорила процесс сплочения коллектива, исчезла боязнь неправильного ответа. Я заметила, что те, кто проявил интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в начальной школе и показывают высокую успеваемость на уроках.

       Конечно, работа над проектом и исследованием с обучающимися младшего школьного возраста, связана и с определёнными трудностями: (слайд 25)
- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.

     Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями - умениями учиться. Тем более эти моменты будут являться задачами, над которыми будем работать в 3-4 классе, т.е в перспективе.

Таким образом, проектная деятельность обучающихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации исследовательской деятельности младших школьников.

         Использование методов самостоятельного исследовательского поиска в образовании привлекало педагогов в разные времена. Это, несомненно, путь прогрессивного обучения. Это и путь постоянного совершенствования. Это путь воспитания творческой личности, готовой к познанию мира и открытиям, умеющей сотрудничать и организовывать совместную деятельность. В воспитании такой личности учителю отведена ответственная роль, но я уверена, что чем больше мы работаем над развитием своих обучающихся, тем больше совершенствуемся сами. Вспоминаются слова Я.А. Каменского: «Обучая других, обучаешься сам». Это ещё раз доказывает эффективность методов проектно-исследовательской работы в образовании. (слайд 26)


 

Использование во внеурочной деятельности проектно-исследовательских технологий (по принципу «учитель+ученик+семья») (слайд 1)

Использование во внеурочной деятельности проектно-исследовательских технологий (по принципу «учитель+ученик+семья») (слайд 1)

Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи

Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи

Не надо бояться начинать эту работу в начальной школе, даже в первом классе

Не надо бояться начинать эту работу в начальной школе, даже в первом классе

Работа проходит эффективнее, если союзниками учителя становятся родители

Работа проходит эффективнее, если союзниками учителя становятся родители

Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др

Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др

Оформи результаты своей работы •

Оформи результаты своей работы •

На следующем этапе мы ходили на экскурсию в школьную библиотеку, знакомились с книгами – помощниками; учились работать с литературой, задавать вопросы, выясняли, кто же такие…

На следующем этапе мы ходили на экскурсию в школьную библиотеку, знакомились с книгами – помощниками; учились работать с литературой, задавать вопросы, выясняли, кто же такие…

Этапы работы строились по такому же принципу, как и в предыдущих проектах

Этапы работы строились по такому же принципу, как и в предыдущих проектах

Уход за комнатными растениями», «Выращивание плесени на кусочке хлеба»; «Свойства воды и льда»

Уход за комнатными растениями», «Выращивание плесени на кусочке хлеба»; «Свойства воды и льда»

Так у меня и возникла идея о новом проекте

Так у меня и возникла идея о новом проекте
Скачать файл