Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"
Оценка 4.7

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл
26.03.2019
Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"
В статье "Формирование учебной мотивации на уроке математики" рассматривается проблема по развитию интереса к урокам математики у обучающихся в 5-11 классах. Как повысить учебную мотивацию на разных этапах урока, как замотивировать школьников изучать такой непростой предмет как математика, при переходе из начальных классов в среднее и старшее звено
доклад мотивация.doc
Формирование учебной мотивации на уроках математики          Одна   из   главных   задач   современной   школы   –   формирование   у   учащихся положительного отношения к процессу образования, а также учебной мотивации, которая   является   составной   частью   технологии   личностно­ориентированного обучения и воспитания.       Математика многим детям даётся нелегко, и если у учащегося нет мотивов её изучения или эти мотивы слабые, обучение превращается в муку. В этом состоит одна из важнейших причин отставания многих учащихся в обучении математики. Устранить   эту   причину   можно   только   одним   способом   –   своевременно формировать настоящие мотивы обучения           Изучение   и   правильное   использование   всех   действующих   мотивов,   формирование   всех   необходимых   условий   для   развития   самостоятельности учащегося – есть сердцевина педагогической деятельности.      Если спросить у учащихся, какой предмет у них является любимым, то вряд ли большинство из них назовут математику. Одни считают, что этот предмет им не под силу, другие – что знания по математике не понадобятся в жизни.      Задача учителя – убедить каждого ученика в том, что даже минимальный уровень   математических   знаний   поднимет   его   на   более   высокий   уровень человеческого общества.        Изучение математики нелегкий труд, однако, во время её изучения развивается логическое   мышление,   гибкость   ума,   рассудительность,   умение   прогнозировать ситуацию   в   будущем   –   всё   это   необходимо   каждому   человеку   в   рыночных условиях. Пытаясь   сформировать   компетенции,   необходимые   детям   в   самостоятельной жизни, мы опираемся на развитие умений детьми принимать решения, находить способы рационального решения того или иного задания.          Потребность к действию, эмоциональная яркость, продвижение к своей мечте,   заинтересованность   –   всё   это   причины,   которые   активизируют деятельность и являются основой мотивов.     Человек   работает   с   удовольствием,   если   работа   интересная   и   он   любит   эту работу.   Мышление   учащегося   активизируется,   если   у   него   возникло   желание думать, изучать новый материал, появилась заинтересованность в учебе, когда он становится   соучастником   учебно   –   познавательного   процесса.   Поэтому, заинтересовать  в изучении математики и поддерживать этот интерес у учащегося есть актуальная задача для учителя математики на каждом уроке, решить которую учитель может, используя разнообразные формы и методы организации работы, которые подготавливают учащихся к рассматриваемой теме, создавая атмосферу заинтересованности   каждого   учащегося   как   в   личной   деятельности,   так   и   в деятельности всего классного коллектива; а так же стимулируя учащихся к разным способам     решения  заданий  на  уроке  без боязни  получить неверный ответ  или сделать ошибку. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. поэтому нами используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. Методические   приемы,   которые  влияют   на   формирование   мотивации: (приложение 1) 1. Апелляция к жизненному опыту детей 2. Создание проблемной ситуации 3. Ролевые и деловые игры 4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику 5. Элементы занимательности 6. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и  т.п. Стимулы  для формирования мотивации к учебной деятельности: 1. Ситуация удивления. 2. Ассоциации вместо правил 3. Презентации, творческие домашние задания  4.  Накопительная система оценок, рефлексия 5. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный  микроклимат на уроке Суть   этих   приемов   состоит   в   том,   чтобы   привлечь   интерес   к   предстоящей работе   чем­то   необычным,   загадочным,   проблемным,   побуждая   всех   учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.   Так же  необходимо обговаривать с учащимися в конце урока не только то, «чему научились, что узнали», но и то, что заинтересовало, что хотелось бы выполнить еще   раз,   сделать   по­другому.   Объявляя   домашнее   задание,   учитель   обращает внимание   не   только   на   его   объём,   но   и   даёт   рекомендации   к   рациональной организации   учебной   работы,   которые   обеспечат   качественное   выполнение домашнего задания.    Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что ученик на уроке должен быть готов   к   эффективному   процессу   познания,   иметь   в   нём   личную заинтересованность,   понимать,   что   и   зачем   он   делает.   Без   выполнения   этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности обучения нельзя прийти к положительному результату.   Таким образом, можно сделать следующие выводы:  Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.  Снижение   положительной   мотивации   учащихся   ведет   к   снижению успешности и эффективности обучения.  Использование   в   учебной   деятельности   методов   и   приемов   современных педагогических   технологий   формирует   положительную   мотивацию   детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.  Использование   учебно­познавательных   задач,   в   частности   задач исследовательского   характера   формирует   и   развивает   все   группы   УУД (познавательные,  регулятивные,  коммуникативные,  личностные),  повышает интерес   к   обучению,   развивает   самостоятельность   учебных   действий, личностную самостоятельность, формирует понимание значимости обучения и ведет к повышению учебной мотивации на уроках математики. Приложение 1 Способы повышения мотивации на уроках математики 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Обращайте внимание на пробелы в знаниях ваших учеников: когда мы выявляем  отсутствие знаний по теме у ученика, мы рождаем в нем желании познавать новое. Например, вы можете дать несколько простых примеров по теме, а затем нетипичные примеры по той же теме. Чем ярче вы укажете на пробелы в знаниях ученика, тем эффективнее будет его  мотивация.  Покажите последовательность достижений: эта техника тесно связана с прошлой.  Покажите ученикам логическое следствие понятий друг из друга. Эта техника, в отличие от  предыдущей, мотивирует ученика познавать смежные темы, а не сосредотачиваться на  полном понимании только одной.  Обнаружение образца:  сложную ситуацию, для выхода из которой ученикам  необходимо будет найти правильный образец решения. Поиски образца сильно мотивируют  учеников, так как каждый из них стремится найти его первым и объявить себя автором идеи.  Пример: сложите между собой числа от 1 до 100. Можно складывать их по очереди, но на это уйдет много времени. Проще здесь найти определенный образец действий: сложить первое и  последнее (1+100=101) и так далее. Затем ученикам надо умножить 101 на 50 – столько раз  повторится это число. Ответом будет 5,050.  Бросьте ученикам интеллектуальный вызов :такие вызовы дети встречают с  энтузиазмом. Очень важно верно подобрать вызов. Пример (если для вызова выбран именно  он) должен быть связан с темой урока и быть по силам ученикам. Вызов не должен отвлекать  от занятия, а плавно приводить к нему.  Показывайте математические фокусы: в математике много примеров, которые на  первый взгляд противоречат здравому смыслу. Такие примеры по своей природе привлекают  большое внимание к математическим упражнениям. Например, чтобы увлечь детей теорией  вероятностей, обсудите с ними Парадокс дней рождения (В группе, состоящей из 23 или  более человек, вероятность совпадения дней рождения (число и месяц) хотя бы у двух людей превышает 50%). Невероятный результат парадокса приведет учеников в восторг.  Покажите пользу от знания темы:  в начале урока, как можно будет применить на  практике новые знания. Например, на уроке геометрии можно попросить ученика измерить  диаметр тарелки, при этом известна лишь площадь части тарелки меньше полукруга. Такие  примеры должны быть краткими и простыми, чтобы не вовлечь детей в занятие, а не  отвлекать от него.  Используйте на уроках развлекательные задания по математике: развлечения  включают в себя паззлы, игры, парадоксы либо математические походы в помещениях школы и ближайших зданиях. Эти развлечения должны быть простыми и не занимать много времени. Успешное применение этой техники – быстрое вовлечение учеников в занятия по  математике. Стоит внимательно относиться к эффекту от этих игр – веселье не должно  отвлекать от самого урока.  Расскажите интересную историю о математике :об историческом событии (например, как Карл Фридрих Гаусс сложил числа от 1 о 100 за минуту, когда ему было 10 лет в 1787 году).   Такие   истории   успеха   хорошо   мотивируют   учеников.   Главное,   уделить   истории достаточно времени. В противном случае она не произведет должного эффекта. Обсудите   с   учениками   интересные   математические   факты:   одна   из   самых эффективных   техник   мотивации   учеников   –   попросить   их   выразить   свое   мнение   о любопытных математических фактах: например, «если сумма всех цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9». Конечно, все эти факты должны быть хорошо известны ученикам.   Учителя   математики   должны   понимать,   какие   мотивы   есть   у   их   учеников   на данный момент. На основе этих данных учитель может увеличивать вовлечение учеников в предмет и повышать эффективность образовательного процесса.  Источник: https://gazeta­pedagogov.ru/9­sposobov­motivatsii­uchenikov­na­urokah­ matematiki/ © gazeta­pedagogov.ru

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"

Выступление на заседании РМО учителей математики "Формирование учебной мотивации на уроке математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019