Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"
Оценка 4.6

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +1
Взрослым
07.03.2019
Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"
Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, научные общества учащихся и конференции, - всё это позволяет ученику начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще.
Необходимость приобщения учащихся к исследовательской деятельности.docx
Выступление на педагогическом совете: Тема: Необходимость приобщения учащихся к исследовательской деятельности Егорова Антонина Прокопьевна заместитель директора по учебной работы, учитель физики МБОУ «Томторская СОШ им.Н.М.Заболоцкого» Оймяконский улус Республики Саха (Якутия) Есть   возраст,   в   котором   почти   каждый   ребенок   хочет   стать   ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя   потребность   к   “игре   во   взрослых”   еще   сильна.   И   если   в   этот момент предложить  детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.    найти   единомышленников, Научно­исследовательская   работа   учащихся   является   одной   из   форм учебного   процесса.   Научные   лаборатории   и   кружки,   научные   общества учащихся и конференции, ­ всё это позволяет ученику начать полноценную научную   работу,   с   которыми   можно посоветоваться   и   поделиться   результатами   своих   исследований.   Так   или иначе, исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможно без проведения каких­то, пусть   самых   простых,   исследований.   Но   более   глубокая   научная   работа, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё   личное   время,   ученик   развивает   такие   важные   для   будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать   свою   точку   зрения.   Со   стороны   учителя   необходимы   доброе внимание и поддержка, без которых ученик, особенно в младших классах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься “скучной наукой”, какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения. Сегодня,   когда   Россия   и   её   наука   переживают   не   лучшие   времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности уже со школьной скамьи.   Плохое   финансирование   образовательных   учреждений   породило начало   процесса   снижения   уровня   данного   вида   деятельности.   Ученики, занимающиеся   научной   работой,   требуют   главным   образом   моральной поддержки, и отказывать им в этом просто кощунство. Во   время   обучения   в   Тарском   филиале   Омского   государственного педагогического   университета   нами   была   проведена   диагностика,   которая выявила   необходимость   перестройки   учебного   процесса   в  школе   с  учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Олимпиады   и   конференции   собирают   безусловно   талантливых, одаренных   детей.   Но,   с   психологической   точки   зрения,   это   разные   типы одаренности. В первом случае (дети – участники олимпиады) наблюдается интеллектуальная   одаренность,   которая   выражается   в   том,   что   дети проявляют   себя   знающими,   интеллектуально   развитыми,   способными   к углубленному   обучению   личностями.   Во   втором   случае,   когда   дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой   одаренности.  Причем,  если   первые,  как   отмечают   психологи   и педагоги, – “пожиратели знаний”, “энциклопедисты”, то вторые – “созидатели нового”, “творцы”, “открыватели” знаний, “исследователи”. Кроме того, если учащийся включен в исследовательскую деятельность, то   он,   как   правило,   работает   со   специалистом,  работает   в   научной   среде, зачастую в сообществе настоящих ученых – на базе научно­исследовательских институтов, высших учебных заведений и т.д. Таким образом, он получает самое   настоящее   образование   –   “образ”   будущей   профессии, жизнедеятельности, мировоззрения и т. д. Сравнительный   анализ   олимпиад   и   конференций   показал   также,   что принципиально   отличается   характер   предшествующей   до   олимпиады   или конференции учебной деятельности школьника в каждом случае. Для того чтобы   успешно   выступить   на   олимпиаде,   необходимо   глубоко   изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач и т.п. Для того чтобы   принять   участие   в   научной   конференции,   необходимо   заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно выступить на ней, надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции. Исследование   показало,   что   различен   и   уровень   усвоения   опыта.   Для олимпиад   характерен   эвристический   уровень:   учащийся   может   применить ранее   освоенные   действия   для   решения   нетиповой   задачи,   при   этом   он получает субъективно новую информацию. Для конференций – креативный уровень: учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию. Конечный результат, продукт деятельности учащегося на олимпиаде – выполненное   задание   (решенная   задача   и   т.п.)   с   заранее   известным результатом   (ответом)   для   жюри.   Он   обладает   субъективной   новизной.   В исследовательской деятельности – это научная работа, результаты которой докладываются   на   конференции.   Они   были   получены   в   процессе   самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Конечный творческий   продукт   обладает   объективной   новизной.   Более   того,   этот продукт   (научная,   творческая   работа)   обладает,   как   правило,   не   только новизной, но и общественно­значимой, практической ценностью. Коротко   приведем   сравнение   олимпиад   и   конференций   по   другим параметрам. Уровень   развития   интереса: в   первом   случае   –   познавательный (потребность   в   увеличении   знаний   и   т.п.),   во   втором   –   творческий (потребность сделать свое исследование, творческую работу и т.п.). Уровень   коммуникаций педагога   и   учащегося   в   образовательном процессе:   в   первом   случае   –   продуктивный   (делай   сам),   во   втором   – креативный (выражение собственного “я”, сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя). Роль учащегося в образовательном процессе до и во время олимпиады – обучаемый, “решатель задач”; до и во время конференции – исследователь научной проблемы, докладчик. Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер” в решении задач, роль педагога при проведении исследовательской работы и подготовке к конференции – научный руководитель. Таким образом, диагностика выявила необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской и другой творческой деятельности в различных областях науки. В   этих   условиях   важным   фактором   формирования   образовательной среды,   обеспечивающей   современное   качество   образования,   является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения. Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества, в школе из   разовых   участий   в   районных   и   городских   конференциях   необходимо создать общество, основанное на субъектности взаимодействия взрослого и ребенка   в   ходе   педагогического   руководства   исследовательской деятельностью учащихся. Основной   целью   НОУ   должно   являться   выявление   и   поддержка одаренных   учащихся,   творческих способностей,   поддержка   научно­исследовательских   интересов   учеников. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.   развитие   их   интеллектуальных, В этом процессе можно выделить несколько этапов. На   первом   этапе –   организационно­подготовительном   –   выявляются учащиеся,   желающие   работать   в   научном   обществе.   Ведущая   роль   здесь принадлежит   учителям­предметникам,  которые   в   процессе   индивидуальной работы   с   учениками   призваны   не   только   разглядеть   “искру” исследовательского   таланта,   но   и   помочь   в   выборе   темы   предполагаемого исследования,   определить   круг   проблем,   требующих   решения,   подобрать необходимую литературу. В   этой   связи   важно,   чтобы   учащийся   с   первых   шагов   понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках   и   во   внеурочных   мероприятиях,   участие   в   научных   конференциях разного ранга). На   следующем   этапе должна   начинается   непосредственная   работа самого   ученика   над   проектом   под   руководством   учителя.   Большим подспорьем в написании творческих проектов является библиотека, другие способы получения информации (Интернет). Нередко в ходе написания исследовательских работ возникает ситуация, когда предлагаемая тема работы находится на стыке нескольких дисциплин и требует   консультативной   помощи   представителя   высшей   школы.   Такое сотрудничество   повышает   уровень   исследовательских   работ,   приближает деятельность учащихся к подлинно научным разработкам. Важным этапом исследовательской работы учащихся должна является экспертиза   творческих   проектов,   проводимая   экспертными   группами, созданными   на   основе   методических   объединений   учителей   школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную   оценку   проделанной   работе,   выявляют   слабые   стороны исследования,   оказывают   помощь   в   решении   возникших   вопросов.   Таким образом, повышаются критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой   работы   среди   учащихся.   Наиболее   удачные   работы рекомендуются для участия в районной научной конференции учащихся. Таким   образом,   включение   исследовательской   работы   учащихся   в процесс   обучения   в  общеобразовательной   школе   в  рамках   НОУ   позволяет привнести   в   него   не   только   индивидуализацию   и   дифференциацию образования, средством   определения   индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть   реальной   основой   объединения   основного   и   дополнительного образования,   что   является   условием   развития   личности   ученика   и   его способностей. стать

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"

Выступление "Необходимость приобщении учащихся к исследовательской деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2019