Выступление по теме:
« Театрализация как средство развития коммуникативной
компетенции учащихся по английскому языку во внеурочное
время»Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое
дело
(Антон Павлович Чехов)
Когда в детстве меня спрашивали, кем я хочу стать, когда вырасту, я всегда
отвечата – актрисой или учителем. Почему именно актрисой – всем понятно. А вот
почему учителем для всех было удивительно. Учась в школе, я всегда представляла
себя на месте учителя и думала, как же именно я смогла бы объяснить ученикам
какуюлибо тему. Моя мечта стать учителем сбылась. Сейчас я преподаю английский
язык в МКОУ «СОШ №148». А что касается другой мечты, она так же присутствует
в моей профессии.
В настоящее время английский язык становится средством жизнеобеспечения
общества. Поэтому он стал обязательным компонентом обучения в школе.
Современные методы и средства обучения прочно вошли в жизнь
современной школы. Новые учебники, компьютерные технологии сегодня
являются неотъемлемой частью урока, активно используются и во внеурочной
деятельности. Однако ничто не может заменить живого общения, тем более,
когда речь идет об изучении языка. В этой связи, театрализация является
уникальной возможностью, позволяющей учащимся проявить свои творческие
способности, не прекращая при этом процесс изучения иностранного языка.
В своей школе мы создали театральный кружок «Английский театр»,
который может посетить любой желающий ребенок во внеурочное время.
Применение элементов театрализации способствует превращению учебной
деятельности в творческий процесс, направленный на усвоение материала
посредством игры, художественных образов.Часто возникают большие трудности при освоении языка, которые ведут к
потере интереса к процессу его освоения уже до перехода на среднюю ступень. Я
поставила перед собой цель: найти такие технологии, которые помогли бы мне снять
языковой барьер, ведь нельзя заставить учащихся свободно общаться на иностранном
языке, и преодолеть языковой барьер обычным способом. Необходимо создать такие
условия, чтобы ребёнок захотел говорить на иностранном языке, при этом учитывая
естественный страх ребенка перед говорением на чужом для него языке. Такое
серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как
только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются
вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе,
запинающегося на каждом слове “вечного троечника” во вдохновенного Ромео,
произносящего монологи на одном дыхании.
Театрализация также может выступать и как средство развития устной речи
учащихся.
Как показывает моя практика, в ходе репетиций ребята непроизвольно
запоминают не только свои слова, но и практически всю постановку от начала до
конца. То есть драматический метод обучения детей иностранному языку через
постановку, активизирует даже самых ленивых и невнимательных учащихся.
Ведь известно, что дети лучше запоминают то, что им интересно и наглядно.
Театрализация понятна и доступна детям, и ученики с большим удовольствием
играют в театральных постановках, спектаклях, и им это нравится. Освоение нового
происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки.
Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает
действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое
поведение людей. Авторами данной технологии является В.А. Ильева, Е.Н.Безгина.
На уроках дети изучают основы языка строго по программе , одну тему за
другой, стараясь не отклониться ни на шаг от программы , а где как не в
внеурочной деятельности педагог вместе с детьми может в полной мере воплотить ,
все то на что не хватает времени на уроке, проявить свои творческие способности .Все это возможно во внеурочной деятельности .Сейчас значительное место отводится
на внеурочку как мы привыкли ее называть. Именно эта часть учебного процесса
отвечает за столь важные моменты как знакомство учащихся с английской культурой
и ценностями, развитие навыков самовыражения .
В каждом классе есть такие ученики, которые проявляют активность в малой
степени на уроках. Причинами этого являются: низкий уровень знаний английского
языка, излишняя застенчивость, агрессивность, социальная неуверенность или другие
личные особенности ребенка
Таких ребятишек я приглашаю в наш « Английский театр». Когда эти дети
приходят на внеурочное занятие для начала необходимо дать им небольшую роль и
дать понять, что без него они не справятся. У этого ученика появится стимул, и он
будет стараться, чтобы не подвести учителя и своих партнеров. В ролевой игре
ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном
ответе, он более раскрепощен и свободен.
Кроме того, театрализация позволяет организовывать работу и с одаренными
детьми, которые могут проявить себя во внеурочной деятельности.
Лучшим поводом для театрализации является какойлибо праздник, который
проводится в нашей школе, англоязычные праздники, предметные недели или просто
небольшое выступление по пройденной теме. Например: Хеллоуин, Рождество, 8
Марта. Так же известно, что дети всегда стараются на публику, особенно если в
качестве гостей являются их родственники.
На своих занятиях я применяю следующие действия:
инсценированные песни;( с которыми знакомились на уроке)
инсценированные стихотворения;
театральные постановки сказок.
В процессе театральной деятельности совершенствуются:
интонационные, грамматические и лексические навыки;
использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях; углубление страноведческих знаний;
умение аудирования;
практическое использование знаний в коммуникативной сфере;
умение слушать партнера.
Эффективность внеклассной деятельности
зависит от следующих условий:
добровольность участия;
сочетание самодеятельности и инициативы
детей с направляющей ролью учителя;
чёткая организация и тщательная
подготовка всех мероприятий;
эстетическая выразительность, занимательность
и новизна содержаний, форм и методов работы;
наличие целевых установок
Этапы театральной деятельности:
1. Знакомство детей с автором стихотворения, с произведением или сказкой.
2. Работа по снятию языковых трудностей. В основном это трудности
лексического характера.
3. Первичное прослушивание. Учителю необходимо представить каждого героя
через определённую интонационную выразительность роли, определить её темп.
4. Распределение ролей в соответствии с языковой трудностью произведения,
артистическими данными детей и их языковой подготовкой.
5. Индивидуальная работа с каждым ребёнком по выразительному чтению его
реплик, стихотворений.
6. Групповая работа – прочтение пьесы по ролям. Во время этого этапа
учащиеся запоминают слова своей роли и реплики своих партнёров, после которых
они вступают.7. Репетиции на сцене. Самый долгий и важный этап, он длится, пока все
участники не выучат свои роли, и не будут произносить их чётко, не научатся
двигаться на сцене и слушать партнёра. Также изготовляются костюмы и
необходимый реквизит либо дома, либо в нашем ЦЭВ. Самое последнее –
генеральная репетиция.
8. Выступление учащихся на сцене.
9. Рефлексия.
В нашей школе во втором классе проводилось ABCParty, после изучения
алфавита. Каждый ученик становился буквой английского алфавита, и его задачей
было, как можно ярче представить свою букву с помощью стихотворений, картинок,
иллюстраций. В третьем классе дети показывали инсценированную песню,
посвященную Дню Матери. В четвертом классе сейчас мы готовим инсценировку
стихотворения « On the bus».
В пятом классе ученики выступали со сказками «Красная шапочка», «Колобок»,
«Репка». В данных сказках старались задействовать всех учеников. Дети старались
тщательным образом продумать костюмы, чтобы в полной мере соответствовали
выбранным персонажам или образам. Детям даётся возможность в полной мере
проявить свои творческие способности, причем в различных областях. Зрителями
данных выступлений являлись учащиеся нашей школы. Для 1 класса было очень
интересно увидеть любимую сказку в исполнении учеников да еще и на неизвестном
ему языке..
Если сравнивать прошлый год, когда мы начали работать с детьми в «
Английском театре» и конец первого полугодия этого года , то результат виден
довольно таки сильно. Повысилась активность детей не только во внеурочной
деятельности, но и на уроках английского языка.
Как было сказано ранее, элементы театральной деятельности широко
используются в учебном процессе в виде инсценировок и театрализованных игр. Дети
на занятиях должны не только говорить, но и уметь слушать. Слушание (или
аудирование) восприятие и понимание иностранной речи один из самых сложныхвидов деятельности на уроке. Театральная деятельность на уроке заставляет
внимательно слушать собеседника. Ведь прослушивание небольших простых
сообщений одноклассников проходит намного веселее, если перед тобой говорит не
ученик из класса, а гном из сказки «Белоснежка и семь гномов» или мышка из сказки
«Репка».
Так же важна работа над произношением, различие на слух звуков и
звукосочетаний английского языка, соблюдение норм произношения. Элементы
театра помогают совершенствовать английское произношение, отрабатывать звуки,
слова, интонацию, ученики не просто повторяют за учителем, а играют какого либо
персонажа, который непременно должен говорить с английским произношением и с
определенной интонацией.
Одним из важных аспектов в изучении иностранного языка является активное
пополнение лексики. Театральная деятельность – это не только диалоги, сценки и
монологи. Это и стихи и песни, связанные с темой. Они также способствует развитию
навыков разговорной речи, умению говорить и понимать иностранную речь.
Для лучшего усвоения лексики и воображения мы часто используем всем
знакомый метод «Синквейн». Это один из самых интересных видовработ и способов
развития творческого мышления. Цель данной технологии: добиться более глубокого
осмыслениятемы.
1. Первая строка – одним словом обозначается тема (имя существительное).
2. Вторая строка – описание темы двумя словами (имена прилагательные).
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы,
причастия).
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные
части речи).
5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Ученикам было дано 57 минут, чтобы написать синквейн. Затем одни читали
свои произведения, другие слушали и выделяли особо понравившиеся стихотворения.
Например, темой синквейна были сказочные герои сказки.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от
автора умения находить в информационном материале наиболее существенные
элементы, делать выводы и кратко их формулировать. И это является наиболее
эффективный способ подготовить учащихся к театральным постановкам.
В заключении, хочу сказать, что театральная деятельность, действительно
является важной частью в изучении иностранных языков.
необходимо отметить, что данный вид работы доступен абсолютно для любого
класса, независимо от возраста и уровня подготовки. Учащиеся с удовольствием
разучивают свои роли, готовят необходимый реквизит самостоятельно и
приобретают полезный опыт, замкнутые ребята получили отличную возможность
проявить свои скрытые таланты. Все, что необходимо педагогу это сценарий и
желание работать в творческом ключе. быть артистичным, эмоциональным,
терпеливым и добрым. При наличии такого довольно «скромного» арсенала,успехи
не заставят себя ждать.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!