Районные педагогические чтения:
Реальные пути и современные возможности для
самообразовательной деятельности педагога
Реальные пути и современные возможности для самообразовательной
деятельности педагога
Актуальность темы обусловливается особенностями современного
периода модернизации образования как масштабной программы государства,
осуществляемой при активном содействии общества и связанными с этим
кардинальными изменениями в профессиональной деятельности работников
образования. В современных условиях изменения парадигмы образования,
важнейшей составляющей которой является идея непрерывности образования,
процесс формирования профессиональных качеств и развития способностей
личности должен происходить в течение всей жизни.
Модернизация современного образования [5]нацелена на построение и
реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования
человека на различных этапах его жизненного пути. Для осуществления своей
миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению
профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.
Вопросы, связанные с исследованием активизации самообразования
учителя в системе повышения квалификации отражены в научных
исследованиях. Формированию интереса и активного стремления личности к
постоянному самообразованию и самосовершенствованию посвящены
исследования А. Я. Айзенберга, Л. А. Балакиревой, С. Б. Елканова, А. Г.
Каспаржака, Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова, С. В. Кульневич, В.
И. Лещинского и других исследователей, рассматривающих понятие
«самообразование учителя».
Деятельность современного учителя неразрывно связана с его
творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным
и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и
культурным уровнем. Это, несомненно, выдвигает на первый план
необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации
учителей современных педагогических технологий,
стимулирующих
образовательную активность личности. Достижение данных требований
невозможно без осознания учителем своей высокой личной ответственности и
без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в
процессе повышении квалификации и самообразования. Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по
различным направлениям:
∙ в профессиональной сфере (знание своего предмета);
∙ в сфере педагогической психологии;
∙ в области методики преподавания (овладение современными
технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.)
«САМООБРАЗОВАНИЕ,
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический
словарь:
целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических
знаний в какойлибо области науки, техники, культуры, политической жизни и
т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом
сочетании с самостоятельным изучением материала».
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к
самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины,
которые мы чаще всего называем, — это отсутствие времени, нехватка
источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно
подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к
развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие
учителя к самообразованию:
необходимость поиска и анализа новой информации;
желание творчества (работа должна быть интересной и
доставлять удовольствие);
соответствие современным требованиям;
конкуренция;
общественное мнение; интерес к делу.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую
человеком познавательную деятельность, которая:
человеком;
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется,
управляется и контролируется самим
необходима для совершенствования какихлибо качеств или
навыков человека.
Сегодня доступны различные источники знаний и разнообразные формы
организации самообразования педагога. Каждая деятельность бессмысленна,
если в ее результате не создается некий продукт, или нет какихлибо
достижений.
Виды деятельности, составляющие процесс моего самообразования и
результат:
Формы
Курсовая
Деятельность
Курсовую подготовку
Результаты учителя
в Расширение подготовка
с
Земля
педагогов
преподавания
языка
в
контексте»,
Германии
Баден
Вюртемберг, город Бад Либенцель
в
академии политического
образования и международного
молодежного движения в рамках
партнерства
Уральским
регионом по теме: «Пережитое
страноведение».
«Методика
немецкого
социокультурном
ИРО г. Екатеринбург
«Обучение тьюторов для
подготовки
к
проведению ЕГЭ по иностранному
языку», ИРО г. Екатеринбург
ПДС:
«Организация
педагогического взаимодействия в
образовательном процесс.
Семинар:
образования в
участием
Австрии), ИРО г. Екатеринбург.
потенциала
учреждения», ИРО.
Семинар «Применение ИКТ
при организации образовательного
процесса»,
представительство
ИРО.
Методические
вопросы
подготовки обучающихся к ЕГЭ по
иностранному языку. НТФ ИРО.
технологии
мышления» ЦРМ
«Разработка компетентностно
ориентированных заданий по
учебным предметам» ЦРМ
инновационного
образовательного
«Система
Австрии» (с
из
урока
в
критического
преподавателя
«Разработка
«Развитие
кругозора, общение с
носителями языка,
очное знакомство с
городами Германией,
Франции, Чехии.
Разработка
дидактических
материалов, тестов.
Обучение коллег в
РМО по программе
курса.
Разработаны
программы,
положения, сценарии
и конспекты уроков с
использованием
современных
технологий.
Расширение
кругозора, общение с
носителями языка
Получения
теоретических знаний
Использование ИКТ.
Использование
электронных форм
контроля
Апробация ТРКМ.
Создание Экспертная и
аналитическая
деятельность
Мероприятия по
обмену опытом
(открытость,
наблюдение)
Дистанционные
курсы
повышения
квалификации,
семинары,
олимпиады и
конкурсы.
Использование
ИКТ
за
Экспертиза экзаменационных
материалов, открытых уроков.
Аналитический отчет
межаттестационный период;
материалы
Аналитические
проекта,
деятельности
контрольных работ,
открытых
уроков, самообразования педагога
и т.д.
Участие в профессиональных
конкурсах.
Посещение открытых уроков
(ШМО, РМО. г. Екатеринбург, г.
Бад Либенцель – Германия)
Выступление на педчтениях,
педсоветах, конференциях и т.д.
Проведение открытых уроков в
рамках месячника «Адаптация»,
ШМО,
на конкурс
«Педагогический Олимп»
Публикация материалов в
Вестнике Восточного округа.
ФГОС», ИРО
Дистанционное
организаторов ЕГЭ.
Обзор
Интернете
информации по предмету,
педагогике,
психологии,
педагогическим технологиям
Участие
сообществах.
Чтение журналов onlain
Электронный журнал
Участие
конкурсах
«Мультитест», «Почитайка»; в
олимпиаде по Основам наук.
«ИКТ как средство реализации
обучение
РМО,
сетевых
в
в
в
дидактических
материалов
Педагогическая
рефлексия,
диагностика
самодиагностика,
совершенствование
умений
педагогического
опыта.
и
анализа
с
стороны
Обмен опытом:
одной
приобретение
передового
педагогического
опыта,
с другой
стороны возможность
самовыражения,
раскрытие
профессионального и
творческого
потенциала.
личного
Изучение ИКТ.
Создание
блога.
Создание собственных
страничек на сайтах.
Создание интеллект
карты, презентации в
Presi.
Апробация
документкамеры,
системы Proclass.
Использование
электронных форм
контроля.
Использование
презентаций,
триггеров,
тренажеров.
ЭОР, Индивидуальная
работа по теме
самообразования
Инициативность,
активность,
творчество
Взаимосвязь
личностного
профессионального
развития
и
к
Готовность
педагогическому
творчеству.
Возможность
исследовательской и
поисковой
деятельности.
саморазвития
Формирование портфолио.
Чтение научнометодической
литературы педагогической и
предметной литературы.
Решение упражнений, тестов и
других заданий по своему
предмету повышенной сложности
или нестандартной формы.
Газеты, журналы.
Видео, аудио информация на
различных носителях (в том числе
на немецком языке)
Программа
педагога
Организация факультатива по
немецкому языку « Общаемся по
немецки» 11 класс
Разработка
программы «Интеллект»
Разработка рабочих программ
работы с учащимися повышенного
интеллектуального уровня и
«группы риска»
Положение НПК в начальной
школе
Проведение НПК
Участие
фестивале
иностранном языке
в
творчества
ежегодном
на
школьной
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и
инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его
работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это,
прежде всего, качество организованного учителем учебновоспитательного
процесса и профессиональноквалификационный рост педагога.
Используемая литература: 1.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело,
1994.
2.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной
деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»;
Издательство ЭКМОС, 1999.
3.
Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства
работников образования. – Красноярск, 2004.
4.
5.
Электронный педагогический словарь.
Концепция модернизации российского образования до 2020 года.
Выступление по теме "Самообразование педагога"
Выступление по теме "Самообразование педагога"
Выступление по теме "Самообразование педагога"
Выступление по теме "Самообразование педагога"
Выступление по теме "Самообразование педагога"
Выступление по теме "Самообразование педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.