Выступление по теме "Самообразование педагога"

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 04.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Выступление.doc
Районные педагогические чтения: Реальные пути и современные возможности для самообразовательной деятельности педагога Реальные пути и современные возможности для самообразовательной деятельности педагога Актуальность   темы   обусловливается   особенностями   современного периода модернизации образования как масштабной программы государства, осуществляемой   при   активном   содействии   общества   и   связанными   с   этим кардинальными изменениями в профессиональной деятельности работников образования.   В   современных   условиях   изменения   парадигмы   образования, важнейшей составляющей которой является идея непрерывности образования, процесс формирования профессиональных качеств и развития способностей личности должен происходить в течение всей жизни.  Модернизация современного образования  [5]нацелена на построение и реализацию   индивидуального   образовательного   маршрута,   самообразования человека на различных этапах его жизненного пути. Для осуществления своей миссии   педагогу   необходимо   обладать   готовностью   к   решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Вопросы,   связанные   с   исследованием   активизации   самообразования учителя   в   системе   повышения   квалификации  отражены   в   научных исследованиях. Формированию интереса и активного стремления личности к постоянному   самообразованию   и   самосовершенствованию  посвящены исследования  А.  Я.  Айзенберга,  Л.  А.  Балакиревой,   С.  Б.  Елканова,  А.  Г. Каспаржака, Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова, С. В. Кульневич, В. И.   Лещинского   и   других   исследователей,   рассматривающих   понятие «самообразование учителя».  Деятельность   современного   учителя   неразрывно   связана   с   его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и   нравственным   потенциалом,   с  его   профессиональной   компетентностью   и культурным   уровнем.   Это,   несомненно,   выдвигает   на   первый   план необходимость   поиска   и   внедрения   в   практику   повышения   квалификации учителей   современных   педагогических   технологий,   стимулирующих образовательную   активность   личности.   Достижение   данных   требований невозможно без осознания учителем своей высокой личной ответственности и без   постоянного   обновления   знаний   и   практических   умений   специалиста   в процессе повышении квалификации и самообразования.Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям: ∙   в профессиональной сфере (знание своего предмета); ∙   в сфере педагогической психологии; ∙   в   области   методики   преподавания   (овладение   современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.)    «САМООБРАЗОВАНИЕ, Вот   как   определяет   понятие   «самообразование»   педагогический словарь:   целенаправленная   познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой­либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала». Однако,   как   бы   ни   были   высоки   способности   учителя   к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые   мы   чаще   всего   называем,   —   это   отсутствие   времени,   нехватка источников   информации,   отсутствие   стимулов   и   др.   Что   же   должно подтолкнуть   учителя   к   самосовершенствованию,   стать   потребностью   к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить? Определим составляющие этой  потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:   необходимость поиска и анализа новой информации; желание   творчества   (работа   должна   быть   интересной   и доставлять удовольствие); соответствие современным требованиям; конкуренция; общественное мнение; интерес к делу.     Под  самообразованием  традиционно   понимают   осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:    человеком; осуществляется добровольно; осуществляется сознательно; планируется,   управляется   и   контролируется   самим  необходима   для   совершенствования   каких­либо   качеств   или навыков человека. Сегодня доступны различные источники знаний и разнообразные формы организации самообразования педагога.  Каждая деятельность бессмысленна, если   в   ее   результате   не   создается   некий   продукт,   или   нет   каких­либо достижений. Виды   деятельности,   составляющие   процесс   моего   самообразования   и результат: Формы Курсовая Деятельность  Курсовую   подготовку   Результаты учителя   в Расширениеподготовка   с           Земля   педагогов     преподавания языка в контексте», Германии   Баден­ Вюртемберг, город Бад Либенцель в академии   политического образования   и   международного молодежного   движения   в   рамках партнерства   Уральским регионом   по   теме:   «Пережитое страноведение».   «Методика   немецкого социокультурном   ИРО г. Екатеринбург  «Обучение   тьюторов   для подготовки к проведению ЕГЭ по иностранному языку», ИРО г. Екатеринбург  ПДС: «Организация педагогического взаимодействия в образовательном процесс.     Семинар: образования   в   участием   Австрии), ИРО г. Екатеринбург.  потенциала учреждения», ИРО.  Семинар   «Применение   ИКТ при организации образовательного процесса», представительство ИРО.  Методические вопросы подготовки обучающихся к ЕГЭ по иностранному языку. НТФ ИРО.    технологии   мышления» ЦРМ  «Разработка   компетентностно­ ориентированных   заданий   по учебным предметам» ЦРМ инновационного образовательного   «Система   Австрии»   (с   из урока в критического   преподавателя   «Разработка   «Развитие         кругозора,   общение   с носителями   языка, очное   знакомство   с городами   Германией, Франции, Чехии. Разработка дидактических материалов, тестов. Обучение   коллег   в РМО   по   программе курса. Разработаны программы, положения,   сценарии и конспекты уроков с использованием современных технологий. Расширение кругозора,   общение   с носителями языка Получения теоретических знаний Использование  ИКТ. Использование электронных   форм контроля Апробация ТРКМ. СозданиеЭкспертная   и аналитическая деятельность Мероприятия   по обмену   опытом (открытость, наблюдение) Дистанционные  курсы  повышения  квалификации,  семинары,  олимпиады и  конкурсы.  Использование  ИКТ   за  Экспертиза   экзаменационных материалов, открытых уроков.  Аналитический   отчет   межаттестационный период;   материалы  Аналитические проекта, деятельности контрольных   работ,   открытых уроков, самообразования педагога и т.д.  Участие   в   профессиональных конкурсах.  Посещение   открытых   уроков (ШМО,  РМО.  г.  Екатеринбург,  г. Бад Либенцель – Германия)  Выступление   на   педчтениях, педсоветах, конференциях и т.д.  Проведение открытых уроков в рамках   месячника   «Адаптация», ШМО,   на   конкурс «Педагогический Олимп»  Публикация   материалов   в Вестнике Восточного округа.  ФГОС», ИРО   Дистанционное организаторов ЕГЭ.  Обзор   Интернете информации   по   предмету, педагогике, психологии, педагогическим  технологиям  Участие сообществах.  Чтение журналов on­lain  Электронный журнал  Участие конкурсах «Мультитест»,   «Почитайка»;   в олимпиаде по Основам наук. «ИКТ как средство реализации обучение   РМО, сетевых в в     в           дидактических материалов Педагогическая рефлексия, диагностика   самодиагностика, совершенствование умений педагогического опыта.   и анализа     с стороны Обмен   опытом: одной приобретение передового педагогического опыта,   с   другой стороны   возможность самовыражения, раскрытие профессионального   и творческого потенциала.   личного Изучение ИКТ. Создание блога.  Создание собственных страничек на сайтах. Создание   интеллект­ карты,   презентации   в Presi. Апробация документ­камеры, системы Proclass. Использование электронных   форм контроля. Использование презентаций, триггеров, тренажеров.   ЭОР,Индивидуальная работа   по   теме самообразования Инициативность, активность, творчество Взаимосвязь личностного профессионального развития   и к Готовность   педагогическому творчеству. Возможность исследовательской   и поисковой деятельности. саморазвития  Формирование портфолио.  Чтение   научно­методической литературы   педагогической   и предметной литературы.  Решение упражнений, тестов и других   заданий   по   своему предмету   повышенной   сложности или нестандартной формы.  Газеты, журналы.  Видео,   аудио   информация   на различных носителях (в том числе на немецком языке)  Программа   педагога  Организация   факультатива по немецкому языку « Общаемся по­ немецки» 11 класс  Разработка программы «Интеллект»  Разработка   рабочих   программ работы с учащимися повышенного интеллектуального   уровня   и «группы риска»  Положение   НПК   в   начальной школе  Проведение НПК   Участие   фестивале иностранном языке в творчества ежегодном на         школьной В   заключении   отмечу,   что   чем   больше   информации,   методов   и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Показатели   эффективности   педагогического   самообразования —  это, прежде   всего,   качество   организованного   учителем   учебно­воспитательного процесса и профессионально­квалификационный рост педагога. Используемая литература:1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. 2. Самоукина   Н.В.   Психология   и   педагогика   профессиональной деятельности.   –   М.:   Ассоциация   авторов   и   издателей   «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999. 3. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004. 4. 5. Электронный педагогический словарь. Концепция модернизации российского образования до 2020 года.