Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»
Оценка 4.7

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
11 кл
30.05.2017
Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»
Выступление по теме: «Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ» включает в себя авторскую разработку урока по русскому языку в 11 классе по обучению написания сочинения в формате ЕГЭ по тексту А.Н.Толстого.
ЛЕБЕДЕВА ПЕДМАРАФОН.docx
МАОУ Алабинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Выступление по теме: «Развитие   продуктивной   речевой   деятельности   и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ» Лебедева Елена Михайловна, учитель русского языка и  литературы высшей  квалификационной категории 1 Наро­Фоминск 2017             Итоговая аттестация учащихся одиннадцатых классов в форме ЕГЭ предполагает   учитывать   современной   школе   необходимость   в   достаточно сжатые сроки вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог успешно сдать экзамен ЕГЭ по русскому языку, в частности, написать сочинение в формате ЕГЭ.                    В основных мероприятиях по реализации программы развития   нашей   школы   в   направлении   «Модернизация   содержания   и   технологии образовательного   процесса»   одна   из   целей:   совершенствование образовательного   процесса,   определяющего   личностный   рост   ученика   и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Из этого вытекает следующая   задача:   внедрение   инновационных   образовательных   технологий, что повысит качество образования за счет реализации личностного подхода, обновления содержания учебной деятельности, внедрения в практику работы каждого   учителя   современных   педагогических   технологий,   инновационных методов   обучения.   Иными   словами,   предлагаемый   вам   урок   представляет собой такую форму работы, которая отвечает главной задаче нашей школы: совершенствование работы по повышению качества знаний учащихся. Главная цель:   активно   включать   обучающихся   на   уроке   в   творческую, исследовательскую   деятельность,   прививать   им   умения,   позволяющие самостоятельно добывать необходимую информацию и знания.         Данная цель обусловливает решение следующих задач:  Развитие   всех   видов   речевой   деятельности:   чтение,   аудирование, говорение, письмо;  Формирование   универсальных   учебных   действий:   познавательных, регулятивных, коммуникативных;  Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и   навыков,   овладение   нормами   русского   литературного   языка   и обогащение   словарного   запаса   и   грамматического   строя   речи учащихся.        Поставленная цель предполагает ответ на вопрос: с чего начать   выполнение творческой работы? Это один из сложных этапов в работе над сочинением. Определить проблему авторского текста, прокомментировать ее, 2 определить   позицию   автора   предложенного   текста,   выразить   свое   мнение, аргументировать свою точку зрения, сделать вывод. Вроде бы все понятно ученику   в   задании,   но   только   на   первый   взгляд.   Верно   сформулировать проблему   текста,   не   определив   его   тему,   невероятно   сложно.   Но   и   тему, подчас,   учащийся   определить   правильно   не   в   силах.   Так   как   же   быть? Следует:     Начать   с   пересказа   предложенного   для   выполнения   творческого задания текста;  Определить тематические границы текста;  Составить   развернутое   высказывание   о   том,   какие   нравственно­ этические, социально­философские, экологические и т.д. категории должны войти в формулировку темы текста, то есть установление определенного   тематического   поля   (например,   о   необходимости оставаться человеком даже в самых бесчеловечных условиях).              Очень важно сохранить логику рассуждения. Это один из непростых моментов, которому научиться в одну секунду невозможно. Но данный урок является примером того, как практически организовать работу по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ.           Тип урока: урок «открытия» нового знания.                   развивающего   обучения, дифференцированного обучения.  Технологии:  здоровьесбережения,   проблемного   обучения,   развития   исследовательских   навыков,           Решаемые проблемы: каковы этапы работы над темой текста автора, проблемой, комментарием проблемы данного текста, определением авторской и   собственной   позиций,   аргументационной   частью   сочинения,   выводом   к творческой работе?          Виды деятельности (элементы содержания, контроль).                  Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление плана статьи, фронтальная беседа,   анализ   текста,   самостоятельная   работа   с   портфолио   (   таблица художественных средств языка; таблица для повторения прямой и косвенной речи);   индивидуальная   и   парная   работа   с   дидактическим   материалом; коллективное   проектирование   способов     выполнения   домашнего   задания; комментирование выставленных оценок.           Планируемые результаты: 3 С   помощью   материалов   урока   учитель   предлагает   алгоритм, ориентирующий ученика на выполнение сложного творческого задания как в устной,   так   и   в   письменной   форме.   Это   является   одним   из   способов формирования   в   учащихся   не   только   необходимых   предметных,   но   и коммуникативных и рефлексивных (универсальных) учебных действий.            Предметные УУД:                    Научиться различать виды языковых единиц, формировать навыки языкового   анализа,   научиться   различать   виды   речи   и   определять   в зависимости   от   цели   высказывания   разговорный,  научный,  художественный стили речи; научиться отличать текст от группы предложений, озаглавливать; использовать   алгоритм   для   выявления   языковых   и   композиционных особенностей текста.            Метапредметные УУД: Коммуникативные:  проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств,   мыслей,   побуждений   в   соответствии   с   задачами   и   условиями коммуникации;   добывать   недостающую   информацию   с   помощью   вопросов (познавательная   инициатива);   владеть   монологической   и   диалогической формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и   синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;   искать   и   выделять   необходимую   информацию;   применять   методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.  объяснять   языковые   явления,   процессы,   связи   и            Личностные УУД: Формирование   «стартовой»   мотивации   к   изучению   нового   материала; формирование   познавательного   интереса   к   предмету   исследования; формирование   навыков   анализа,   сопоставления,   сравнения;   формирование знаний   о   своей   этнической   принадлежности,   освоение   национальных ценностей,   традиций,   культуры;   формирование   устойчивой   мотивации   к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Техническое оборудование: 4 сборник типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько, информационная таблица: проблема – авторская позиция; таблица пошагового оценивания сочинения, компьютер, мультимедийная установка.                                               ХОД УРОКА 1.Вступительное слово учителя.  Сегодня у нас урок по теме: Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение   практическими   навыками   при   обучении   написания   сочинения   в формате ЕГЭ. Основные цели и задачи нашего урока:    творческих   умений развитие   продуктивной   речевой   деятельности, самостоятельной   работы   с   текстом;   умение   сформулировать   и прокомментировать   одну   из   проблем   текста,   определить   авторскую   и собственную   позиции,   аргументировать   собственное   мнение;   закрепить навыки   анализа   текста:   повторить   знания   о   теме,   проблеме,   основных способах   цитирования;   развитие   умения   редактировать   текст;   строить монологическое высказывание. Наиболее   сложным   для   учащихся   является   задание   №   25,   в   котором требуется написать сочинение. Поэтому сегодня в процессе нашего урока мы займемся целенаправленной работой по подготовке к написанию сочинения. На первом этапе урока мы обратимся к творческому   домашнему заданию, которое вы подготовили, пополняя ваши папки, куда вы собираете материал к экзамену. Итак, пожалуйста, прочитайте, какие цитаты вы отобрали на тему: «Патриотизм», «Любовь к Родине».  2. Обсуждение цитат, вывешивание их на доске. 3. Давайте вспомним, как оформляется прямая речь на письме и как можно оформить цитаты. 4. Подготовленное домашнее задание ученика – презентация. 5. Задание для всего класса:   запишите   в тетради выбранные нами цитаты, оформив их знаками препинания.  6.   Коллективная   проверка:   прочитайте   свои   варианты   ответов,   проверьте постановку знаков препинания по таблице на слайде. 7. А теперь обратите внимание на слайд , на котором представлена таблица, где левая колонка имеет заглавие : «Примерный круг проблем», а правая: «Авторская   позиция»,   которую   вы   должны   будете   заполнить.   Но   прежде давайте   повторим   теоретические   сведения,  что   такое   проблема,   авторская позиция, способы определения авторской позиции в тексте.(Слайды) 5 Внимание, задание: откройте страницу 36 нашего пособия и приготовьтесь слушать текст, но прежде я прошу вас обратить внимание на задание, которое вы должны будете выполнить в процессе чтения текста и после окончания. Возьмите в руки карандаши и отметьте те предложения, в которых, на ваш взгляд,   заявлена   главная   мысль   текста,   а   затем,   отталкиваясь   от   нее,   вы должны будете заполнить таблицу, записав проблему и авторскую позицию к ней. Будьте внимательны, ведь обычно в тексте бывает несколько проблем и соответственно несколько авторских позиций к ним.  8. Учитель читает текст варианта № 4 А.Н.Толстого. Обращает внимание на автора текста, информацию о нем(стр.37, сноска под текстом). 9.   Обсуждение   главной   мысли   текста,   выявление   проблем   и   авторской позиции. Какие предложения вы отметили в тексте, в которых заявлена главная мысль? А)(1­4,   29­30)   ­   о   русском   характере.   Опираясь   на   эти   предложения,   мы можем  сформулировать   первую   проблему  –  проблему   русского  характера. Записываем   в   таблицу.   Как   это   можно   выразить   в   вопросительном предложении? Записываем вопросительное предложение. Теперь смотрим на правую   часть   таблицы,   формулируем   авторскую   позицию,   находим предложение в тексте (30), давайте своими словами сформулируем авторскую позицию, записываем.  Б) Какую еще проблему вы можете выделить в тексте?  Для   этого   обратите   внимание   на   повествовательную   часть   текста, начинающуюся с предложения 10, в которой водитель Чувилев рассказывает о подвиге экипажа танка. Итак, мы можем сформулировать вторую проблему­ проблема героизма на войне,   давайте   сформулируем   авторскую   позицию   своими   словами, записываем. В)   Прежде,   чем   сформулировать   третью   проблему,   давайте   подумаем   над подтекстом этого рассказа, обратимся к диалогу( пр. 23­ 27). В подтексте этого   диалога   заложена   мысль   о   том,  что   для   Егора   Дремова   нет   выбора между   своей   личной   человеческой   трагедией   и   трагедией   Родины. Нравственный   выбор   всегда   на   стороне   Родины.   Поэтому   как   можно сформулировать третью проблему? – Проблема нравственного выбора. В чем проявился   нравственный   выбор   Егора   Дремова?   Формулируем   авторскую позицию, отталкиваясь от пр. 27­28, записываем.   В результате работы у вас должна появиться такая таблица.                                                  6 Проблема 1.Проблема   русского   характера   (В чем   проявляется   русский   характер? Какими качествами обладает человек, если   говорят,   что   у   него   русский характер?) 2.Проблема   героизма   во   время Великой Отечественной войны. (В чем проявлялся героизм во время войны?) 3.Проблема нравственного выбора. (В чем   проявился   нравственный   выбор Егора Дремова?)           Авторская позиция Понятие   «русский   характер»,   о котором   рассуждает   писатель А.Н.Толстой, включает в себя  такие черты,   как   внутренняя   сила, способность   выстоять   в   трудных ситуациях, любовь к семье, отечеству, готовность   до   конца   защищать близких и Родину. Героизм   на   войне   проявлялся   и   в отваге,   мужестве   при   выполнении боевых   заданий,   и   в   готовности спасти   погибающего   товарища,   и   в способности вернуться в строй после ранения. Егор   Дремов,   выбирая   между возможностью   скрыть   свое   уродство на нестроевой службе или вернуться в боевую   часть,   выбрал   военную службу,   сохраняя   верность   своим нравственным принципам и выполняя наказ родителей.   10. Итак, мы определили проблемы и авторские позиции к ним, поговорим о способах   аргументации.   Что   такое   аргументация?   (Слайд).     Вернемся   к цитатам,   о   которых   мы   говорили   в   начале   урока.   Какую   цитату   вы предложили бы в качестве аргумента к первой проблеме? Какую ко второй? Какую к третьей? Отметьте в таблице номер цитаты, которая подходит к той или иной проблеме. Обращаю   ваше   внимание,  если   в  своем   сочинении   вы   будете   использовать цитату   в   качестве   литературного   аргумента,   то   вам   необходимо   дать комментарий, высказать собственную точку зрения по поводу текста цитаты.  11. Еще один из способов аргументации – использование публицистического текста на предложенную тему. А мы сегодня говорим о русском характере. Обратите внимание на раздаточный материал, на котором представлена статья о простой русской женщине Яковлевой Матрене Ивановне. Прочитаем статью и   ответим   на   вопрос:   может   ли   этот   текст   быть   аргументом   для   нашего сочинения? 7 12.   Чтение   статьи.   Обсуждение   вариантов   ответов.   Учитель   предлагает записать   свой   вариант   аргумента:   «Наверняка   найдутся   люди,   которые зададутся вопросом: «Чем же прославилась эта простая, скромная женщина, Яковлева   Матрена   Ивановна,   памятник   которой   стоит   в   центре   села   Буб недалеко   от   Перми?»   Настоящим   русским   характером!   Широта   души   и беззаветная   любовь   к   Родине   делают   поступок   этой   женщины величественным. Недаром односельчане после войны с гордостью давали ей приют в своих домах, где она и провела остаток жизни, потому что все ее родные погибли на войне». 13. Еще один способ аргументации – опора на литературное произведение – вам хорошо известен. Предлагаю обсудить, какие литературные произведения можно использовать в качестве аргументации к этим проблемам? ( «Судьба человека»   Шолохов   М.А.,   «Они   сражались   за   Родину»   Шолохов   М.А., «Сотников» В.Быков, «А зори здесь тихие» Васильев Б.Л., «Горячий снег» Бондарев Ю.В., «Повесть о настоящем человеке» Полевой Б.Н.) 13.   А   теперь   я   предлагаю   вам   ознакомиться   с   вариантом   сочинения   по прочитанному   тексту   А.Н.Толстого,   а   вы,   используя   таблицу   пошагового оценивания сочинения на стр. 359, определите, какие фрагменты сочинения соответствуют К1, К3. 14. Текст сочинения.(Слайд)         А.Н.Толстой, русский советский писатель и общественный деятель, автор знаменитых произведений «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Аэлита»,   в   предложенном   нам   тексте   размышляет   над   проблемой русского   характера.   В   чем   проявляется   русский   характер?   Какими качествами обладает человек, если говорят, что у него русский характер? Ответам на эти вопросы посвящена статья А.Н.Толстого.              Стремление убедить читателя, «заразить» его своими мыслями и чувствами, проявляется в построении статьи.         В самом начале автор пишет о том, что ежедневная смертельная опасность раскрывает в людях лучшие качества: «…всякая чепуха с них слетает» и остается, как выражается писатель, «ядро», составляющее, по мысли автора, суть человеческого характера.        В этой связи А.Н.Толстой рассказывает нам историю Егора Дремова, которому   с   детства   родителями   были   завещаны   слова:   «…русским званием ­  гордись…». Этот завет стал для нашего героя определяющим. Он воплотился в подвиге на поле боя, когда танк, на котором воевал Егор, был подбит. И раненого, обожженного и истекающего кровью Дремова все­таки успели доставить в госпиталь, где после сложнейшего лечения комиссия признала его «… годным к нестроевой службе».  8 Кажется, обычная история! Сколько русских людей совершали такие подвиги   в   боях   за   Родину!   Но   автору   статьи   удалось   придать   ей своеобразное   звучание,   благодаря   восхищенному   восклицанию:   «Да,   вот они, русские характеры!» Гордость звучит в этих словах! И мы вместе с автором   гордимся   самоотверженностью   русского   человека,   сумевшего преодолеть свой недуг и вернуться в строй, чтобы защищать Родину.                 Я   полностью   разделяю   точку   зрения   автора   и   считаю,   что нравственный долг каждого человека, когда, как пишет А.Н.Толстой, «… придет   суровая   беда»,   вспомнить   о   русском   характере,   о   тех нравственных основах, которые писатель называет «ядром» человеческой личности.  15. Комментарий к тексту.             В каком предложении заявлена проблема текста? (1) Обращаю ваше внимание   на   то,   что   в   1   предложении   удачно   совмещено   вступление   к сочинению и одновременно постановка проблемы. Такой вариант вы можете использовать в написании собственной работы.       Какой фрагмент сочинения, на ваш взгляд, соответствует критерию К3? Да,   действительно,   это   пятый   абзац,   в   котором   гордость   автора   звучит   в восклицательном   предложении.   И   в   этом   же   абзаце   выражается   наше отношение, солидарное с позицией автора. 16. Предлагаю дома написать сочинение, в котором будет заявлена проблема, авторская   позиция   и   два   аргумента,   один   из   которых   может   быть литературным или публицистическим, или цитатой. 17. Подведем итог нашему уроку. Итак, мы сегодня вспомнили такие важные понятия, как тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы, отдельно обратили внимание на использование цитат и публицистического текста как способов аргументации,   закрепили сведения о К1, К3, что поможет вам в написании сочинения.                    Результаты урока: при помощи разработанного алгоритма учитель русского   языка   и   литературы   может   составить   собственный   методический материал,   который   поможет   ученику   в   выполнении   сложного   творческого задания   в   формате   ЕГЭ   по   русскому   языку,   а   также   даст   возможность учителю   планировать   и   выполнять   работу   на   уроке   с   учетом   требований ФГОС.                   Мы   надеемся,   что   теоретические,   практические   и   методические материалы данного выступления, собранные в единый алгоритм работы над творческим   заданием,   будут   взаимодополнять   друг   друга   и   помогут   в решении сложных вопросов подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. 9 10

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»

Выступление по теме:«Развитие продуктивной речевой деятельности и овладение практическими навыками при обучении написания сочинения в формате ЕГЭ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017