Разработка внеклассного мероприятие вечер романса Пока горит свеча
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
20.05.2017
Цель: открыть для школьников малоизвестные страницы русской литературы, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы послушать прекрасные романсы русских и казахских композиторов в исполнении наших талантливых учеников. И мы надеемся, что наш концерт понравится вам. Желаем всем приятного отдыха!
Ведущий под музыку читает стихотворение Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»:
1Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
2Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Вечер романса «Пока горит свеча».docx
Тема: Вечер романса «Пока горит свеча»
Цель: открыть для школьников малоизвестные страницы русской литературы, помочь
талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности,
укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы послушать
прекрасные романсы русских и казахских композиторов в исполнении наших талантливых
учеников. И мы надеемся, что наш концерт понравится вам. Желаем всем приятного отдыха!
Ведущий под музыку читает стихотворение Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»:
1Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
2Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
1Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
2Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Ведущий 2: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.
Ведущий 1: Сегодняшний вечер мы посвящаем романсам.
Ведущий 2: Слово «романс» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал
светскую песню на испанском («романском») языке. В музыкальной жизни России романс занял
определённое место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический романс и романс бытовой, любительский ( то есть создаваемый музыкантами
любителями).
Ведущий 1: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих
исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка,
Даргомыжский, Чайковский, РимскийКорсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.
Ведущий 2: Бытовой романс по своему характеру и простоте формы был ближе песням. Хотя
композиторыклассики обращались к бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в основном,
любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение двухсот пятидесяти лет,
говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы
коллекции русского романса являются поистине шедеврами.
Ведущий 1: Вначале романс мало чем отличался от песни. Его исполняли на фортепиано в
домашнем кругу, в помещичьих и дворянских домах. Русские романсы покоряют слушателей своей
лиричностью, задумчивостью, непосредственностью передаваемых в них чувств.
Ведущий 2: Для многих присутствующих романс ассоциируется , прежде всего, с пьесой А.Н.
Островского «Бесприданница».
Инсценировка пьесы.
(Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван. Паратов
становится у трибунки с вазой и цветами. У мужчин в руках бокалы с шампанским.)
Паратов: Что вы нас покинули , Лариса Дмитриевна?
Лариса: Мне чтото нездоровится.
Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой
нибудь романс или песенку!
Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.
Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится.
Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.
Паратов: (подносит гитару и становится на колено) Просим!
Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!
Поет романс « А напоследок я скажу»
Ведущий 1: Лучшие образцы в жанре романса второй половины 19 века представлены прежде
всего произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Толстого, Льва Мея, великого
князя Константина Романова. Ведущий 2: Некоторые авторы второй половины 19 века остались в истории благодаря
одномудвум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво – печальный элегический
романс Абаза на стихи И.Тургенева «Утро туманное»
Ведущий 1: Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных
произведениях. Об этой истории он поведал в романе «Дворянское гнездо»
Ведущий 2: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья
Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими
глазами, тонкими чертами лица, скромностью.
Ведущий 1: Дошла весть об этой любви до Варвары Петровны, которая давно держала обиду
на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить «берлинского мудреца». Поднялся в доме шумгам.
Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.
Ведущий 2: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии.
Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали
настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же
выслала в Москву.
Ведущий 1: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца.
Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила её в Спасском. Здесь девочка росла на
положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную
работу.
Ведущий 2: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С
грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце
последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, сами собой складывались
элегические стихи…
Романс «Утро туманное»
Ведущий 1: Во второй половине 19 века получило большое распространение выступление
цыганских артистов – солистовпевцов, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах.
Но фактически они не являются «цыганскими», это произведения русских авторов, почему их
назвали цыганскими трудно сказать. В последней четверти 18 века граф Орлов выписал из
Молдавии в Россию цыганский хор, пение которого ему полюбилось. Но в то время цыгане мало
имели красивых лирических песен, и тогда они стали петь произведения русских авторов и делали
это настолько зажигательно, проникновенно, что слушатели воспринимали исполняемые цыганами
песни как «цыганские» романсы. Послушайте один из них.
Звучит романс «Темновишневая шаль» в исполнении ученицы 9 класса
Ведущий 2: Очень популярны и любимы слушателями романсы, созданные на стихи великих
русских поэтов Афанасия Фета и Федора Тютчева. Особенно хочется отметить один анонимный
шедевр – романс на стихи Федора Тютчева «Я встретил вас». Только благодаря тому, что он сохранился в памяти великого певца И.Козловского, который и сделал обработку напева, мы имеем
возможность радоваться этому прекрасному сочинению.
Романс «Я встретил вас…»
Ведущий 1: Бытовой романс по простоте музыкального языка доступен для исполнения как
профессионалам, так и любителям. Он чутко отражает вкусы и взгляды той среды, в которой
возникает, быстрей откликается на все новое и яркое в поэзии. Бытовой русский романс внес свои
краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств, в многообразное русское
вокальное творчество. Разве не прекрасна мелодия романса Варламова на стихи великого русского
поэта А.Фета «На заре ты её не буди». Романс Варламова «На заре ты её не буди» воссоздает ритм
легкого, небыстрого вальса, прост по мелодии, имеет куплетное строение. Послушайте этот романс
в исполнении ученицы 10 класса
Ведущий 2: Бытовой романс – это и документальная повесть. Слушая эти произведения, мы
многое узнаем о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения.
Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Петрович Булахов. Многим знакомы его
романсы «Гори, гори, моя звезда» и «Не пробуждай воспоминанья». Всю жизнь этот талантливый
композитор, отягощённый острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства.
Под конец жизни его из милости приютили Шереметьевы в своей графской усадьбе Кусково, где он
и скончался.
С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его замечательные песни и романсы живут
до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, согреться радостью.
Звучат романсы «Гори, гори, моя звезда» и «Не пробуждай воспоминанья»
Ведущий 1: Имена Алябьева, Варламова, Булахова и других композиторов, создавших яркие
образцы русского бытового романса 19 века, живут в истории отечественной музыки. Но их
творчество лишь одна грань. Высшая художественная форма русского романса – это классическая.
И среди её творцов такие мастера отечественного музыкального искусства, создавшие основу
национальной музыки, как Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, РимскийКорсаков,
Чайковский, Рахманинов и другие.
В начале 20 века появились композиторы, объединившие интонации русской песенности с
интонациями и ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского романса с
открыто чувственной сферой эмоций, с остро динамичными ритмами. К ним можно отнести
Николая Харито и Листова. Их романсы были очень популярными и часто звучали в концертах.
Искреннее чувство, теплота мелодии, ненавязчивость образов, легкость в восприятии – все это и
привлекало слушателей в этих романсах.
Звучит романс Николая Харито «Отцвели хризантемы»
Ведущий 2: Сейчас вы услышите романс Б.Фомина, чья творческая биография сложилась
весьма трагично. Фомин был музыкально одаренным человеком, он – потомок Ломоносова. Родился
в семье врача. Ввиду исторических событий в те времена, он не смог получить музыкального образования, но ему помогли талант и упорство в самообразовании. Возвратившись после
окончания гражданской войны в 1921 году в Москву, он увлекся театром, сочинял детские балеты,
ему сопутствовал успех. Но критики ставят ему клеймо дилетанта, певца мещанства. Он начинает
заниматься жанром романса. Огромную известность ему принес в 1924 году романс «Только раз
бывает в жизни встреча» на стихи П.Германа. Но к концу 20х годов в России старинные романсы
были запрещены. Фомин болезненно это переживал. Композитор много сделал для развития
романса. Более 20ти лет его квартира была вокальной мастерской для известных певиц Тамары
Церетели, Клавдии Шульженко и многих других. В годы Великой Отечественной войны песни
Фомина были очень популярными, композитор верил, что резкая критика, которой постоянно
подвергалось его творчество, это лишь временное заблуждение, что его романсы все равно будут
звучать, будут жить. Он был прав. Давайте послушаем его замечательный романс « Дорогой
длинною».
Ведущий 1: Интересна история романса Михаила Глинки на стихи А.Пушкина «Я помню
чудное мгновенье». Стихотворение Пушкина сразу же привлекло русских музыкантов. Прекрасный
романс на этот текст написал в 1832 году А.Алябьев. Но только Глинке удалось впервые передать
всю силу вдохновенного чувства поэта, всю красоту и гармонию пушкинских стихов. И в музыке
мы чувствуем ту же силу вдохновения, ту же любовь, тот же восторг. И возникает мысль: такую
музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и
прекрасно! А ведь так оно и было. Глинка любил, когда сочинял этот романс. Любил дочь Анны
Керн – Екатерину.
Романс «Я помню чудное мгновенье» жемчужина русской вокальной лирики. Мелодия
романса глубоко впечатляет своей плавностью и нежной грацией.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»
Ведущий 2: А сейчас мы послушаем замечательные романсы казахского композитора Сыдыка
Мухаметжанова на стихи великого Абая «Айттым сәлем, Қаламқас» и «Өзгеге көңілім тоярсың».
Ведущий 1: В 50х годах 20 века вспыхнул интерес к творчеству Сергея Александровича
Есенина. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его
поэтическим работам. Появились новые произведения вокальных жанров.
В одной из телепередач, посвященных Сергею Есенину, его сестра Александра вспомнила, как
однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их маленькой «хибарки», была осень. В
саду под окном росла рябина. На закате её гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и
сказал грустным голосом: « В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть».
Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая», его положил на музыку
композитор Пономоренко.
Звучит романс на стихи Есенина «Отговорила роща золотая».
Ведущий 2: Подошёл к концу наш вечер романса. В народе существует поверье, что горящая
свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у него есть надежда. Поэтому мы заканчиваем вечер песней Андрея Макаревича « Пока горит свеча». Желаем всем,
чтобы надежда была всегда с вами.
Разработка внеклассного мероприятие вечер романса Пока горит свеча
Разработка внеклассного мероприятие вечер романса Пока горит свеча
Разработка внеклассного мероприятие вечер романса Пока горит свеча
Разработка внеклассного мероприятие вечер романса Пока горит свеча
Разработка внеклассного мероприятие вечер романса Пока горит свеча
Разработка внеклассного мероприятие вечер романса Пока горит свеча
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.