Выступление на практико-ориентированном семинаре
«Новые объекты труда в 5 классе»
Слайд 1
Особенностью предмета «Технология» является обучение на основе деятельностного подхода.
В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами второго поколения:
Деятельностный подход – это процесс деятельности учащегося, направленный на становление сознания и его личности в целом.
В условиях деятельностного подхода учащийся выступает как активное творческое начало и, взаимодействуя с миром, учится строить самого себя.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – значит, быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Сущность деятельностного подхода можно охарактеризовать словами великого Конфуция:
Слайд 2
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю».
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
Точно также способности учащихся: формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам. Но особенно чётко он просматривается у нас на уроках технологии. Потому что на каждом уроке мы с детьми занимаемся созиданием.
И здесь, действительно, очень важно, что конкретно мы будем с ними созидать.
Любой труд должен приносить радость, особенно если это касается организации практической деятельности учащихся.
Педагогу необходимо постоянно поддерживать «ситуацию успеха»,
Слайд 3
чтобы дети верили в себя, чтобы у них вырастали крылья и появлялось желание двигаться дальше.
Слайд 4
В 5 классе это особенно важно – потому что учащиеся только начинают знакомится с предметом и для нас, самое главное, не потерять их интерес.
Русская народная пословица гласит: «Встречают по одёжке…»
Эти слова, как нельзя кстати, подходят и к нашему предмету.
Мы должны привлекать внимание детей красивой «одёжкой» (в нашем случае – работой, теми самыми объектами труда).
Познакомить их с технологией выполнения изделия и при этом не напугать уровнем сложности.
Чтобы крылья у наших детей никогда не опускались.
Слайд 5
Поэтому эффективность обучения во многом зависит от используемых объектов труда.
Педагог вправе выбирать самые разнообразные варианты объектов труда для выполнения практических работ с учащимися, но при этом нельзя забывать, что …
Слайд 6
Объекты труда должны:
1.Отражать изучаемый теоретический материал.
2.Обеспечивать чередование видов деятельности.
3.Соответствовать возрастным особенностям учащихся.
4.Располагаться по возрастающей сложности.
5.Быть общественно значимыми.
Вообще, задуматься о новых объектах труда в 5 классах заставила сама жизнь.
Несколько лет назад нас обязали перейти на программу Сасовой, у которой изучение предмета «Технология» сразу же начинается с выполнения проекта.
Ни больше, ни меньше!
Слайд 7
· Что может выполнить ребёнок, которого ещё ничему не научили?
· Что ты можешь спросить с ребёнка, если ты сам ему ещё ничего не сказал?
· Что ты можешь предъявить ребёнку, если ещё не произвёл на него никакого впечатления?
Как при этом можно что-то комментировать и оценивать ребёнка?
По-моему, это просто не этично!
Любую работу нужно выполнять профессионально и качественно!
И именно этому мы должны учить детей на своих уроках.
Слайд 8
· Сначала нужно чему-то научиться, а потом выставлять свою работу на показ.
· Любую работу нужно делать так, чтобы результатом гордиться, а не стыдиться.
· Делай всё качественно, нет смысла создавать мусор.
Исходя из этих мыслей, свои уроки в 5 классе я построила таким образом, что сначала, мы знакомимся с …
Слайд 9
Ручные инструменты
Длина нити
Узелок
Слайд 10
Ручные строчки
Выполняем учебный образец
Слайд 11
Пуговицы
Слайд 12
Способы пришивания
Слайд 13
Творческий проект – что это?
Подставка под горячее
Анализ потребностей и материалов
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Эскиз
Дома: уточнение вариантов в зависимости от наличия ткани
И только тогда: выполнение практической работы!
Когда я нашла такой выход из сложившейся ситуации, я была очень рада.
Дети понимают, что будет происходить дальше, знают, какие требования будут к ним предъявлять. Потому что они уже знакомы с понятием Технические Условия. Значит в дальнейшем мы можем смело требовать с детей качество.
Фантазию они сами проявляют с огромным удовольствием. Выполняют самые разнообразные модели и стремятся сделать их качественно.
А это в нашем предмете самое главное!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.