Выступление "Раскрываем тайны смыслового чтения на занятиях по внеурочной деятельности"
Оценка 4.8

Выступление "Раскрываем тайны смыслового чтения на занятиях по внеурочной деятельности"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
6 кл
26.02.2019
Выступление "Раскрываем тайны смыслового чтения на занятиях по внеурочной деятельности"
Дети необычайно любознательны и любят разгадывать тайны, именно поэтому я назвала курс внеурочной деятельности «Тайны смыслового чтения». В чём состоит смысл чтения? Книги являются основным источником информации, однако для того, чтобы понять и осмыслить прочитанное, нужно научиться правильно читать. Чтение - это долгий и вдумчивый процесс, во время которого человек использует свои знания и жизненный опыт. Многие люди не умеют читать. Ведь, читать – это понимать.
Маркелова Н.В..docx

Надежда Владимировна Маркелова,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Муниципальное автономное государственное учреждение

гимназия № 26 г. Томск

 

РАСКРЫВАЕМ ТАЙНЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                     

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

 Дени Дидро

Дети необычайно любознательны и  любят разгадывать тайны, именно поэтому я назвала курс внеурочной деятельности «Тайны смыслового чтения». В чём состоит смысл чтения? Книги являются основным источником информации, однако для того, чтобы понять и осмыслить прочитанное, нужно научиться правильно читать. Чтение - это долгий и вдумчивый процесс, во время которого человек использует свои знания и жизненный опыт. Многие люди не умеют читать. Ведь, читать – это понимать. Существует несколько уровней понимания текста:

1.                 Понимание состоит в способности повторить прочитанный текст.

2.                 Понимание состоит в умении ответить на вопросы.

3.                 Понимание состоит в умении выделить ключевые моменты.

А что такое тайна? В словаре русского языка мы читаем: «Тайна – это то,  что ещё не познано, не разгадано, не стало известным или ещё не доступно познанию.[1] Это то, что человек всегда стремится разгадать.

Пожалуй, чтение – самое необычное занятие в мире. Мы смотрим на листы бумаги со словами и используем фантазию, чтобы превратить их в реальность. «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», - писал К.Д. Ушинский.[2]

Основной информативной единицей языка является текст. На занятиях внеурочной деятельности мы с обучающимися раскрываем тайны смыслового чтения, учимся анализировать текст. И в этом незаменимым помощником стала технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Критическое мышление – это вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.

Основные методические приёмы критического мышления:

1.     Кластер

2.     Инсерт

3.     Синквейн

4.     Корзина идей

5.     Чтение с остановками и т.д.

Более подробно мы с шестиклассниками остановились кластере и чтении с остановками. Кластер: в центре доски или листа записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер разрастается и видоизменяется. Чтение с остановками: на первом этапе идёт обсуждение названия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими смысловыми отрывками с обсуждением каждого (желательно задавать толстые и тонкие вопросы) и прогнозирование развития сюжета. Затем подведение итога: написание эссе или синквейна. Данный методический приём наиболее интересен ученикам, так как они чувствуют себя творцами, могут фантазировать.

Воспитать интерес к обучению в ребенке, обеспечить его всестороннее развитие, а в соответствии с ФГОС развить личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия является главной задачей учителя.

По окончании работы с текстами обучающиеся планируют, исследуют, делают выводы, защищают проекты. Ученики участвует в анализе и оценке проекта. Учитель оценивает усилия обучающихся, творческий подход, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. Метод проектов выступает в современных условиях не только эффективным средством реализации ФГОС, но и средством повышения качества обучения, формирования системных знаний, подтвержденных и апробированных на практике.
       Учитель должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, так как направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.


Список литературы:

1.     Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

2.     http://www.cultworld.ru/culds-756-2.html

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Надежда Владимировна Маркелова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Надежда Владимировна Маркелова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Учитель оценивает усилия обучающихся, творческий подход, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Учитель оценивает усилия обучающихся, творческий подход, качество использования источников, потенциал продолжения проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019