Надежда Владимировна Маркелова,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Муниципальное автономное государственное учреждение
гимназия № 26 г. Томск
РАСКРЫВАЕМ ТАЙНЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
Дети необычайно любознательны и любят разгадывать тайны, именно поэтому я назвала курс внеурочной деятельности «Тайны смыслового чтения». В чём состоит смысл чтения? Книги являются основным источником информации, однако для того, чтобы понять и осмыслить прочитанное, нужно научиться правильно читать. Чтение - это долгий и вдумчивый процесс, во время которого человек использует свои знания и жизненный опыт. Многие люди не умеют читать. Ведь, читать – это понимать. Существует несколько уровней понимания текста:
1. Понимание состоит в способности повторить прочитанный текст.
2. Понимание состоит в умении ответить на вопросы.
3. Понимание состоит в умении выделить ключевые моменты.
А что такое тайна? В словаре русского языка мы читаем: «Тайна – это то, что ещё не познано, не разгадано, не стало известным или ещё не доступно познанию.[1] Это то, что человек всегда стремится разгадать.
Пожалуй, чтение – самое необычное занятие в мире. Мы смотрим на листы бумаги со словами и используем фантазию, чтобы превратить их в реальность. «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», - писал К.Д. Ушинский.[2]
Основной информативной единицей языка является текст. На занятиях внеурочной деятельности мы с обучающимися раскрываем тайны смыслового чтения, учимся анализировать текст. И в этом незаменимым помощником стала технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Критическое мышление – это вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.
Основные методические приёмы критического мышления:
1. Кластер
2. Инсерт
3. Синквейн
4. Корзина идей
5. Чтение с остановками и т.д.
Более подробно мы с шестиклассниками остановились кластере и чтении с остановками. Кластер: в центре доски или листа записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер разрастается и видоизменяется. Чтение с остановками: на первом этапе идёт обсуждение названия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими смысловыми отрывками с обсуждением каждого (желательно задавать толстые и тонкие вопросы) и прогнозирование развития сюжета. Затем подведение итога: написание эссе или синквейна. Данный методический приём наиболее интересен ученикам, так как они чувствуют себя творцами, могут фантазировать.
Воспитать интерес к обучению в ребенке, обеспечить его всестороннее развитие, а в соответствии с ФГОС развить личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия является главной задачей учителя.
По окончании работы с текстами обучающиеся планируют,
исследуют, делают выводы, защищают проекты.
Ученики участвует в анализе и оценке проекта. Учитель оценивает усилия
обучающихся, творческий подход, качество использования источников, потенциал
продолжения проекта. Метод проектов выступает в современных условиях не только
эффективным средством реализации ФГОС, но и средством повышения качества
обучения, формирования системных знаний, подтвержденных и апробированных на
практике.
Учитель должен быть вооружен различными образовательными
технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Метод
проектов относится к технологии развивающего обучения, так как направлен на
развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет
воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие
начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.
Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем
только снабдить определенным объемом знаний.
Список литературы:
1. Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
2. http://www.cultworld.ru/culds-756-2.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.