Выступление "Раскрываем тайны смыслового чтения на занятиях по внеурочной деятельности"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети необычайно любознательны и любят разгадывать тайны, именно поэтому я назвала курс внеурочной деятельности «Тайны смыслового чтения». В чём состоит смысл чтения? Книги являются основным источником информации, однако для того, чтобы понять и осмыслить прочитанное, нужно научиться правильно читать. Чтение - это долгий и вдумчивый процесс, во время которого человек использует свои знания и жизненный опыт. Многие люди не умеют читать. Ведь, читать – это понимать.
Иконка файла материала Маркелова Н.В..docx

Надежда Владимировна Маркелова,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Муниципальное автономное государственное учреждение

гимназия № 26 г. Томск

 

РАСКРЫВАЕМ ТАЙНЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                     

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

 Дени Дидро

Дети необычайно любознательны и  любят разгадывать тайны, именно поэтому я назвала курс внеурочной деятельности «Тайны смыслового чтения». В чём состоит смысл чтения? Книги являются основным источником информации, однако для того, чтобы понять и осмыслить прочитанное, нужно научиться правильно читать. Чтение - это долгий и вдумчивый процесс, во время которого человек использует свои знания и жизненный опыт. Многие люди не умеют читать. Ведь, читать – это понимать. Существует несколько уровней понимания текста:

1.                 Понимание состоит в способности повторить прочитанный текст.

2.                 Понимание состоит в умении ответить на вопросы.

3.                 Понимание состоит в умении выделить ключевые моменты.

А что такое тайна? В словаре русского языка мы читаем: «Тайна – это то,  что ещё не познано, не разгадано, не стало известным или ещё не доступно познанию.[1] Это то, что человек всегда стремится разгадать.

Пожалуй, чтение – самое необычное занятие в мире. Мы смотрим на листы бумаги со словами и используем фантазию, чтобы превратить их в реальность. «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», - писал К.Д. Ушинский.[2]

Основной информативной единицей языка является текст. На занятиях внеурочной деятельности мы с обучающимися раскрываем тайны смыслового чтения, учимся анализировать текст. И в этом незаменимым помощником стала технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Критическое мышление – это вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.

Основные методические приёмы критического мышления:

1.     Кластер

2.     Инсерт

3.     Синквейн

4.     Корзина идей

5.     Чтение с остановками и т.д.

Более подробно мы с шестиклассниками остановились кластере и чтении с остановками. Кластер: в центре доски или листа записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер разрастается и видоизменяется. Чтение с остановками: на первом этапе идёт обсуждение названия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими смысловыми отрывками с обсуждением каждого (желательно задавать толстые и тонкие вопросы) и прогнозирование развития сюжета. Затем подведение итога: написание эссе или синквейна. Данный методический приём наиболее интересен ученикам, так как они чувствуют себя творцами, могут фантазировать.

Воспитать интерес к обучению в ребенке, обеспечить его всестороннее развитие, а в соответствии с ФГОС развить личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия является главной задачей учителя.

По окончании работы с текстами обучающиеся планируют, исследуют, делают выводы, защищают проекты. Ученики участвует в анализе и оценке проекта. Учитель оценивает усилия обучающихся, творческий подход, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. Метод проектов выступает в современных условиях не только эффективным средством реализации ФГОС, но и средством повышения качества обучения, формирования системных знаний, подтвержденных и апробированных на практике.
       Учитель должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, так как направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.


Список литературы:

1.     Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

2.     http://www.cultworld.ru/culds-756-2.html

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru