Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию ребенка.docx
Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию
ребенка
Для того чтобы воздействовать на ребенка в плане формирования
учебной мотивации педагогу необходимо знать, что такое мотив, какие
существуют виды мотиваций, как помочь ребенку в плане формирования
учебной мотивации.( слайд 1)
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный
предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.( слайд 2)
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории
деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории:
«Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с
потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое
желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного
целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду
— это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.
Виды мотиваций: внешняя, внутренняя, положительная,
отрицательная, устойчивая и неустойчивая
∙ Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием
определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к
субъекту обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за
материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какаято
награда).
∙ Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними
обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. К внутренней
мотивации относятся:
познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными
или структурными характеристиками самой учебной деятельности:
стремление получать знания, стремление овладевать способами
самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является
одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает
формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие
познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического
(нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного
воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в
дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития
познавательной активности ребенка расширение и обогащение его опыта (в
дошкольном возрасте прежде всего опыта чувственного, эмоционального,
практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны
экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования; социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на
мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются
социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные
мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным
обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха,
престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими
людьми, одноклассниками;
Можно дать следующую характеристику внутренним и внешним мотивам
учения.
(слайд №3)
Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены
познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от
процесса познания и реализации своего личностного потенциала.
Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой
познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности.
Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения.
Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет
ему эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного
предмета не является целью учения, а выступает средством достижения
других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата,
диплома), получение стипендии, подчинение требованиям учителя или
родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней
мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет
пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его
активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не
является для учащегося личностно значимым .
Структура мотивации обучения
Говорят о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по
направленности и содержанию:
социальные – (долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для
всего общества); познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);
эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои
скрытые способности и таланты);
коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения
посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых
знакомств),
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные
мотивы.
познавательные мотивы
социальные мотивы
∙ направленность на изучение
материала по предмету
∙ процесс познания
∙ приёмы приобретения знаний
∙ организация учебного труда
∙ самообразование
(слайд4,5,6)
∙ направленность на общение с людьми
∙ отношения с другими людьми
∙ стремление занять определённое место
среди сверстников
∙ заслужить авторитет
∙ осознавать анализировать способы
своего сотрудничества и взаимодействия
• Урок обладает большими мотивационными возможностями,
которые реализуются через его компоненты: содержание учебного
компонента, методы и средства обучения, организационные формы
и стиль взаимодействия учителя и учащегося (слайд 7)
Мотивационное обеспечение урока (слайд 8)
• Постоянно стимулировать и мотивировать положительного
отношения к учению через обеспечение психического и физического
здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
• Создавать ситуации успеха; • Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности
учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и
одноклассниками.
• Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых»
учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к
самообразованию;
• Стимулировать любознательность, познавательные интересы и
способности.
Цель урока (слайд 9)
• Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть
способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;
• Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е.
задачами этапов урока;
• Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на
весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему
уроков)
• Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися
как собственную, значимую для себя, для своего духовного,
интеллектуального развития и личностного становления;
• Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;
• Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому,
чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока
необходимые изменения
Оценка мотивирует…
• Когда ученик уверен в её объективности;
• Когда ученик воспринимает её как полезную для себя; • Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких
показателей;
• Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
• Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть
условия места, где это можно реализовать.( слайд 9)
Отрицательное отношение к обучению возможно
характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесь возможно
исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на
оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели
учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к
преподавателям.
Нейтральное (безразличное) отношение к учению: характеристики те
же, подразумевается наличие способностей и возможностей при
изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
Возможно так говорить об способном, но ленивом учащимся.
Положительное отношение к учению: постепенное нарастание
мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно
действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью
мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели,
предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения,
преодолевать препятствия на пути достижения
Положительные эмоции служат мотивом ,если
•
•
•
связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и
способностей; •
•
положительные эмоции от получения новых знаний
(любознательность, любопытство);
от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых
способов добывания знаний. (слайд 10)
Индивидуальные способности (слайд 11)
• процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е.,
уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их
индивидуальных различий;
•
•
•
показ учителем школьнику того, что активное овладение
способами учебной деятельности, приемами целеполагания
способствует развитию его индивидуальности
Интерес к предмету возрастает , если…
занимательность изложения учебного материала,
эмоциональность речи учителя,
• организация познавательных игр, конкурсов,
• анализ жизненных ситуаций.
Интерес один из мотивов обучения
Интерес один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности
человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая
человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование
интереса основано на 3х педагогических законах Выготского:
1.Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какойлибо деятельности,
заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой
деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что
учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только
руководить и направлять его деятельность»
2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого
изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград,
наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в
том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был, как должно
направлен»
3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает
построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни,
учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и
естественно возбуждает их интерес».
мотивация достижения в начальных классах нередко становится
доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация
достижения успеха и желание хорошо, правильно выполнять задание,
получить нужный результат. Мотив достижения — стремление достичь
высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе
сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности
зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации
достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь
получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения
поставленных целей;
Выступление с презентацией на заседании школы молодого специалиста "Формирование положительной мотивации на уроках"
Выступление с презентацией на заседании школы молодого специалиста "Формирование положительной мотивации на уроках"
Выступление с презентацией на заседании школы молодого специалиста "Формирование положительной мотивации на уроках"
Выступление с презентацией на заседании школы молодого специалиста "Формирование положительной мотивации на уроках"
Выступление с презентацией на заседании школы молодого специалиста "Формирование положительной мотивации на уроках"
Выступление с презентацией на заседании школы молодого специалиста "Формирование положительной мотивации на уроках"
Выступление с презентацией на заседании школы молодого специалиста "Формирование положительной мотивации на уроках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.