Выступление "Воспитание личности средством зачётной системы"

  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных рассуждений и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Такую возможность могут дать зачёты – как одна из форм проверки усвоения программного материала. Зачётная система способствует организации активной познавательной деятельности каждого учащегося, позволяет выявить систему, полноту знаний, их осознанность, гибкость и прочность мировоззрения каждого учащегося, а так же уровень интеллектуальных, общих и частных учебных изменений.Таким образом, зачётная система: а) открывает перед каждым уч-ся перспективы в достижении наивысшего при его способностях уровня знаний и творческого их применения; б) проявляются широкие возможности в восприятии таких качеств характера, как упорство и настойчивость в преодолении трудности в достижении цели; в) учит не падать духом при неудачах, верить в свои силы; д) почти исключает списывание; Применение зачётной системы позволяет старшеклассникам закрепить навыки самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, психологически готовиться к ситуации, близкой к экзаменационной, у них формируется чувство коллективизма, взаимопомощи.
Иконка файла материала Звездина Л.В..doc
Воспитание личности средством  зачётной системы                            Звездина Л.В­ учитель математики . МБОУ г.Астрахани «СОШ № 51» Советский район  Кто с детских лет занимается математикой,  тот развивает настойчивость и упорство в достижении цели.  А.И. Маркушевич Учащимся выдаются разноуровневые задания. Подбираются задания для учащихся,      Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены  механически, а являются продуктом собственных рассуждений и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Такую возможность могут  дать зачёты – как одна из форм проверки усвоения программного материала. Зачётная  система способствует организации активной познавательной деятельности каждого  учащегося, позволяет выявить систему, полноту знаний, их осознанность, гибкость и  прочность мировоззрения каждого учащегося, а так же уровень интеллектуальных, общих и  частных учебных изменений.      которые на каком­то этапе доступны, затем переход к более сложным.   теоретический материал усваивается сознательно. Обмен мнениями идет свободно. Ученики  учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок. В атмосфере взаимной  заинтересованности в результатах труда, нередко в процессе общения снимаются  отрицательные эмоциональные барьеры. Это можно было наблюдать на уроке – соревновании  по теме «Производная».    Соревнование длилось 2 урока: Так как вопросы к зачёту вывешиваются заранее, то большинством учащихся   Класс был разбит на три группы: две соревнующиеся, третья – активная.  Итог: победа одной из команд и количество баллов, набранных каждым учеником 20­  Развивающая взаимопомощь располагает к тому, что слабые подтягиваются, сильные  24б – «5», 16­19б – «4», 13­15б – «3».    помогают, повышается интерес к предмету. слабый ученик, который обычно стесняется  сказать невпопад, на зачётных занятиях и говорит, не стесняется спросить у соседа. Из  пассивного слушателя, переписчика, каждый ученик переходит к самоорганизации,  самообразованию. Активность его развивается, сопровождая весь процесс становления  личности. Всё это можно было наблюдать при проверке знаний уч­ся в 10кл. по теме  «Основные свойства функций». Весь класс был разбит на группы по 4­6 человек по  принципу 1­2 средних, 1­2 слабых. В каждой группе – руководитель, который распределял  теоретические и практические задания между членами группы. Все готовились   добросовестно, сознательно подходя к усвоению материала. Каждый член группы был  заинтересован в успехе каждого. По этой теме все уч­ся получили хорошие отметки. Чёткое  определение места каждого в общей работе развивает культуру умственного труда, учит  согласованности действий, сознательной дисциплине, основанной на взаимоответственности. Человек, лишь наблюдая над другими, побуждает следить и за собой. Самонаблюдение   Работая в старших классах, я использую приёмы, обеспечивающие развитие  ведётся как бы перед зеркалом, которым служат другие дети.    активности и инициативы школьников при подготовке к контрольной работе, зачёту.    объёме. Если  задания для него лёгкие, он их не решает, а активизируется на более сложных  заданиях. Если возникают какие­либо вопросы, он разрешает их с учителем или с сильным   Например, домашние задания предлагаются вперёд на несколько уроков в полномИногда я облегчаю интеллектуальные усилия и тем самым активизирую их  По готовым чертежам, в которых указаны неизвестные элементы, уч­ся 7­8 классов  У контролирующих учащихся список уч­ся, которые к нему приходят, и которым он  учеником. Я считаю, что учащийся при этом учится ориентироваться в заданиях. У ученика  появляется возможность получить консультации. В процессе подготовки к зачёту и самого  зачёта между учащимися возникали отношения сотрудничества. Большинство помощников – консультантов не просто спрашивали, но старались объяснить, показать, научить.  И после  сдачи зачёта учащиеся не торопились расходиться. Положительные результаты такой  подход даёт только в условиях хорошего психологического климата в классе. Поэтому моей главной задачей является формирование в классе отношений доверия, взаимопомощи,  взаимной требовательности. Это можно было наблюдать при сдаче зачёта по теме  «Тригонометрические уравнения и неравенства» в 10 классе. Предварительно работало бюро консультаций. Теоретическую часть и некоторые  упражнения учащиеся сдавали по  принципу «вертушки». Пять человек, которые во внеурочное время сдали все теоретические вопросы, принимали у остальных.   ставит оценки.     мыслительную деятельность. Работа с моделями, готовыми рисунками, чертежами  способствуют развитию восприятия учащихся. Психологи считают, что взаимосвязь  микродвижений руки и глаз очень важна для формирования пространственных  представлений, способствуют сознательному усвоению геометрического материала,  развитию математической речи.     отвечают по геометрии: «Свойства равнобедренного треугольника, признаки равенства  треугольников, теорема Пифагора, соотношения между сторонами и углами в  прямоугольном треугольнике, признаки подобия треугольников». Активность учащихся  развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Для учащихся цели обучения  трансформируются в мотивы учебной деятельности.  Активная, самостоятельная работа  мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Я  организовываю занятия так, чтобы перед уч­ся возникали проблемные ситуации,  побуждающие их к сознательному разрешению. Так, в начале изучения стереометрии  учащиеся с трудом воспринимают и выполняют чертеж пространственной фигуры. Поэтому  с первых уроков геометрии в 10 классе идёт целенаправленное формирование у учащихся  навыков восприятия чертежа. Для этого одни и те же задачи одновременно решаются по  рисунку и моделям. параллелепипеда, куба, тетраэдра. И после изучения аксиом  стереометрии и их следствий учащиеся строят сечения плоскостей, пересекающие  пирамиду, куб, параллелепипед, тетраэдр. Построение сечений в начале изучения  стереометрии дают возможность учащимся закрепить аксиомы стереометрии и их следствия, формировать пространственные представления, что немало важно для дальнейшего  изучения стереометрии, решении задач, сдачи зачётов.  Зачёты по геометрии обучающиеся  10­11­х классов сдают по тематическим разноуровневым карточкам(1уровень­«3», 2 – «4»,  3­«4»).            Таким образом, зачётная система:  а) открывает перед каждым уч­ся перспективы в достижении наивысшего при его  способностях уровня знаний и творческого их применения; б) проявляются широкие возможности в восприятии таких качеств характера, как упорство  и настойчивость в преодолении трудности в достижении цели; в) учит не падать духом при неудачах, верить в свои силы; д) почти исключает списывание;      Применение зачётной системы позволяет старшеклассникам закрепить навыки  самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, психологически  готовиться к ситуации, близкой к экзаменационной, у них формируется чувство  коллективизма, взаимопомощи.