Выявление и индивидуальное сопровождение детей
с различными образовательными потребностями
Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, таким образом назревает необходимость разговора об эффективных методах, формах, приемах работы с обучающимися, имеющими различные образовательные потребности.
Личностно-ориентированное обучение, преобладающее в нашей школе (школах) предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом опыта обучающегося, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций обучающегося в процессе обучения.
Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания образования.
В МОУ «Изварская СОШ» действует внутренняя дифференциация учебного процесса (индивидуальные особенности обучающихся учитываются учителем в условиях обычного класса):
По способностям – одаренные дети
На уровне школы: Разработана Программа работы по сопровождению одаренных и талантливых детей в МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа» (можно ознакомиться на ГуглДиске).
Сформированы Диагностики одаренности у детей (можно ознакомиться на ГуглДиске).
Разработаны программы курсов внеурочной деятельности: Ступеньки исследования, Всезнайка, Сдаю математику, Калейдоскоп наук, Основы читательской грамотности, Экологический калейдоскоп и программы дополнительного образования – двух и трехгодичной реализации (можно ознакомиться на ГуглДиске)
Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению одаренного ученика
· Тактичное поведение по отношению к ученику. Согласованность действий с его родителями, психологом. Научение приемам саморегуляции. Поддержка
· Нетерпеливость Подробное объяснение логики всех действий. Формирование умения планировать свою деятельность, прогнозировать результат, переключаться с одного вида деятельности на другой.
· Изучение природы страхов. Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
· Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
· Беседа с учеником о терпимости по отношению к другим. Поручение оказать помощь кому-то из товарищей, совместно выполнить какое-либо задание. Поощрение за успехи.
· Формирование терпимости и скромности. Согласованность действий с его родителями, психологом. Ориентирование на различные способы общения с людьми, близкими по интересам.
· Включение в новую по форме и содержанию деятельность, организация взаимодействия с ровесниками в той области, которая одаренному ученику кажется незнакомой или неосвоенной
· Разъяснительная работа. Комментарий к установившимся в обществе правилам и нормам. Проигрывание ситуаций о т обратного.
По неспособностям, трудностям – испытывающие трудности в обучении обучающиеся
Можно выделить следующие группы неуспевающих школьников:
На уровне школы: Разработан План мероприятий по организации индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении (можно ознакомиться на ГуглДиске)
Действия педагога
· Повторить объяснение, разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали
Особые образовательные потребности – обучающиеся с ОВЗ
Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и, конечно же, их тесного взаимодействия для решения различных проблем.
Можно выделить следующие категории детей с особыми образовательными потребностями:
1. Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической запущенностью:
2. Дети-инвалиды:
3. Дети с отклоняющимся развитием и поведением:
4. Дети с отклонениями в психо-эмоциональном и речевом развитии:
5. Дети-сироты.
На уровне школы: разработаны адаптированные образовательные программы (можно ознакомиться на ГуглДиске).
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР), Вариант 7.2
-
-
Для успешного обучения таких детей специалистами школы решаются следующие задачи:
• своевременная комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и поведения;
• оказание помощи родителям по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
• осуществление индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи;
• выработка единого алгоритма эффективного взаимодействия участников образовательного процесса по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.
Мы выделяем особые образовательные потребности, которые являются общими для обучающихся, несмотря на разницу в их проблемах:
Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.
Использование специфических средств для осуществления обучения. В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.
Сопровождение осуществляется через следующие направления:
• Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении;
• Организация коррекционно-развивающего обучения;
• Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение;
• Консультирование детей, родителей, педагогов;
• Информационно-аналитическая деятельность.
Данные направления реализуются посредством индивидуальной и групповой диагностики (мониторинги), консультирования, обследования на ПМПК, коррекционно – развивающих занятий, участия и проведения семинаров-практикумов, родительских собраний, МО, педсоветов, заседаний научно-методического и научно-практических конференций и т.д.
Развитие детей с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие составляющие:
Диагностико-мониторинговая. Работа по диагностике - одна из самых главных при обучении детей с особыми образовательным потребностями. В коррекционном процессе ей отводится ведущая роль. Она является индикатором результативности всех мероприятий по развитию детей с ООП. Она включает в себя исследование особенностей и потребностей каждого из учащихся, который нуждается в помощи. Исходя из этого, разрабатывается программа, групповая или индивидуальная. Также большое значение имеет исследование динамики, с которой развивается ребенок в процессе обучения в специальной школе по специальной программе, оценка эффективности образовательного плана.
Физкультурно-оздоровительная. Поскольку большинство детей с ООП имеют отклонения в физическом развитии, эта составляющая процесса развития обучающихся крайне важна. Она включает в себя занятия для детей лечебной физкультурой, что помогает им научиться управлять своим телом в пространстве, отработать четкость движений, довести некоторые действия до автоматизма.
Воспитательно-образовательная. Данная составляющая способствует формированию всесторонне развитых личностей. В итоге дети с ООП, которые еще недавно не могли нормально существовать в мире, становятся гармонично развитыми. Кроме того, в процессе обучения большое внимание уделяется процессу воспитания полноценных членов современного общества.
Коррекционно-развивающая. Эта составляющая направлена на развитие полноценной личности. В ее основе лежит организованная деятельность детей с ООП, направленная на получение необходимых для полноценной жизни знаний, усвоение исторического опыта. То есть процесс обучения должен быть основан таким образом, чтобы максимально активизировать стремление к познанию учеников. Это поможет им догнать в развитии сверстников, которые не имеют отклонений в развитии.
Социально-педагогическая. Именно эта составляющая завершает формирование полноценной личности, готовой к самостоятельному существованию в современном социуме.
Социальная реабилитация детей с особыми образовательными потребностями.
Процесс социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями можно условно разделить на четыре основных этапа.
1 этап. Определение уровня дезадаптации ребенка:
• диагностика ребенка;
• ближайшее окружение (круг общения);
• места, где ребенок бывает;
• интересы и желания ребенка;
• возможности ребенка (компенсаторные и коррекционные): его реабилитационный потенциал в плане дальнейшего развития;
• социальный запрос семьи и ожидаемый результат. На первом этапе определяется уровень социальной дезадаптации ребенка, его семьи и отдельных ее членов. Ключевым моментом в работе здесь является диагностика возможностей ребенка, социальный запрос семьи к специалистам и ожидаемый от реабилитационных мероприятий результат;
2 этап. Конкретные шаги и оказание помощи:
• включение ребенка в реабилитационные мероприятия;
• работа с ближайшим окружением;
• осознание (актуализация) ситуации;
• включение семьи в коррекционную работу с ребенком;
• коррекция семейных отношений, восстановление утраченных функций, формирование терапевтической и реабилитационной функции семьи;
На втором этапе ребенку и его семье оказывается конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи. При составлении программы учитывается и уровень возможностей ребенка на данном этапе, и его интересы, и желания, возможности освоения им социального и жизненного пространства, его ближайшее социальное окружение (круг общения). Психолог проводит работу по созданию особой ситуации взаимодействия между специалистами, ребенком и его семьей. И здесь на первый план выдвигается задача по формированию адекватного социального запроса к специалистам и обществу в целом.
Особое место должно занимать проведение психокоррекционных (психотерапевтических) занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода за ребенком.
3 этап. Интеграция:
• расширение круга общения (создание интегрированной среды) ребенка;
• профориентационные мероприятия;
• повышение уровня социально-психологической адаптивности ребенка и семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества — подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив.
На третьем этапе осуществляется над повышением уровня социально-психологической устойчивости ребенка и его семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества.
4 этап. Поддержка.
Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитизационного потенциала, интеграции ребенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) педагогическими методами коррекционной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности. При тяжелом течении болезни методы лечебной педагогики позволяют отвлечь внимание ребенка от недуга.
В каждом образовательном учреждении существует такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и, конечно же, их тесного взаимодействия для решения различных проблем.
Такие дети, это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в обществе, приносить ему пользу и быть счастливыми.
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
победой в ленинградском областном конкурсе чтецов "О войне и победе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.