Выявление и индивидуальное сопровождение детей

  • docx
  • 19.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выявление и индивидуальное сопровождение детей.docx

Выявление и индивидуальное сопровождение детей

с различными образовательными потребностями

Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, таким образом назревает необходимость разговора об эффективных методах, формах, приемах работы с обучающимися, имеющими различные образовательные потребности.

Личностно-ориентированное обучение, преобладающее в нашей школе (школах) предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом опыта обучающегося, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций обучающегося в процессе обучения.

Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания образования.

В МОУ «Изварская СОШ» действует внутренняя дифференциация учебного процесса (индивидуальные особенности обучающихся учитываются учителем в условиях обычного класса):

  • по способностям
  • по неспособностям, трудностям
  • по особым образовательным потребностям

По способностям – одаренные дети

На уровне школы: Разработана Программа работы по сопровождению одаренных и талантливых детей в МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа» (можно ознакомиться на ГуглДиске).

Сформированы Диагностики одаренности у детей (можно ознакомиться на ГуглДиске).

Разработаны программы курсов внеурочной деятельности: Ступеньки исследования, Всезнайка, Сдаю математику, Калейдоскоп наук, Основы читательской грамотности, Экологический калейдоскоп  и программы дополнительного образования – двух и трехгодичной реализации (можно ознакомиться на ГуглДиске)

Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению одаренного ученика

 

 

·         Тактичное поведение по отношению к ученику. Согласованность действий с его родителями, психологом. Научение приемам саморегуляции. Поддержка

·         Нетерпеливость Подробное объяснение логики всех действий. Формирование умения планировать свою деятельность, прогнозировать результат, переключаться с одного вида деятельности на другой.

·         Изучение природы страхов. Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.

·         Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.

·         Беседа с учеником о терпимости по отношению к другим. Поручение оказать помощь кому-то из товарищей, совместно выполнить какое-либо задание. Поощрение за успехи.

·         Формирование терпимости и скромности. Согласованность действий с его родителями, психологом. Ориентирование на различные способы общения с людьми, близкими по интересам.

·         Включение в новую по форме и содержанию деятельность, организация взаимодействия с ровесниками в той области, которая одаренному ученику кажется незнакомой или неосвоенной

·         Разъяснительная работа. Комментарий к установившимся в обществе правилам и нормам. Проигрывание ситуаций о т обратного.

По неспособностям, трудностям – испытывающие трудности в обучении обучающиеся

Можно выделить следующие группы неуспевающих школьников:

  • Дети с неправильным отношением к учению
  • Дети, усваивающие материал с трудом
  • Дети, у которых не сформированы навыки учебной работы
  • Учащиеся, не умеющие трудиться
  • Дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

На уровне школы: Разработан План мероприятий по организации индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении (можно ознакомиться на ГуглДиске)

Действия педагога

·         Повторить объяснение, разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали

  • Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их
  • Разъяснять назначение данных умений, систематично и последовательно отрабатывать каждое умение, обеспечить алгоритмизацию отработки умений навыков. Давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности.

Особые образовательные потребности – обучающиеся с ОВЗ

 

Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и, конечно же, их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

Можно выделить следующие категории детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической запущенностью:

2.  Дети-инвалиды:

3.  Дети с отклоняющимся развитием и поведением:

4.  Дети с отклонениями в психо-эмоциональном и речевом развитии:

5.  Дети-сироты.

На уровне школы: разработаны адаптированные образовательные программы (можно ознакомиться на ГуглДиске).

- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР), Вариант 7.2

-

-

 

Для успешного обучения таких детей специалистами школы решаются следующие задачи:

•    своевременная комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и поведения;

•    оказание помощи родителям по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

•    осуществление индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи;

•    выработка единого алгоритма эффективного взаимодействия участников образовательного процесса по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

 

Мы выделяем особые образовательные потребности, которые являются общими для обучающихся, несмотря на разницу в их проблемах:

Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

Использование специфических средств для осуществления обучения. В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.

 

Сопровождение осуществляется через следующие направления:

•        Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении;

•        Организация коррекционно-развивающего  обучения;

•        Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение;

•        Консультирование детей, родителей, педагогов;

•        Информационно-аналитическая деятельность.

       Данные направления реализуются посредством индивидуальной и групповой  диагностики (мониторинги), консультирования, обследования на ПМПК, коррекционно – развивающих занятий, участия и проведения семинаров-практикумов,  родительских собраний, МО, педсоветов,  заседаний научно-методического и научно-практических конференций и т.д.

Развитие детей с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие составляющие:

Диагностико-мониторинговая. Работа по диагностике - одна из самых главных при обучении детей с особыми образовательным потребностями. В коррекционном процессе ей отводится ведущая роль. Она является индикатором результативности всех мероприятий по развитию детей с ООП. Она включает в себя исследование особенностей и потребностей каждого из учащихся, который нуждается в помощи. Исходя из этого, разрабатывается программа, групповая или индивидуальная. Также большое значение имеет исследование динамики, с которой развивается ребенок в процессе обучения в специальной школе по специальной программе, оценка эффективности образовательного плана.

Физкультурно-оздоровительная. Поскольку большинство детей с ООП имеют отклонения в физическом развитии, эта составляющая процесса развития обучающихся крайне важна. Она включает в себя занятия для детей лечебной физкультурой, что помогает им научиться управлять своим телом в пространстве, отработать четкость движений, довести некоторые действия до автоматизма.

Воспитательно-образовательная. Данная составляющая способствует формированию всесторонне развитых личностей. В итоге дети с ООП, которые еще недавно не могли нормально существовать в мире, становятся гармонично развитыми. Кроме того, в процессе обучения большое внимание уделяется процессу воспитания полноценных членов современного общества.

Коррекционно-развивающая. Эта составляющая направлена на развитие полноценной личности. В ее основе лежит организованная деятельность детей с ООП, направленная на получение необходимых для полноценной жизни знаний, усвоение исторического опыта. То есть процесс обучения должен быть основан таким образом, чтобы максимально активизировать стремление к познанию учеников. Это поможет им догнать в развитии сверстников, которые не имеют отклонений в развитии.

Социально-педагогическая. Именно эта составляющая завершает формирование полноценной личности, готовой к самостоятельному существованию в современном социуме.

     

 

 

 

 

Социальная реабилитация детей с особыми образовательными потребностями.

       Процесс социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями  можно условно разделить на четыре основных этапа.

1 этап. Определение уровня дезадаптации ребенка:

• диагностика ребенка;

• ближайшее окружение (круг общения);

• места, где ребенок бывает;

• интересы и желания ребенка;

• возможности ребенка (компенсаторные и коррекционные): его реабилитационный потенциал в плане дальнейшего развития;

• социальный запрос семьи и ожидаемый результат. На первом этапе определяется уровень социальной дезадаптации ребенка, его семьи и отдельных ее членов. Ключевым моментом в работе здесь является диагностика возможностей ребенка, социальный запрос семьи к специалистам и ожидаемый от реабилитационных мероприятий результат;

 

2 этап. Конкретные шаги и оказание помощи:

• включение ребенка в реабилитационные мероприятия;

• работа с ближайшим окружением;

• осознание (актуализация) ситуации;

• включение семьи в коррекционную работу с ребенком;

• коррекция семейных отношений, восстановление утраченных функций, формирование терапевтической и реабилитационной функции семьи;

       На втором этапе ребенку и его семье оказывается конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи. При составлении программы учитывается и уровень возможностей ребенка на данном этапе, и его интересы, и желания, возможности освоения им социального и жизненного пространства, его ближайшее социальное окружение (круг общения). Психолог проводит работу по созданию особой ситуации взаимодействия между специалистами, ребенком и его семьей. И здесь на первый план выдвигается задача по формированию адекватного социального запроса к специалистам и обществу в целом.

      Особое место должно занимать проведение психокоррекционных (психотерапевтических) занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода за ребенком.

 

3 этап. Интеграция:

• расширение круга общения (создание интегрированной среды) ребенка;

• профориентационные мероприятия;

• повышение уровня социально-психологической адаптивности ребенка и семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества — подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив.

      На третьем этапе  осуществляется   над повышением уровня социально-психологической устойчивости ребенка и его семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества.

 

4 этап. Поддержка.

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитизационного потенциала, интеграции ребенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) педагогическими методами коррекционной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности. При тяжелом течении болезни методы лечебной педагогики позволяют отвлечь внимание ребенка от недуга.

 

В каждом образовательном учреждении существует  такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и, конечно же, их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

Такие дети, это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в обществе, приносить ему пользу и быть счастливыми.

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

победой в ленинградском областном конкурсе чтецов "О войне и победе"