Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы

  • docx
  • 04.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала =.docx

Одаренность детей

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач совре-

менной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы об-

разования. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множе-

ства планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвеча-

ющих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся;

разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных моти-

вов. Кто он одаренный ребенок. Чем он отличается от других детей? Специалисты выделяют

несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:

1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;

4. дети, хорошо обучающиеся в школе

5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Одаренный ребенок всегда проявляет интерес ко многим вещам, может задавать раз-

ные вопросы, предлагает много идей и решений задач, свободно высказывает свое мне-

ние, энергично отстаивает его, обладает богатым воображением, конструктивно крити-

чен, не боится отличиться от других, стремится к самовыражению. Как же можно уви-

деть нестандартное мышление у ребенка? В этом может помочь тест креативности Тор-

ренса, диагностика творческого мышления:

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фи-

гур. А также придумайте название к каждому рисунку.

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к

ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные

картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Мак-

симальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для

определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с ча-

стотой менее 2%, минимальная 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл

засчитывается за ответы, встречающиеся в 24,9% случаев. Премиальные баллы за ори-

гинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в

единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способ-

ностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуж-

дать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фи-

гур: объединение двух рисунков 2 балла; объединение 35 рисунков 5 баллов; объ-

единение 610 рисунков 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей

сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Интерпретация результатов тестирования. 1. Беглость, или продуктивность. Этот

показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде

всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. большинство детей 18 клас-

сов выполняют от 7 до 10 заданий. 2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие

идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Напомним, что

если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидно-

сти его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуаль-

ного потенциала и (или) низкой мотивации. 3. Оригинальность. Этот показатель харак-

теризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, об-

щепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения

этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и

неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать лег-

ких, очевидных и неинтересных ответов. 4. Разработанность. Высокие значения этого

показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобрета-

тельской и конструктивной деятельности. Низкие для отстающих, недисциплиниро-

ванных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы

другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуще-

ством, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Это один из разнообразных тестов для выявления одаренности детей в работе педагога.

«Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены и талант-

ливы все без исключения дети.» В.А.Сухомлинский

Список литературы:

1. 1.Алексеев Н.Г.О целях обучения школьников исследовательской деятельности. -

М.2000

2. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.