Одаренность детей
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач совре-
менной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы об-
разования. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множе-
ства планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвеча-
ющих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся;
разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных моти-
вов. Кто он одаренный ребенок. Чем он отличается от других детей? Специалисты выделяют
несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;
4. дети, хорошо обучающиеся в школе
5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Одаренный ребенок всегда проявляет интерес ко многим вещам, может задавать раз-
ные вопросы, предлагает много идей и решений задач, свободно высказывает свое мне-
ние, энергично отстаивает его, обладает богатым воображением, конструктивно крити-
чен, не боится отличиться от других, стремится к самовыражению. Как же можно уви-
деть нестандартное мышление у ребенка? В этом может помочь тест креативности Тор-
ренса, диагностика творческого мышления:
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фи-
гур. А также придумайте название к каждому рисунку.
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к
ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные
картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Мак-
симальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для
определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия.
Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с ча-
стотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл
засчитывается за ответы, встречающиеся в 2–4,9% случаев. Премиальные баллы за ори-
гинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в
единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способ-
ностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуж-
дать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фи-
гур: объединение двух рисунков – 2 балла; объединение 3–5 рисунков – 5 баллов; объ-
единение 6–10 рисунков – 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей
сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Интерпретация результатов тестирования. 1. Беглость, или продуктивность. Этот
показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде
всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. большинство детей 1–8 клас-
сов выполняют от 7 до 10 заданий. 2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие
идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Напомним, что
если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидно-
сти его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуаль-
ного потенциала и (или) низкой мотивации. 3. Оригинальность. Этот показатель харак-
теризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, об-
щепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения
этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и
неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать лег-
ких, очевидных и неинтересных ответов. 4. Разработанность. Высокие значения этого
показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобрета-
тельской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплиниро-
ванных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы
другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуще-
ством, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.
Это один из разнообразных тестов для выявления одаренности детей в работе педагога.
«Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены и талант-
ливы все без исключения дети.» В.А.Сухомлинский
Список литературы:
1. 1.Алексеев Н.Г.О целях обучения школьников исследовательской деятельности. -
М.2000
2. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.