"Выявление особенностей психолого-педагогической готовности к школьному обучению дошкольников"
Оценка 5

"Выявление особенностей психолого-педагогической готовности к школьному обучению дошкольников"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
воспитание +1
СCУЗ, ВУЗ
09.02.2024
"Выявление особенностей психолого-педагогической готовности к школьному обучению дошкольников"
материал для педагогов
Выявление особенностей психолого-педагогич.doc

Выявление особенностей психолого-педагогической готовности к школьному обучению дошкольников

 

 Методика организации исследования

         Готовность к школьному обучению изучается в ходе проведения обследования с использованием различных методик. Прежде чем остановиться на характеристике существующих методик и принципах их отбора для тестирования детей, охарактеризуем основные требования к процедуре обследования.

Обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя, заинтере­сованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследовани­ем психолог беседует с воспитателем. Выясняет, как воспи­татель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу и трудности в воспитании и обучении. Собирают­ся первоначальные сведения о семье ребенка. Предваритель­ное наблюдение за ребенком в группе, его общение с дру­гими детьми и воспитателем, поведение и выполнение зада­ний на занятиях, соблюдение режимных моментов это помо­жет психологу создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно пост­роить психологическое обследование. Забирая ребенка из группы на обследование, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае резуль­таты обследования окажутся недостоверными. Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания психолога и ребенка — необходимое условие получения дос­товерных результатов. В некоторых случаях установление контакта становится основной целью начальной части обследования, и тогда материалы методик предлагают ребенку только после того, как эта цель достигнута (иногда даже не в первый день).    Пути установления контакта могут быть раз­личными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целе­сообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать со­вместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Иногда оказывается эффективной предваритель­ная,  спокойная беседа на не обременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дош­кольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, об­ращаться на «вы» и т. п.), положительная оценка его личнос­ти и его действий создают тот фон, на котором могут реализо­ваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.

Для проведения обследования необходима отдельная ком­ната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Вне­шний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувству­ет себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребен­ку можно будет рассмотреть перед началом обследования. Яркие, необычные предметы или привлекательные игруш­ки нежелательны, так как они могут отвлечь внимание ре­бенка от предложенных заданий. Перед началом обследова­ния психолог должен подготовить все материалы методик, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку. Обследование проводится за маленьким столиком. Дош­кольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подаль­ше от ребенка, сбоку или за его спиной. Ребенку можно пред­ложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дают со­ответствующее задание.

В первой части обследования лучше предлагать задания интеллектуальных методик, так как они наиболее трудны для детей. Затем можно использовать и другие методики. Некоторые личностные методики и задания, по какой-либо при­чине затруднительные для ребенка, предполагают особенно доверительный контакт со взрослым. Их желательно предла­гать в те моменты, когда контакт достаточно укрепился и ре­бенок чувствует себя свободно и комфортно. Для многих де­тей особую трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, таким детям предлагать словесные задания луч­ше в середине или в конце обследования, предварительно на­ладив с ними речевое общение. В целом обследование ребен­ка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут.

Важное условие обследования — приспособление к инди­видуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утом­ляемости, колебаниям мотивации и т. д. Так, в случае быст­рого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ре­бенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражне­ний (проверить состояние моторики).

По ходу обследования записи, где фик­сирует предлагаемые задания и уровень их выполнения, ока­зываемую ребенку помощь и степень его обучаемости, возможности самостоятельного исправления ошибок и адекват­ность оценки результатов своих действий. Отмечаются так­же особенности реакции ребенка на ситуацию обследования, характер контакта со взрослым, эмоциональные проявле­ния, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении со взрослым и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности вни­мания, степень упорядоченности и целенаправленности дей­ствий и другие существенные показатели особенностей познавательного и умственного развития.

В подготовительной к школе группе обследование ум­ственного развития проводится одновременно с 6—10 деть­ми. Детей сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему была хорошо видна работа каж­дого ребенка. Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями. У проверяющего точно такие же тет­ради. Он пользуется ими для объяснения.

Детей предупреждают, что работать нужно самостоятель­но, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради. В случае затруднений или непонимания задачи — обращаться к взрослому.

После окончания работы по одной методике детям пред­лагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Дли­тельность одного занятия не должна превышать 40—45 ми­нут. Задания, которые дети не успели выполнить за это вре­мя, переносятся на второе занятие.

Для обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения учеб­ных заданий. В этом могут помочь воспитатели группы. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказы­вается ее выполнять, рекомендуется индивидуальное обсле­дование.

Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка.

Процедура обследования детей на предмет психологической готовности к школе может быть различной.  Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в марте-апреле. Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.                                                                                      

          Оценивая выполнение каждого отдельного задания, анализируют следующие показатели:

·                   способность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции);

·                   способы работы (рациональные/ нерациональные), используемые при выполнении задания, зрительное соотнесение, промеривание, бессистемные повторяющиеся действия;

·                    способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;

·                    способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;

·                    отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате, демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат;

·                    понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос показанного способа на аналогичные задания.

Критерии выбора методик обследования детей.

Задача диагностики психологической готовности к школе состоит в определении уровня личностного и интеллектуального развития ребенка. При многообразии существующих методов такой диагностики основная проблема заключается в оптимальном выборе конкретных методик с учетом исследуемой категории детей. Основными критериями выбора, как отдельных методик психологического обследования, так и их совокупности в целом являются следующие условия:

·                    программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о психологической готовности ребенка к школе;

·                    применяемые методики должны предусматривать определенные меры помощи, необходимые для выполнения задания;

·                    обследование не должно быть слишком длительным в силу особенности работоспособности.

Мы рассмотрели процедуру определения психологической готовности к школе, выделили необходимые условия проведения обследования, существует множество методов диагностики психологической готовности к школьному обучению, мы выделили критерии выбора отдельных методик психологического обследования.


Выявление особенностей психолого-педагогической готовности к школьному обучению дошкольников

Выявление особенностей психолого-педагогической готовности к школьному обучению дошкольников

Может оказаться целе­сообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную…

Может оказаться целе­сообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную…

Некоторые личностные методики и задания, по какой-либо при­чине затруднительные для ребенка, предполагают особенно доверительный контакт со взрослым

Некоторые личностные методики и задания, по какой-либо при­чине затруднительные для ребенка, предполагают особенно доверительный контакт со взрослым

Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями

Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями

Критерии выбора методик обследования детей

Критерии выбора методик обследования детей

Мы рассмотрели процедуру определения психологической готовности к школе, выделили необходимые условия проведения обследования, существует множество методов диагностики психологической готовности к школьному обучению, мы выделили критерии…

Мы рассмотрели процедуру определения психологической готовности к школе, выделили необходимые условия проведения обследования, существует множество методов диагностики психологической готовности к школьному обучению, мы выделили критерии…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024