Выявление особенностей психолого-педагогической готовности к школьному обучению дошкольников
Методика организации исследования
Готовность к школьному обучению изучается в ходе проведения обследования с использованием различных методик. Прежде чем остановиться на характеристике существующих методик и принципах их отбора для тестирования детей, охарактеризуем основные требования к процедуре обследования.
Обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя, заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием психолог беседует с воспитателем. Выясняет, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу и трудности в воспитании и обучении. Собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе, его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение заданий на занятиях, соблюдение режимных моментов это поможет психологу создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование. Забирая ребенка из группы на обследование, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты обследования окажутся недостоверными. Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания психолога и ребенка — необходимое условие получения достоверных результатов. В некоторых случаях установление контакта становится основной целью начальной части обследования, и тогда материалы методик предлагают ребенку только после того, как эта цель достигнута (иногда даже не в первый день). Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Иногда оказывается эффективной предварительная, спокойная беседа на не обременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на «вы» и т. п.), положительная оценка его личности и его действий создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.
Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет рассмотреть перед началом обследования. Яркие, необычные предметы или привлекательные игрушки нежелательны, так как они могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий. Перед началом обследования психолог должен подготовить все материалы методик, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку. Обследование проводится за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка, сбоку или за его спиной. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дают соответствующее задание.
В первой части обследования лучше предлагать задания интеллектуальных методик, так как они наиболее трудны для детей. Затем можно использовать и другие методики. Некоторые личностные методики и задания, по какой-либо причине затруднительные для ребенка, предполагают особенно доверительный контакт со взрослым. Их желательно предлагать в те моменты, когда контакт достаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно. Для многих детей особую трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, таким детям предлагать словесные задания лучше в середине или в конце обследования, предварительно наладив с ними речевое общение. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут.
Важное условие обследования — приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).
По ходу обследования записи, где фиксирует предлагаемые задания и уровень их выполнения, оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости, возможности самостоятельного исправления ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаются также особенности реакции ребенка на ситуацию обследования, характер контакта со взрослым, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении со взрослым и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей познавательного и умственного развития.
В подготовительной к школе группе обследование умственного развития проводится одновременно с 6—10 детьми. Детей сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему была хорошо видна работа каждого ребенка. Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями. У проверяющего точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения.
Детей предупреждают, что работать нужно самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради. В случае затруднений или непонимания задачи — обращаться к взрослому.
После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Длительность одного занятия не должна превышать 40—45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие.
Для обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения учебных заданий. В этом могут помочь воспитатели группы. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальное обследование.
Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка.
Процедура обследования детей на предмет психологической готовности к школе может быть различной. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в марте-апреле. Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.
Оценивая выполнение каждого отдельного задания, анализируют следующие показатели:
· способность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции);
· способы работы (рациональные/ нерациональные), используемые при выполнении задания, зрительное соотнесение, промеривание, бессистемные повторяющиеся действия;
· способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;
· способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;
· отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате, демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат;
· понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос показанного способа на аналогичные задания.
Критерии выбора методик обследования детей.
Задача диагностики психологической готовности к школе состоит в определении уровня личностного и интеллектуального развития ребенка. При многообразии существующих методов такой диагностики основная проблема заключается в оптимальном выборе конкретных методик с учетом исследуемой категории детей. Основными критериями выбора, как отдельных методик психологического обследования, так и их совокупности в целом являются следующие условия:
· программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о психологической готовности ребенка к школе;
· применяемые методики должны предусматривать определенные меры помощи, необходимые для выполнения задания;
· обследование не должно быть слишком длительным в силу особенности работоспособности.
Мы рассмотрели процедуру определения психологической готовности к школе, выделили необходимые условия проведения обследования, существует множество методов диагностики психологической готовности к школьному обучению, мы выделили критерии выбора отдельных методик психологического обследования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.