Выжигание по древесине
Конспект урока по образовательной  области «Технология» для 5 класса.
Образовательные 
1 Научить способам переноса эскизов на древесину.
2.Научить приемам художественной обработки древесины (выжигания по древесине).
3. Развивающие 
1. Развивать представление о способах художественной обработки древесины.
2. Развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные 
1. Уметь  проявлять дисциплинированность и внимание.
2. Уметь дать самооценку собственной деятельности .
            
        
        
        
                    
                
                    Конспект урока по образовательной  области «Технология» для 5 класса.
 Выжигание по древесине
Тема урока: Выжигание по древесине
Цели урока:
 Образовательные 
1 Научить способам переноса эскизов на древесину.
2.Научить приемам художественной обработки древесины (выжигания по древесине).
3. Развивающие 
1. Развивать представление о способах художественной обработки древесины.
2. Развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные 
1. Уметь  проявлять дисциплинированность и внимание.
2. Уметь дать самооценку собственной деятельности .
Место проведения: столярные мастерские
Инструменты и оборудование: шлифовальная шкурка; шлифовальная колодка; фанера для 
выжигания; прибор для выжигания, копировальная бумага, рисунки.
Оформление доски: тема урока; новые слова (рашпиль, шлифовальная шкурка, прибор для 
выжигания); домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала (беседа по вопросам):
 1.Скажите, что следует сделать, чтобы предать изделию из древесины красивый внешний 
вид? (изделие подвергают зачистке).
 2. Для чего применяется шлифование? (Для окончательного выравнивания и сглаживания 
поверхности.)
 3.С помощью каких инструментов выполняется зачистка деталей? (Напильник и 
шлифовальная шкурка.)
 4.Что из себя представляет шлифовальная шкурка? (Гибкий, режущий инструмент на 
гибкой основе (бумаге или ткани). На этой основе приклеены мелкие частички стекла или 
минералов с острыми гранями.)
 5. Под каким углом выполняется зачистка? (4590 градусов и заканчивают зачистку вдоль 
волокон мелкой наждачной бумагой обернутой вокруг шлифовальной колодки).
 
III. Постановка темы и цели урока (слайд 1,2)
 Сегодня мы поговорим с вами о выжигании  по древесине. 
•
•
Цель нашего урока научиться технологии и приёмам выжигания по дереву;  
расширить запас знаний и умений по художественной обработке древесины.
IV Изложение программного материала.
 1.Иллюстративный рассказ с элементами беседы. (слайд3)
 Учитель. Выжигание  один из видов декоративной отделки поверхности древесины. 
Выжигание по древесине один из древнейших традиционных видов ремесел. Выжигание 
применяется для украшения домашней утвари: ложек, мисок, кубков и других сосудов. 
Выжиганием украшаются предметы мебели, иногда в сочетании с резьбой. Наилучшими 
материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать 
древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи). 
Выжигание производится с помощью электровыжигателя. (слайд4)
Рассмотрите устройство выжигателя на рисунке в учебнике на странице 56.
2. Инструктирование о правилах безопасности при выжигании. (слайд5)
 Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании:1) Выжигать можно только по сухой древесине.
 2) Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.
 3) Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.
 4) Начинать выжигание нужно с контурных линий.
 5) Через 1015 минут работы электровыжигатель отключают на 23 минуты, помещение 
проветривают. Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении 
загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать.
 6)Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола 
и на расстоянии 3035 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была 
хорошо освещена.
При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
  включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
  периодически при выжигании проветривать помещение;
  не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;
  оберегать руки и одежду от прикосновения пера;
  во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не 
класть на подставку, пока проволочка не остынет.
3 Последовательность выполнения работы (слайд7)
  Но прежде, чем приступить к выжиганию, мы должны вначале перевести на заготовку 
рисунок через копировальную бумагу. Копирку располагают рабочей поверхностью к 
доске, а сверху кладут рисунок. Рисунок вместе с копировальной бумагой аккуратно 
придерживают пальцами левой руки и карандашом с легким нажимом обводят рисунок. 
После обводки не спешите убирать пальцы с рисунка, а за край рисунка поднимите его 
вместе с копиркой и посмотрите, весь ли рисунок перевелся на доску. Потому что потом 
будет тяжело попасть точно по рисунку, если гдето пропустили. (слайд8)
   Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками; можно для этой цели 
использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для 
раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов. (слайд 9)
   Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Нанося точки более или менее 
густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, 
объёмность изображаемых предметов. При выжигании сравнительно быстро утомляется 
зрение, поэтому через каждые 1520 минут надо делать небольшие перерывы для отдыха.
(слайд10)
V. Практическая работа
 1. Вводный инструктаж
 • Выбор узора или картинки для выжигания.
 • Перенесение рисунка на заготовку.
 • Выжигание рисунка.
 • Раскрашивание фломастерами или красками.
 2. Текущий инструктаж
 • Следить, чтобы учащиеся работали только исправными приборами.
 • Корректировка хода практической работы.
VI .Закрепление изученного материала: (минитест)
  Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью (слайд 11)
  Выжигают рисунок с помощью (слайд 12)
  Тонкую линию получают при (слайд 13)
   Толстую линию получают при (слайд 14)
    Рисунок сначала выжигают (слайд15) 
  Допустимо ли прикосновение разогретым пером к электропроводам электровыжигателя.
VI. Итог урока:Рефлексия: Выскажите свое мнение о том, что полезного вы узнали на этом уроке. Где 
пригодятся вам приобретенные практические навыки? 
  Выставление оценок.
  Уборка рабочих мест.
  Домашнее задание: повторить правила по технике безопасности.
Источники:
•
•
•
•
•
Технология. 5 класс: учебник /под ред. В.Д. Симоненко. М.:Просвещение, 2009.
Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии 5 класс.М.: ВАКО, 2009. 
Пул  С.  Выжигание по дереву. Техника. Приемы. Изделия.   Издательство:  АСТ
Пресс,  2007 
. Ращупкина С.Ю.  Выжигание по дереву. Издательство:  Рипол Классик, 2011 
WWW. technologys.inf