Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
14.12.2024
Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ребенка в активную работу, научить его совместно решать задачи и искать их решения. Совместная деятельность на занятии способствует формированию личности, учит планировать работу, общаться.
Доклад Взаимное обучение.docx

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

 

Доклад п.д.о. Шемонаевой Е.А.

 

Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ребенка в активную работу, научить его совместно решать задачи и искать их решения. Совместная деятельность на занятии способствует формированию личности, учит планировать работу, общаться.

История развития взаимного обучения

В Древней Спарте отроки, прошедшие обучение должны были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника, но и поддержку старшего товарища, защиту.

Я.А.Каменский начал внедрять практику деления учащихся 6на десятки. Во главе каждого десятка стоял наблюдающий, а над ними также стояли другие наблюдающие, вплоть до самого старшего. Он говорил: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другими для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, - обучать. Эти правила дают возможность ученику побеждать учителя.»

Д. Джонсон и Р.Джонсон предложили метод обучения и сотрудничества в малых группах «Учимся вместе». Достоинствами этого метода являются:

- взаимозависимость всех работающих в группе;

- личная ответственность каждого работающего в группе не только за свои успехи, но и за успехи товарищей;

- совместная учебно-познавательная, творческая и иные виды деятельности учащихся в группе;

- социализация детей при работе в группе;

- развитие навыков оценки и самооценки.

Преимущества Белл-Ланкастерской системы обучения, при которой старшие и более знающие ученики обучали учеников младшего возраста, это:

- объяснение младшим ученикам материала давалась на доступном уровне, так «Учителя»-мониторы были не намного старше;

- мониторы стремились к самообразованию.

Недостатком можно назвать отсутствие у  обучающихся необходимых педагогических знаний и умений.

Организовать сотрудничество между детьми необходимо во всех сферах школьной жизни, в том числе и в дополнительном образовании. Очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если педагог имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом. Ребенку для полноценного развития необходимо общение и совместная деятельность не только со взрослыми, но и со сверстниками.

 

Технология взаимного обучения

Взаимное обучение – форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой обучающиеся, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими сверстниками под руководством педагога.

Принципы взаимного обучения:

- Приведение в соответствие образного и логического мышления обучающихся в познавательной деятельности путем реализации принципа одновременности их функционирования;

- признание равноправными компонентами содержания личностный опыт обучающегося и предметную представленность, а условием их равнозначного существования – организованное взаимодействие;

- замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный –параллельно-взаимный.

Благодаря тому, что каждый ребенок получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с различными членами группы, у обучающегося

- появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы;

- пробуждается и усиливается интерес к выполняемому заданию;

- повышается активность работы в группе;

- обеспечивается прочность знаний и умений.

 

Этапы реализации взаимного обучения

(по методике А.Г.Ривина)

Подготовительный этап:

Перед началом организации работы в парах сменного состава, нужно выделить время на наблюдение выработки навыков, необходимых для парной работы. Это поможет в дальнейшем достичь желаемого результата: дети в парах трудятся легко, непринужденно, комфортно.

Для парной работы необходимы определенные навыки. Это:

- умение ориентироваться в пространстве;

- умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;

- умение работать в шумовой среде;

- умение находить нужную информацию;

- умение использовать технологические карты;

- умение переводить образы в слова и слова в образы.

Ознакомительный этап. Необходимо сообщить обучающимся «правила игры», целевые установки и определить способ оценки результатов выполнения задания.

Начало работы в парах.

- педагог предлагает выполнить мини-задание по новому разделу и помогает выполнить его с применением нового знания;

- обучающиеся, освоившие новую операцию, объясняют и помогают  выполнить ее своим товарищам;

- к освоению этой операции включаются все новые и новые обучающиеся, которые работали под руководством своих одноклассников, которые освоили ее раньше;

- обучение продолжается до тех пор, пока операция не будет освоена в полном объеме всеми ребятами.

Проверочная  работа.

 


 

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации

Ребенку для полноценного развития необходимо общение и совместная деятельность не только со взрослыми, но и со сверстниками

Ребенку для полноценного развития необходимо общение и совместная деятельность не только со взрослыми, но и со сверстниками

Ознакомительный этап. Необходимо сообщить обучающимся «правила игры», целевые установки и определить способ оценки результатов выполнения задания

Ознакомительный этап. Необходимо сообщить обучающимся «правила игры», целевые установки и определить способ оценки результатов выполнения задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2024