«Взаимодействие педагогов детского сада и школы как условие преемственности образования»

  • docx
  • 13.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Взаимодействие педагогов детского сада и школы как условие преемственности образования.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г.Энгельса»

413100 г. Энгельс, пл. Свободы, д.11, тел./факс: 8(8453)56-84-10 ИНН 6449019008 КПП 644901001 ОГРН 1026401980582,сайт: https://энгельс-оши1.рф/эл: en-school@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Взаимодействие педагогов детского сада и школы как условие преемственности образования»

 

 

 

 

 

 

Выполнила учитель по РРС и ФПСР:

 Кондаурова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энгельс, 2020 год

       Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между дошкольным учреждением и школой. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.
Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.  

      Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания   Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

   Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

       Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.

   Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными. В начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1.работа с детьми;

2.взаимодействие педагогов;

3.сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

   1. Работа с детьми:

-экскурсии в школу;

-посещение школьного музея, библиотеки;

-знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

-участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;

-выставки рисунков и поделок;

-совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

-участие в театрализованной деятельности.

 2. Взаимодействие педагогов:

-совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

-семинары, мастер- классы;

-круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

-проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

-открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

-педагогические и психологические наблюдения.

   3. Сотрудничество с родителями:

-совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

-круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

-родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

-консультации с педагогами ДОУ и школы;

-встречи родителей с будущими учителями;

-дни открытых дверей;

-творческие мастерские.

   Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

   И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

     Какие же основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

-создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

-углубление интереса к жизни в школе;

-оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

   Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

   Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

    Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий в стенах школы. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

   Данная совместная работа образовательных учреждений выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.