МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г.Энгельса»
413100 г. Энгельс, пл. Свободы, д.11, тел./факс: 8(8453)56-84-10 ИНН 6449019008 КПП 644901001 ОГРН 1026401980582,сайт: https://энгельс-оши1.рф/эл: en-school@mail.ru
Доклад на тему:
«Взаимодействие педагогов детского сада и школы как условие преемственности образования»
Выполнила учитель по РРС и ФПСР:
Кондаурова Е.А.
Энгельс, 2020 год
Особую актуальность в настоящее время имеет
проблема преемственности между дошкольным учреждением и школой. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в
школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины
мира, а иногда ее серьезной корректировки.
Главное, что необходимо ребенку, - положительная
мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но
у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать
приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и
школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя,
поднимает руку и получает оценки.
Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными. В начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:
1.работа с детьми;
2.взаимодействие педагогов;
3.сотрудничество с родителями.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
-экскурсии в школу;
-посещение школьного музея, библиотеки;
-знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
-участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
-выставки рисунков и поделок;
-совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
-участие в театрализованной деятельности.
2. Взаимодействие педагогов:
-совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
-семинары, мастер- классы;
-круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
-проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
-открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
-педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
-совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
-круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
-родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
-консультации с педагогами ДОУ и школы;
-встречи родителей с будущими учителями;
-дни открытых дверей;
-творческие мастерские.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Какие же основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
-создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
-углубление интереса к жизни в школе;
-оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий в стенах школы. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Данная совместная работа образовательных учреждений выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.