Работа с родителями и детьми ОВЗ в дистанционном формате
Ким Марина Анатольевна
учитель-дефектолог
МАДОУ-Детский сад компенсирующей
направленности № 11 «Улыбка
Забайкальский край, г. Краснокаменск
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было
услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но
уже
сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у
кого не вызывает удивления. Мы все столкнулись с
неспокойным и неопределенным временем. Это
самоизоляция в связи с пандемией коронавируса. Все это время мы поддерживали
связь с родителями и детьми. Работали по запросам и тематическим неделям.
Консультаци были составлены в рекомендательной форме, с советами и ссылками на
образовательные сайты для обучения и познавательных игр. Родителям и детям
такая форма работы очень понравилась, по результатам анкетирования и
собеседования, мы, педагоги группы и родители детей, посещающих группу, решили
продолжить работу в данном направлении после окончания периода самоизоляции. Наряду с традиционными методами контактного обучения и образовательной деятельности в детском саду, мы применяем дистанционные технологии, гибко сочетая индивидуальный и дифференцированный подходы, что,
по нашему мнению, способствует индивидуализировать
обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход,
ориентировать на самообразование и саморазвитие родителей.
Группу «Радуга» МАДОУ-Детский
сад компенсирующей напрвленности № 11 «Улыбка», в которой я работаю
учителем-дефектолом, посещают 13 детей с тяжёлыми множественными нарушениями,
все дети с умственной отсталостью, имеют инвалидность, кроме того из них:
-4 ребёнка с РДА;
-4 ребёнка с нарушениями ОДА (2 из них -немобильные, пердвижение возможно только в коляске). Родители детей с ограниченными возможностями здоровья – особая категория взрослых. Им в первую очередь необходимы конструктивная помощь, дельный совет и моральнопсихологическая поддержка в организации дистанционного обучения, поэтому в начале мы определили направления работы исходя из запроса родителей. И тут важно не переусердствовать, не засыпать родителей потоком информации, и не усадить ребенка за компьютер, чтобы он делал много заданий. Во всем должна быть мера. Нужно помнить и понимать, что родители могут удаленно работать и у них не так много времени, что бы читать или слушать большие послания от педагога. Выбор направления взаимодействия должен быть удобен всем участникам.
И на конец, третий этап - итоговое сопровождение. Он является продолжением предыдущих двух. Основная роль этого этапа заключается в получении обратной связи от участников взаимодействия. Без обратной связи невозможно выстроить коммуникативное взаимодействие. В добавление, это усиливает эмоциональный отклик и закрепляет положительный результат проводимой работы. И еще, простраивание следующего взаимодействия должно осуществляться с опорой на результаты предыдущего. Так будет выполняться принцип преемственности и системности работы.
Ведущим и реально осуществимым в короткие сроки направлением работы считаю – консультации. Варианты консультативной работы с родителями детей ОВЗ в дистанционном формате: беседы с родителям, ответы на вопросы, буклеты с интересной информацией, презентации по различным темам, видео консультации и т.д.
Видео консультации можно проводить в прямом эфире или делать запись и выкладывать ссылку для просмотра родителями. Это достаточно удобно. Родители могут в удобное для них время и с любого устройства просматривать видео консультации. Формат может быть различный от традиционно-делового до сказочно-аллегорического. Фантазия и возможности: технические и артистические, придутся только в помощь. После того, как запись консультации будет сделана, можно смонтировать ее с фотографиями, наложить музыку, чтобы видео консультация была похожа на маленькую историю, которая эмоционально и не нравоучительно рассказывается слушателю. По длительности такие консультации лучше не делать больше 15 минут. Иначе, тяжело запомнить все увиденное и услышанное. Если информации много, можно разделить ее на несколько частей и записать еще одну консультацию.
Такие консультации можно смотреть всей семьей. И всем будет интересно! [6, С. 51-54.].
- педагогу необходимо создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.
Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:
- выбор оптимального режима образовательной деятельности, с
учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в
какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня
наиболее продуктивен для занятий;
- индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
- ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься
один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и
доступа к ИНТЕРНЕТУ.
В дистанционном обучении детей дошкольноговозраста есть и
минусы:
- в случае если родители не имеют возможности, времени или
желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала
будет не высокий.
- отсутствие авторитета родителя, т. к. многие дети воспринимают
информацию так, как ее преподносит специалист.
- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу
сложной структуры дефекта у ребёнка.
Мы ежедневно разрабатываем содержание обучающей деятельности
в соответствии с особенностями детей. Наша задача состоит в
том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и
эффективные методы и приемы работы с детьми. Мы стараемся
обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками,
картинами, презентациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в
форме обучающих и развивающих занятий. Также делаем подборку
подвижных игр, в которые дети могут поиграть со
своими родителями или другими членами семьи.
В работе с детьми я так же использую дистанционные технологии,
дети с родителями участвуют в интернет – конкурсах, онлайн-конкурсах,
используя средства ИКТ, обучаясь работать с ними (компьютер,
ноутбук, телефон, занимают призовые места. Таких конкурсов, проводящихся дистанционно, множество, мы с родителями и детьми стараемся принимать в них активное участие.
Выполнение творческих заданий представляется презентацией или фотографиями с пошаговыми этапами выполнения.Надо отметить, что все родители были расположены к сотрудничеству, очень активно выполняют задания, выставляют рисунки, поделки, выполненные задания.
Опыт использования дистанционного образования, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным.
Практика показала, что при условии систематического использования дистанционных технологий, информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Об эффективности говорят следующие факторы:
- у большинства воспитанников повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;
- полученные детьми знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- у большинства воспитанников прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной и эмоциональной деятельности детей.
Таким образом, использование таких форм в работе учителя-дефектолога, рассматриваю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации. Использование средств информационных технологий позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.
Литература
1. Азамова М.Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М.Н.Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с.385-387.
2. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М. 2002.
3. Венгер А. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., 2001.
4. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. -Пермь, 2009. -60с.
5. Лынская М.И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
6. Мелкозёрова Е.В. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 51-54.
7. .Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с.53-57.
8. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2011, №9(75), с.86-89.
9. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.
10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, ЗАО «МЦФЭР», 2012, №8, с.4-8, 19-22.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.