«Взаимодействие семьи и школы в работе классных руководителей»
Оценка 4.8

«Взаимодействие семьи и школы в работе классных руководителей»

Оценка 4.8
docx
27.11.2020
«Взаимодействие семьи и школы в работе классных руководителей»
Взаимодействие семьи и школы.docx

«Взаимодействие семьи и школы в работе классных руководителей»

Евдакова Л.Г.  

       

 «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».  Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.

       Сегодня, в  наше время, когда все торопятся, куда-то спешат и вечно  ничего не успевают, когда в заботах  о хлебе  насущном члены семьи редко видят  друг  друга, когда  телевизор, компьютер,  телефон заменяет  людям общение и ещё больше разъединяет  их, часто и  родителям  как-то  не  до своих  детей. Главное – одеть,  накормить, позаботиться  об их здоровье  и самочувствии, а остальное вроде  бы ерунда… Поэтому всегда  хочется  обратить внимание мам   и пап,  бабушек  и дедушек на  ребят, показать,  какие  они талантливые и   умные, добрые   и отзывчивые,  одинокие  и серьёзные, мечтающие  и деловые…  С этой  целью в  своей  работе классные  руководители используют   разные формы  для сближения и объединения всех членов семьи в одно целое, единое, где важно  не  только обеспечить «хлебом насущным», но  и быть именно «семьёй».

Правила работы с родителями (слайд)

Основные задачи педагога (слайд)

          Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом, непониманием и растерянностью родителей.  В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают наши ученики. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни. Для более успешной адаптации в 5- м классе на первых уроках Батищев А,А. рекомендует использовать следующие советы:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 

В 5 б классе кл. рук. Бузова В. В.  работа с родителями ведется по двум направления – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках первого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне». Сообща находят  решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Часто родительские собрания проходят за чашкой чая в непринуждённой обстановке. Проводят  вечер вопросов и ответов.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей.

В рамках второго направления родители привлекаются  к участию во внеклассных мероприятиях, классных часах (родители помогали готовить классный час, готовили выступление детей).

Чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт.

Итак, 5 класс, первое собрание. Знакомство состоялось. Именно на этом собрании В.В. призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех следующим встречам.

 К каждому родительскому собранию классный руководитель старается  подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.

 

  Обязательным элементом плана классного руководителя 6А класса Кохликян А. С.является работа с родителями.Стратегия взаимодействия с родителями. Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества. Совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия.

Стратегия - термин, в большей степени военный, но в переносном значении связан с искусством организации и руководства. Именно в этом смысле стратегия как организация взаимодействия классного руководителя и родителей, умение определять наиболее важные вопросы, которые необходимо (и можно) решить в современной деятельности.

Кроме того огромную роль играет диагностика на разных этапах работы без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.

Любая информация, полученная классным руководителем от детей и родителей, оказывает неоценимую услугу и семье, и ребенку.

Проведя диагностические исследования важно понимать:

- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;

- диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;

- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.

Примеры некоторых диагностических исследований.

Предварительная диагностика - позволяет спрогнозировать состав родительского коллектива.

На предварительном этапе очень эффективной является методика незаконченных предложений. Эта методика помогает определить отношение родителей к школе и учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций.

Большое значение имеет тематическая диагностика. Ее Аревик Славовна проводит  при подготовке к родительским собраниям по определенной теме. Например, перед собранием организую проективную методику для учащихся, а для родителей анкете по этой же проблеме.

Другой пример. При подготовке к родительскому собранию по теме «Методы семейного воспитания» провела  анкетирование с родителями и детьми. А само собрание провела в форме ситуационной игры.

Еще одна разновидность диагностики - итоговая диагностика, которая проводится в конце учебного года. Это необходимо для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя, но еще в большей степени, чтобы провести коррекционную работу. Коррекционная работа проявляется в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций.

Проведя аналитическую обработку полученных материалов классный руководитель формулирует цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка.

Содержание взаимодействия с родителями должно полностью соответствовать и быть направлено на решение ключевой задачи.

В планировании совместной деятельности опирается на следующие принципы:

- родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;

- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

- необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

       Это наиболее важное направление, однако, как показывает опыт, именно оно является «проблемной зоной».

 Основной формой совместной работы являются родительские собрания. Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя. Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе. Существует множество методик изучения семьи, которые позволяют составить социально - демографический портрет семьи.

Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности считаю:

- «Круглый стол», на который приглашаются интересно рассказывающие о своей школьной жизни люди;

- совместные открытые уроки, на которых присутствующие родители - участники действия;

- педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;

- дискуссии - активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;

- коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.

       Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.

     

Бочкарева Л.Г. классный руководитель 6б класса

       Важным звеном, помогающим решить многие проблемы, на взгляд, Людмилы Георгиевны является работа с родителями. Она, как классный руководитель, в своей работе во многом опирается на положительный опыт семейного воспитания. На первых этапах работы с семьями учащихся она старается наладить доверительные отношения между семьями и классным руководителем. Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Налаживанию контакта во многом ей помогло «транслирование» родителям положительного образа учащегося.

        Родители, в повседневном общении часто не замечают какие-то стороны личности своего ребенка. Классный руководитель видит ученика в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить им эту информацию. Кроме того, очень важно, чтобы родители увидели позитивное отношение классного руководителя к их ребенку и могли быть уверены, что  он действует в интересах учащегося. Важным так же является диалог, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для формирования личности учащегося. Посещение семей помогает во многом работе классного руководителя, оно дает возможность изучить бытовые условия, в которых содержится ребенок, понять психологическую атмосферу в семье. В своей работе Л.Г. посещает семьи всех учащихся.

         По наблюдениям Людмилы Георгиевны, совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной, благодаря использованию разнообразных форм работы.

        Классные родительские собрания – провожу не реже чем раз в четверть. Виды родительских собраний разнообразны: организационные (обычно в начале  учебного года), тематические (собрания- диспуты ), итоговые (четвертные, полугодовые, годовые). Тематика родительских собраний определяется возрастными особенностями учащихся и проблемами, возникающими в классном коллективе. По необходимости проводились внеплановые родительские собрания («Повышение мотивации к учебной деятельности», «Правила поведения учащихся в школе и вне ее»).

        Индивидуальные консультации для родителей - чаще всего вытекают как необходимость, как результат обучения или воспитания школьника. Помогают прийти к взаимному согласию относительно возникшей проблемы или важного вопроса. При такой форме работы использует подход: «Перед нами стоит общая задача, или проблема. Что мы можем с вами предпринять для ее решения?». Принципом успешного консультирования считает - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Много индивидуальных бесед провела с родителями детей, успеваемость которых начинает «хромать», ухудшается поведение, возникают проблемы во взаимоотношениях с учителями, а также с родителями «трудных» детей.

       Телефонные звонки - ежедневная трудоемкая работа с родителями. Осуществляются с разной целью: сообщение об изменениях школьной жизни, выяснение продолжительности болезни ученика, пропуски учебных занятий, нарушение дисциплины, внешний вид, приглашение родителей на беседы, родительские собрания, поощрения учащихся в учебной деятельности и т.д.

        Работа с родительским комитетом - осуществляется на протяжении учебного года. Родительский комитет собирается не менее 1 раза в четверть для решения классных вопросов. Родительский комитет является для меня незаменимым помощником в решении различных вопросов в организации внеурочной деятельности (организация поздравлений учащихся с днем рождения, организация праздников, походов, экскурсий различного плана, в том числе выездных, помощь в проведении и организации родительских собраний).

       Круглый стол- форма работы, на которой решаются вопросы, возникающие в  классе.

      Совместные поездки и походы родителей и детей - помогают общению учащихся с родителями в неформальной обстановке, позволяют лучше узнать друг друга. Родители помогают поддержать дисциплину, организуют конкурсную программу, питание, поощрение.

       Совместные праздники - Дни именинника, празднование Нового года, праздники 8 марта и 23 февраля, чаепития .

       Посещение на дому - осуществляется на протяжении всей работы с учащимися. Особое внимание уделяется семьям «трудных» детей, учащимся, состоящим на различных видах учетов, вновь прибывших в коллектив, пропускающих занятия (по болезни и без уважительной причины). Посещение семей дает возможность более полно узнать ребенка, увидеть круг его интересов, узнать взаимоотношения в семье.

        Воспитательная работа в 7а  классе  строится с учетом того, что индивидуальность ребенка формируется в семье - так считает Сорокина С.М. Взаимодействие классного руководителя  и семьи предполагает установление сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость и целостность личности. Анализируя работу с родителями учащихся, отмечает  организацию проведения  родительских собраний, внеклассных мероприятий с участием родителей. А именно, в прошлом году, учащиеся вместе с классным руководителем  посетили предприятия, где работают родители детей. Учащиеся узнали много интересного о профессии повара. Об этой профессии им рассказала Карасева Марина Николаевна, которая работает в МДОУ№8 поваром. Дети побывали на пищеблоке, увидели своими глазами, как готовится еда малышам. В парикмахерской, Анфиногенова Наталья Александровна, показала детям,  как  делают стрижки, прически и маникюр. Она рассказала о своем рабочем месте, сделав акцент на то, как важно любить свою работу и не ошибиться в выборе профессии.

        Огромную помощь в работе классному руководителю оказывает родительский комитет, в плане  приготовления подарков подшефному ветерану Морозову Андрею Николаевичу, участнику ВОВ. Дети с радостью ходят его поздравлять с Днем Защитника Отечества и Днем Победы.В своей работе С.М. использует как традиционные формы (родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому), так и не традиционные (родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, эти формы  она включает в ткань родительского  собрания, чтобы разрядить обстановку)

      Для классного руководителя 7б класса Петьковой М.И. знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую она  раздает детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. 

   Изучение семьи ученика позволяет познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, М.И. имеет возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, она тем самым пробуждает эти же качества и доверие к  себе  у детей и их родителей, которые начинают видеть в ней  союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка. 

        В своей работе большое внимание старается уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей. Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьем своих детей.Для того чтобы узнать, что их интересует, волнует в воспитании и обучении детей, какая помощь им требуется, часто предлагает анкеты и тогда – планирует свою деятельность по просвещению родителей.

         Вот, например, какие темы родительских собраний запланированы в этом году:

-Как помочь подростку обрестиуверенность в себе;

-Нравственные приоритеты семьи;

-Проблемы компьютерной зависимости; 

-Как помочь ребёнку преодолеть затруднения в учёбе?

  В зависимости от темы родительского собрания старается подготовить памятки, в которых содержатся рекомендации для родителей. В целом посещаемость собраний у нее составляет 85 %.

      Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому классными руководителями   организуются  индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.

 Родителям нравится быть участниками мероприятий. Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества. 

  Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. 

       Так родители принимали участие в мероприятии, посвящённом Дню матери, Новогоднем утреннике.

            Участие родителей в мероприятиях и учебном процессе способствует повышению эмоциональности и работоспособности детей, а это в свою очередь является важным фактором укрепления здоровья учащихся и формирования личности.

          9 класс – это пора выпускных экзаменов, поэтому Амирханян Л.В. классный руководитель 9а класса, строит свою работу, учитывая  индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, психологическое состояние. А также работа с детьми и родителями имеет профориентационную направленность.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

1.  Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни:

·​ создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей;

·​ раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с социальным педагогом, инспектором ПДН.

2.  Регулярное проведение родительского всеобуч ( лекторий)

Родительский всеобуч на классном родительском собрании:

1 четверть - «Знакомство родителей девятиклассников с общими положениями государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса, изменениями в 2016-2017уч.г. и др. нормативными документами.

-"Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи"

2-четверть-"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

3 четверть-«Рекомендации родителям по преодолению стрессовых ситуаций в семье во время экзаменационного периода»

4 четверть-«Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика».

-Анкетирование родителей о будущей профессии их детей и индивидуальные беседы.

-Информирование родителей по телефону о результатах сдачи тренировочных работ по подготовке к ОГЭ по русскому языку и математике

-Посещение семей детей группы риска (Некрасовой С.) с целью проверки бытовых условий и выполнение режима дня.

-Консультации родителей по вопросу особенностей подросткового возраста

3.  Правовое просвещение родителей.

4.  Проведение индивидуальных и групповых консультаций:

·​ беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;

·​ своевременное направление на консультацию к специалисту.

5.  Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:

·​ помощь в проведении творческих дел;

·​ помощь в укреплении материально-технической базы;

·​ помощь в благоустройстве школы;

·​ помощь в проведении спортивных мероприятий;

·​ помощь в организации экскурсий, поездок.

6.  Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.

7.  Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.

8.  Участие в традиционных общешкольных праздниках.

Правила работы:

·        к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;

·        общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо

·        изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным

·        изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу

Данильченко Г.И. В 10 классе в целях воспитания у детей чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений, было проведено занятие: «Счастливая семья» Задачами этого занятия были:

·                    дать представления о семейном счастье;

·                    стимулирование размышлений о семейных ценностях и обсуждение их значимости;

·                    дать  понятия  о роли родителей в воспитании детей;

·                    формировать умение работать в коллективе.

  Психолог школы провела анкетирование по вопросам семейного воспитания.

       Большую помощь в работе с родителями оказывает школьный психолог, который проводит беседы на темы: «Конфликт в семье», «Ребенок – полноправный член семьи», «особенности подросткового периода» - на таких беседах ребенок  выражает свои мысли, мнение при решении проблемы, затрагивающей его интересы, также проводились классные часы «Семейные отношения», «Мои обязанности в семье», к концу урока ребята сделали для себя определенные выводы о том, что семья необходима для каждого ребенка, для лучшего его развития и воспитания. В 10 классе прошли следующие мероприятия: «Приоритет семейного воспитания», «Что вы должны ценить в своей семье».

       Но в 10 классе родители не являются частыми гостями и участниками всевозможных школьных и классных мероприятий. Хотелось бы, чтобы родители чаще проявляли инициативу в участии в различных мероприятиях школы и класса.

Семья, какой бы она ни была, - это единственный дом ребенка, в котором он получает первичный опыт частной жизни. Поэтому наша задача– помочь обучающемуся определить свое поведение в этом доме.

В современной школе меняется многое: структура  и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока… А значит, становятся  более демократичны отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель – ученик – родители.

Да, многое меняется. А что же остаётся неизменным? Остаются родители и дети – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остаётся учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества.

      Часто мы говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Как трудно создавать это единство! Ведь   работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Необходимо строить отношения с родителями  на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь чтобы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего необходимо  понимать и уважать его родителей!

       В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

       В работе с родителями классному руководителю необходимо много такта, терпения, выдержки и знаний,    но     самое     главное родителей надо принимать такими, какие они есть.   В общении с ними необходимо  опираться  на понимание, сотрудничество, толерантность.

       Воспитание – сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль сложно переоценить.

       Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

       Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!


 

Взаимодействие семьи и школы в работе классных руководителей»

Взаимодействие семьи и школы в работе классных руководителей»

Часто родительские собрания проходят за чашкой чая в непринуждённой обстановке

Часто родительские собрания проходят за чашкой чая в непринуждённой обстановке

Другой пример . При подготовке к родительскому собранию по теме «Методы семейного воспитания» провела анкетирование с родителями и детьми

Другой пример . При подготовке к родительскому собранию по теме «Методы семейного воспитания» провела анкетирование с родителями и детьми

Важным звеном, помогающим решить многие проблемы, на взгляд,

Важным звеном, помогающим решить многие проблемы, на взгляд,

Круглый стол - форма работы, на которой решаются вопросы, возникающие в классе

Круглый стол - форма работы, на которой решаются вопросы, возникающие в классе

Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, она тем самым пробуждает эти же качества и доверие к себе…

Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, она тем самым пробуждает эти же качества и доверие к себе…

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. 1 . Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни: · ​ создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся…

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. 1 . Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни: · ​ создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся…

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса

Но в 10 классе родители не являются частыми гостями и участниками всевозможных школьных и классных мероприятий

Но в 10 классе родители не являются частыми гостями и участниками всевозможных школьных и классных мероприятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020