Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в реализации АООП НОО обучающихся с РАС участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификацию для каждой занимаемой должности.
В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя могут входить следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, педагоги дополнительного образования.
Все коррекционные мероприятия и мероприятия по адаптации ребенка к школе вырабатываются и согласуются всей командой специалистов на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) и должны быть направлены на достижение общих целей, наиболее важных в конкретный период.
Одним из ведущих специалистов, осуществляющих постоянное и непрерывное наблюдение за учеником с РАС в процессе его обучения и воспитания, является учитель. Поэтому именно он принимает окончательное решение при постановке коррекционных и образовательных задач, стратегий сопровождения и оказания комплексной помощи ребёнку с РАС и его родителям (законным представителям) на определённый период.
Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, нарушений в развитии познавательной сферы и т.д.
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог) является специалистом, который владеет специальными знаниями по организации работы с детьми с РАС. Его помощь направлена на освоение учеником АООП НОО. Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении АООП НОО, а также оказывает методическую поддержку учителю класса: помощь в создании образовательной среды, отвечающей потребностям ученика с РАС, в адаптации дидактических материалов.
Задачи деятельности школьного учителя-логопеда, как правило, чрезвычайно специфичны (преодоление фонетико-фонематического недоразвития, коррекция звукопроизношения, работа над темпо-ритмической стороной речи, развитие грамматического строя речи и т. д.). Однако при организации комплексного сопровождения ребенка с РАС возникает необходимость постановки задач, направленных на общий результат: преодоление трудностей освоения программного материала и развитие социальных навыков.
Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам его обучения, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. На основании результатов социально-педагогической диагностики социальный педагог определяет потребности ребенка и его семьи в объеме социальной поддержки, а также направления помощи в адаптации ребенка к школе.
Необходимость сопровождения тьютором, особенно в адаптационный период, определяется специфическими особенностями и потребностями конкретного ребенка с РАС. Тьютор оказывает ученику поддержку не только на уроке (помощь при восприятии инструкций, выполнении заданий, купирование эпизодов нежелательного поведения), но и на перемене (поддержка в процессе общения со сверстниками, при необходимости сопровождение при перемещении по школе).
Для освоения обучающимися с РАС АООП НОО также необходимо включение в штатное расписание образовательной организации следующих специалистов: учителя физкультуры (специалиста по адаптивной физкультуре), учителя музыки, учителя технологии, учителя рисования, педагога дополнительного образования, которые кроме необходимой профессиональной подготовки прошли курсы повышения квалификации в области образования детей с расстройствами аутистического спектра (в объеме не менее 72-х часов).
При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы взаимодействия, которые позволяют привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с РАС для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Отечественный и зарубежный опыт обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра показывает, что только целенаправленная и организованная на междисциплинарной основе работа учителей и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения позволяет достигать положительных результатов в обучении и социализации обучающихся с РАС.
ПМПк образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум решает следующие вопросы: проведение психолого-педагогического обследования, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе, организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком.
В заседаниях консилиума по обсуждению наиболее сложных вопросов оказания обучающемуся с РАС комплексной помощи принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося.
С целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с РАС необходимо проведение регулярных консультаций с врачами (психиатром), с нейропсихологом. В ходе диалога обсуждаются вопросы возможного изменения медикаментозного воздействия, проведения медицинского обследования, изменения подходов психолого-педагогической работы с ребенком, введения индивидуального графика посещения ребенком образовательной организации и другие.
По итогам работы ПМПк составляется протокол, и при необходимости, даются рекомендации о внесении изменений в АОП, СИПР. Плановые заседания ПМПк проводятся 3 раза в год (в начале, середине и конце года), а при необходимости и чаще.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.