"Взаимодействие учителя - логопеда со специалистами ДО по коррекционно - развивающей работе с аутистами в условиях массового детского сада"
Оценка 5

"Взаимодействие учителя - логопеда со специалистами ДО по коррекционно - развивающей работе с аутистами в условиях массового детского сада"

Оценка 5
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад
04.01.2021
"Взаимодействие учителя - логопеда со специалистами ДО по коррекционно - развивающей работе с аутистами в условиях массового детского сада"
дошкольники с расстройствами аутистического спектра представляют собой крайне неоднородную группу и требуют особого подхода при организации и сопровождении их обучения.
ДОКЛАД.docx

Дошкольники с расстройствами аутистического спектра представляют собой крайне неоднородную группу и требуют особого подхода при организации и сопровождении их образования. Поиск новых эффективных форм дошкольного образования становится ключевой проблемой в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС, так как не во всех случаях помещение таких детей в специализированные группы детских садов желательно и оправдано. Вопрос выбора образовательной траектории для дошкольника с РАС решается всегда индивидуально исходя из варианта и выраженности имеющегося нарушения, особенностей поведения и адаптации, наличия или отсутствия сопутствующих нарушений, осложняющих ход развития, потребностей его семьи, возможностей образовательной системы.

Однако все чаще при определении учреждения дошкольного образования для детей, имеющих РАС, выбор делается в строну организаций, реализующих инклюзивную практику, так как именно нахождение ребенка в среде нормативно развивающихся сверстников в большинстве случаев ускоряет процесс компенсации имеющихся у него нарушений.

Коррекционная работа должна строится по принципу командной работы: с детьми занимаются воспитатель, логопед, дефектолог, психолог и музыкальный руководитель, педагог по физической культуре. При этом каждый из них владеет методами, применяемыми в смежных специальностях, используя их в своей работе. Только в результате решения этих задач возможна наиболее эффективная реализация индивидуальной программы развития.

Так же воспитателями совместно со специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории).

При разработке индивидуального маршрута учитываются следующие принципы:

-принцип опоры на обучаемость ребенка; -принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития (соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка);

-принцип соблюдения интересов ребенка;

-принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);

-принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

-принцип отказа от усредненного нормирования;

-принцип опоры на детскую субкультуру.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования обеспечиваются равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Условия реализации индивидуального маршрута (учебного плана) -должны соответствовать условиям реализации основной образовательной программе дошкольного образования.

 

Работа по коррекционно-развивающих деятельности с детьми с РАС проходит по следующим этапам:

- Диагностический этап с использованием методик.  Диагностика уровня развития психических процессов и индивидуальных особенностей.

- Развивающий - коррекционный этап.

- Консультационный этап. Информирование о теме и содержания совместной деятельности с детьми, рекомендации игр и упражнений для закрепления и повторения материала, организации совместной деятельности родителей и ребёнка, ответы на вопросы родителей и педагогов специалистов.

- Завершающий этап. Итоговая диагностика уровня развития психических процессов, индивидуальных особенностей и отслеживание динамики развития.

Содержание обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Для детей дошкольного возраста ведущими видами деятельности являются:

·        Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

·        Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.

·        Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми - развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

·        Самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Всё оборудование и атрибуты для реализации этих направлений должны присутствовать. Конструирование из разного материала, включая конструкторы, легоконструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности - формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах детского сада должны быть оборудованы уголки для проведения экспериментов.

Изобразительная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Музыкальная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевальноигровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.

Восприятие художественной литературы и фольклора направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

Содержание образовательной деятельности с детьми строится с учетом интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями детей, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

При разработке программы учитывается приобретение дошкольниками с РАС социального и познавательного опыта, он осуществляется, как правило, двумя путями: под руководством педагогов (учителей-логопедов, дефектологов, педагога-психолога, воспитателей и других специалистов) в процессе коррекционно-развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

 

 

 

 

 

 

 

«Социально-коммуникативное развитие»

Цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

 • формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

Они реализуются через образовательные модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Образовательный модуль «Социализация».

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

— поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— обеспечение адаптивной среды образования, способствующей освоению образовательной программы детям с ОВЗ;

 — развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников, готовности и способности к совместным играм со сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— усвоение норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

 — формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательный модуль «Трудовое воспитание»:

 —развитие готовности и способности к самообслуживанию и действиям с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), элементарному бытовому труду (в помещении и на улице);

— развитие социального интеллекта на основе разных форм организации трудового воспитания в ДО;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование готовности к совместной трудовой деятельности со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе включения в разные формы и виды труда;

— формирование уважительного отношения к труду взрослых и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

Образовательный модуль «Безопасность»:

–формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

–приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

–передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

–формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

 

«Познавательное развитие»

Цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие внимания, памяти;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. «Познавательное развитие» включает: Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильнодвигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Познавательное развитие предполагает:

–насыщение ребенка приятными сенсорными впечатлениями, стимулирование ориентировочной активности, привлечение внимание ребенка к предметам и явлениям;

–совершенствование навыка фиксации взгляда на объекте;

–развитие целостного восприятия объектов, способности узнавать предметы обихода, соотносить предмет и его изображение, прослеживать за движением предметов, ориентироваться в пространстве;

–развитие зрительно-двигательной координации, конструктивного праксиса, навыков конструирования по подражанию и по образцу;

–понимание и выполнение инструкции взрослого;

–обучение ребенка предметно-игровым действиям, элементарному игровому сюжету;

–развитие навыков самообслуживания, самостоятельного приема пищи, одевания и раздевания, навыков личной гигиены (при необходимости - с использованием визуального подкрепления последовательности действий);

Познавательное развитие включает:

–формирование временных представлений, обучение ребенка принципам работы по визуальному расписанию, развитие осознанности связи между расписанием режима дня и повседневной жизнью;

–развитие полисенсорного восприятия и пространственно-временной ориентации: формирование схемы собственного тела, представлений о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу, взаимоотношений между внешними объектами, словесное обозначение пространственных отношений;

– ориентирование по стрелке в знакомом помещении; умения пользоваться простой схемойпланом;

 –при возможности - развитие навыка описывать различные свойства предметов: цвет, форму, группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

– обучение соотносить форму предметов с геометрической формой-эталоном, дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;

–развитие способности устанавливать элементарные причинноследственные связи, зависимости; –формирование навыков самообслуживания и опрятности, развитие самостоятельности.

«Речевое развитие»

Цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

• уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире;

• развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;

• формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;

• совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе;

• собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных;

• формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.

В области речевого развития необходимо:

– комментировать происходящие действия простыми для понимания ребенком словами; – поддерживать улыбку ребенка и его вокализаций;

– помогать соблюдать очередность в «диалоге» с взрослым;

 – создавать предпосылки к развитию речи и формированию языковой способности; – стимулировать копирование звучания и интонации речи взрослых, знакомых звукоподражаний, лепетных слов и усеченных фраз;

– использовать имеющиеся вокализации ребенка, вносить их в смысловой контекст происходящих событий;

– стимулировать речевую активность на фоне эмоционального подъема;

– поощрять выражение эмоции с помощью звуков и подражание некоторым звукам окружающего мира.

Речевое развитие включает:

– совершенствование навыков звукоподражания;

– развитие артикуляционной моторики, внимания ребенка к звукам окружающей действительности;

– совершенствование слухового восприятия (неречевые звуки, бытовые шумы с определением источника звука);

– формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события, персонажей из книг, мультфильмов;

 – определение принадлежности собственных и чужих вещей; называние знакомых людей по имени;

– комментирование действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Художественно-эстетическое развитие»

Задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Художественно – эстетическое развитие реализуется через образовательные модули «Художественное творчество», «Музыка».

Образовательный модуль «Художественное творчество»

Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

 – конструктивно – модельная деятельность;

– приобщение к изобразительному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности

– приобщение к музыкальному искусству;

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

В области художественно-эстетического развития необходимо:

–создавать приятный звуковой фон при помощи музыки и пения;

–побуждать ребенка к прислушиванию к пению, музыке, тихим и громким звукам;

– помогать ребенку дифференцированно реагировать на звучание разных музыкальных инструментов (обратить внимание на то, что дети могут испытывать дискомфорт от звучания некоторых инструментов);

–развивать у ребенка чувства ритма;

 –обучать использованию приятных для ребенка художественных материалов: рисованию пальчиковыми красками, толстыми фломастерами на водной основе, осознавать связь между движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги, лепке из специальных пластичных масс, глины, теста;

 –вносить смысл в творческую деятельность (травка для цыпленка, ниточки для шарика, лучики у солнышка и т.д.);

–использовать простые движения для танца под эмоциональную и ритмическую музыку;

 –положительно относиться к результатам своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Физическое развитие»

Цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

• развитие речи посредством движения;

• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

• управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

 

Таким образом, только тесный контакт в работе специалистов могут способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА

СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДО

ПО КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

С АУТИСТАМИ

В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО ДЕТСКОГО САДА»

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/020e/0015e785-dd2a740e/hello_html_m928b02.png

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД 1 КВ. КАТ.:

Тарковская Татьяна Александровна


 

Дошкольники с расстройствами аутистического спектра представляют собой крайне неоднородную группу и требуют особого подхода при организации и сопровождении их образования

Дошкольники с расстройствами аутистического спектра представляют собой крайне неоднородную группу и требуют особого подхода при организации и сопровождении их образования

Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден; -принцип отказа от усредненного нормирования; -принцип опоры на…

Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден; -принцип отказа от усредненного нормирования; -принцип опоры на…

Для детей дошкольного возраста ведущими видами деятельности являются: ·

Для детей дошкольного возраста ведущими видами деятельности являются: ·

Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию

Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию

Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие»

Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, планете

Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, планете

Познавательное развитие» Цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов

Познавательное развитие» Цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов

Познавательное развитие включает: –формирование временных представлений, обучение ребенка принципам работы по визуальному расписанию, развитие осознанности связи между расписанием режима дня и повседневной жизнью; –развитие полисенсорного…

Познавательное развитие включает: –формирование временных представлений, обучение ребенка принципам работы по визуальному расписанию, развитие осознанности связи между расписанием режима дня и повседневной жизнью; –развитие полисенсорного…

Речевое развитие» Цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком…

Речевое развитие» Цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком…

Речевое развитие включает: – совершенствование навыков звукоподражания; – развитие артикуляционной моторики, внимания ребенка к звукам окружающей действительности; – совершенствование слухового восприятия (неречевые звуки, бытовые шумы…

Речевое развитие включает: – совершенствование навыков звукоподражания; – развитие артикуляционной моторики, внимания ребенка к звукам окружающей действительности; – совершенствование слухового восприятия (неречевые звуки, бытовые шумы…

Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие»

–развивать у ребенка чувства ритма; –обучать использованию приятных для ребенка художественных материалов: рисованию пальчиковыми красками, толстыми фломастерами на водной основе, осознавать связь между движением руки…

–развивать у ребенка чувства ритма; –обучать использованию приятных для ребенка художественных материалов: рисованию пальчиковыми красками, толстыми фломастерами на водной основе, осознавать связь между движением руки…

Физическое развитие» Цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации

Физическое развитие» Цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2021