Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
физическая культура
Детсад
23.10.2018
В данной работе содержится подробный материал по взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения в осуществлении физкультурно - оздоровительной работе. Подробно раскрыта тема по роли воспитателя на физкультурных занятиях, в досугах и развлечениях. Так же описано эффективность работы между логопедом , музыкальным руководителем и инструктором по ФИЗОВзаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы
Педчас.docx
«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурнооздоровительной
работы»
Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для
дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без
физического воспитания. Цель физического воспитания в детском саду
формирование у детей основ здорового образа жизни.
Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и
инструктора по физической культуре.Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660
13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях",
утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
22.07.2010 № 91, в ДОУ используются следующие формы двигательной
деятельности:
утренняя гимнастика;
образовательная деятельность по физической культуре в помещении и
на воздухе;
физкультурные минутки;
подвижные игры;
спортивные упражнения;
ритмическая гимнастика;
занятия на тренажерах; и др.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление
здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач
осуществляется как в рамках физкультурнооздоровительной работы, так и
непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов.
При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация
занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном
участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако
зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя
интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ
есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий
или досугов.
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть
полезны в процессе проведения физкультурнооздоровительных мероприятий.
Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и
взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный
результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности
детей, формирование у них двигательной культуры, положительного
эмоционального
настроя.
Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с
детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего
мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор
по
с
содержанием образовательной деятельности по физической культуре или
досуга, обсудить организационные моменты.
физической
ознакомить
его
культуре
должен
Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя
помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку
дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной,
а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам:
обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это
позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он
сможет включиться в образовательную деятельность по физическому
развитию. Например, в ходе вводной части занятия физической культурой
воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить
запланированные виды ходьбы и бега.
В основной части образовательной деятельности, во время выполнения
общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное
инструктором по физической культуре движение и действовать в
соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция
воспитателя на данном этапе оказание индивидуальной помощи ребенку,
который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное
исходное положение или исправить неверно выполненное движение.
Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то
инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения
упражнений в передних рядах, а воспитатель в задних. Также воспитатель
может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и
убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют
разные способы организации детей во время проведения образовательной
деятельности:
круговой
индивидуальный,
фронтальный,
групповой, тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также
могут быть распределены.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются
сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью
выполнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая
из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической
культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений
каждым занимающимся самостоятельно.
Ценность индивидуального
выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на
качество движения. Задача специалиста и воспитателя помочь ему увидеть
недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.
При организации круговой тренировки воспитатель и инструктор по
физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и
обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при
необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого
ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в
нужный момент помощь.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по
физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и
выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в
подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой
дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их
двигательной активности.
В заключительной части образовательной деятельности, при подведении
специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том,
как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не
удалось.
Таким образом, распределение обязанностей при совместной
работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть
следующим:
специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и
наоборот); специалист занимается с отстающими по физической подготовленности
детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по
физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со
всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим
выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с
другой подгруппой;
специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей
группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и
новые комбинации движений.
Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной
ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач,
решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.
После совместного проведения занятия физической культурой деятельность
воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с
детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и
прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре,
воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в
усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и
ослабленных
дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте
с инструктором по физической культуре организует в группах и на
территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются
возрастные особенности детей и их интересы.
В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать
помощь воспитателям по различным вопросам физического развития
дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики,
физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а
также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и
на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации
двигательной деятельности детей в семье.
При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и
других массовых мероприятий воспитатель незаменимый помощник
инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление
сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор
музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка
спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения
итогов.
из
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической
культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из
перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку
одного
них.
Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы,
задача воспитателя вовлечь детей в процесс подготовки к празднику,
поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя
полноправными участниками мероприятия. Основная часть праздника,
направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим
двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами.
Ответственным за это является инструктор по физической культуре.
Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть
несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и
убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать
подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных
участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать
родителей.
активность
Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников
предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу,
самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их
способностей и личностных качеств. Если в целях оздоровления организма
ребенка в физкультурнооздоровительную работу включается комплекс
закаливающих процедур с использованием природных факторов, то
необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и
ДОУ.
воспитателя,
медицинского
работника
но
и
Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и
воспитателя является организация прогулок и походов с детьми.
Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с
воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути
инвентарь.
места
подбирает
отдыха
игр,
для
и
Таким образом, эффективность физкультурнооздоровительной работы
в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как
отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит,
рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Совместная деятельность с музыкальными руководителями проходит в
составлении танцевальноритмические гимнастики, которые включаются как
в музыкальные, так и в физкультурные занятия, а воспитатели используют их
для проведения утренних гимнастик. Музыкальное сопровождение в
ходе физкультурных занятий положительно воздействует на эмоции детей,
создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную
деятельность, способствует увеличению моторной плотности занятия, лучшей
организации, освобождает инструктора от подсчета, что дает возможность
следить за качеством выполнения упражнений, привлекает внимание к
жестам, осанке, позе, мимике. Это играет большую роль в физкультурно
оздоровительной работе, так как музыка является одним из средств
физического воспитания.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей,
имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. В связи с этим
основная задача: помочь и логопеду и воспитателю в воспитании и обучении
детей с такими нарушениями. Эти дети по физическому развитию отличаются
от своих сверстников нарушением моторики, дискоординацией и слабостью
движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в
пространстве. Одним из эффективных приемов в работе с детьми необходимо
использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Это могут
быть подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и
упражнения, которые используются и на физкультурных занятиях.
Более активное взаимодействие с учителем – логопедом идет при
планировании работы. Например, на физкультурных занятиях обязательно
включаю упражнения на развитие координации движений, согласования
движения с речью, упражнения на развитие мелкой моторики.
Исходя, из всего вышесказанного сделала вывод, что эффективность
физкультурнооздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от
взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и
всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно
решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные
результаты своего труда.
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.