Ведущая деятельность дошкольников - игра.В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей. Помимо этого, игра вносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.
«Игра как средство социальной адаптации дошкольника».docx
«Игра как средство социальной адаптации
дошкольника»
Сегодня можно констатировать значительное снижение роли
семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их
последующей социализации. Это в значительной степени
единственным, много неполных семей. В то же время в
обусловлено тем, что в большинстве семей ребёнок является
обществе возрастают требования к адаптивным
возможностям личности, вызванные социальными
Вырастить и правильно воспитать ребенка,
в настоящее,
быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий.
Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях
ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей,
которых практически не существовало еще десятилетие назад.
Современный дошкольник. Каков он? Этот вопрос являются
важнейшими для ученых и практиков, а ответ на него
решающим для определения приоритетных задач воспитания
и развития современного дошкольника. Следует
подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует
подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а
процессами. Поэтому на современном этапе развития
российского общества вопрос полноценного воспитания
напротив, стоит как никогда остро. Особого внимания
требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте
происходит первичная ориентация всей будущей жизни,
закладываются духовно-нравственные основы личности,
формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с
обществом. Именно этот возраст является главным для
формирования и развития большинства жизненно важных
перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера
человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в
этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности
воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной
жизни в социуме, гарантирует социальную активность в
будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в
целом. Но так как семья в подавляющем большинстве
ребёнка. В то же время правильное и всестороннее
психических образований. В дошкольном возрасте
случаев не в состоянии в полной мере обеспечить
полноценное развитие личности ребёнка, сложная задача
формирования и развития адаптивных возможностей детей,
подготовки их дальнейшей социализации ложится на
дошкольное учреждение. согласованное представление о современном ребенке, его
психофизиологических особенностях и культурно-
социальных потребностях, что сказывается, в конечном
итоге, на качестве взаимодействия взрослого мира с миром
детства.
Для решения этой глобальной задачи необходимо
оптимизировать воспитательный процесс, грамотно
используя все имеющиеся возможности, традиционные и
инновационные подходы в работе с детьми. В детских
дошкольных учреждениях ведущая деятельность
дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной
под воздействием специалистов переходит в планомерную и
углублённую.
Это приводит к адаптации ребёнка к собственным
внутренним изменениям, связанным с взрослением, к
изменившимся требованиям, предъявляемым ему в семье и
другими взрослыми, к требованиям и нормам детского
коллектива. Кроме того, социальное окружение также
должно адаптироваться к индивидуальным особенностям
каждого ребёнка. Таким образом, в основе технологий
социализации дошкольника лежит психолого -
педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений
личности, среды, сверстников, педагогического коллектива
родителей. При таком подходе социальная адаптация даёт
дошкольнику возможность развиваться в соответствующем
темпе в зависимости от своих возможностей и способностей.
В настоящее время к игре обращаются как к части досуга,
идеальной форме развлечения, средству коррекции
социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой
игры из жизни современного ребенка. Результаты
исследований детских игр (Е.О.Смирнова, О.В.Гударева,
О.В.Солнцева и др.) свидетельствуют, что значительная
часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное
время не играет. Они демонстрируют отдельные предметные
действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривают
книжки, рисуют, занимаются конструктором и пр. Выяснение
сюжетов детских игр свидетельствовало о том, что они
весьма однообразные и ограничены в основном семейной
тематикой. Современные дошкольники предпочитают
проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из
телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не
профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных
героев (около 15% случаев). Игры с производственной тематикой (в повара, шофера, доктора, космонавта и пр.),
которые были популярны несколько лет назад, практически
отсутствуют в игровой деятельности современных
дошкольников. Между тем, именно такие игры и такие
"профессиональные" роли в наибольшей мере способствуют
вхождению ребенка в мир взрослых. Именно игровая роль в
концентрированной форме воплощает связь ребенка с
обществом. Таким образом, дети все более отдаляются от
взрослых: они не видят и не понимают профессиональной
деятельности родителей, плохо знакомы с их трудовыми и
личными отношениями. Место близких взрослых начинают
занимать виртуальные персонажи. У современных детей в
период расцвета ролевой игры в средней и старшей группе
преобладает игра-действие, характерная для первого уровня
развития игровой деятельности. Игра сводится к однотипным
несложным сюжетам и отдельным репликам, обращенным к
партнеру. Дошкольники, так и не научившиеся играть,
остаются личностно незрелыми, что приводит к
недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка,
а также его воли и произвольности. Серьезной проблемой
является и то, что сегодня фактически разрушена детская
субкультура, которая передавала бы дошкольникам игровой
опыт от одного поколения к другому, помогала социальной
адаптации.
Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение
детьми всех богатств культуры, позволяющих им
функционировать в качестве полноправных членов детского
коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и
дидактический. В процессе игры человек обучается,
приобретая навыки будущей профессии, знакомится с
предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра
создает поле деятельности, в котором человек моделирует
те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое
отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения,
способ усвоения личностью социальных ролей, основа
формирования этического человека. Данный вид
деятельности является и отдыхом, и компенсацией
недостаточных нагрузок: физических, умственных,
эмоциональных. Играющий человек силой своего
воображения создает около себя условную действительность
и в ней – наиболее благоприятные возможности для
реализации своих стремлений, проявления способностей.
Помимо этого, игра вносит много нового во взаимоотношения
между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной
сферах тех и других. К игре детей побуждает стремление
знакомиться с окружающим миром, активно действовать в
общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых,
осуществлять свои мечты. Мною была продумана система
подбора игр для детей и методика их проведения:
∙ Игры, направленные на сближение детей друг с другом и
педагогом.
∙ Подвижные игры
∙ Пальчиковые игры
∙ Сюжетно-ролевые игры
∙ Дидактические игры
При составлении учитывалось наличие у детей
постоянного предпочтения ряда игр и желания играть в них.
В знакомых играх дети сами вспоминают основные правила и
ход игры и объясняют их родителям. Новая игра объясняется
кратко и четко, выделяются правила и ход игры,
показываются отдельные движения.
С учетом сказанного, задача воспитания современных детей должна состоять
также в создании условий для снижения гиперактивности, развития
сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и
физического здоровья, а также развития волевых качеств ребенка. Сегодня,
как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его
психическом и физическом здоровье, обеспечить психологическую
защищенность.
Список литературы:
1. Внимание: современный ребенок. Дискуссионный клуб. // Современное
дошкольное образование С Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие
они? // Обруч С Грэй, Дж. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания.
Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в
себе/ перев. с англ./ Джон Грэй. М.: ООО Издательский дом «София», с. 4.
Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Игра и произвольность у современных
дошкольников: Электронная библиотека МГППУ: [Электронный ресурс].
Режим доступа: 5. Солнцева, О.В.Дошкольник в мире игры. Сопровождение
сюжетных игр детей/ О.В.Солнцева. СПб.: Речь; М.: Сфера, с. Фельдштейн,
Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими
актуализация психологопедагогических проблем развития образования .
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.