Взаимодействие с учителями начальной школы по работе с семьями и детьми группы риска
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
правоведение
1 кл—4 кл
27.01.2017
В современных условиях проблема формирования готовности педагога к работе с семьями группы риска особенно актуальна, так как семья даже в процессе нормального развития переживает критические ситуации, когда необходима помощь специалистов. На выполнение этой задачи и направлена в целом социально-педагогическая работа с семьёй. В связи с вступлением в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», приоритет отдаётся созданию адекватных образовательных условий, а педагог является определяющим фактором образовательной среды,статья
Н Сенина РМО МБОУ ФНОШ 4.doc
Взаимодействие с учителями начальной школы по работе с семьями и
детьми группы риска
Сенина Надежда Анатольевна
пгт.Фёдоровский ХМАО Югра,
социальный педагог
МБОУ «Федоровская начальная общеобразовательная школа №4»
В современных условиях проблема формирования готовности педагога к
работе с семьями группы риска особенно актуальна, так как семья даже в
процессе нормального развития переживает критические ситуации, когда
необходима помощь специалистов. На выполнение этой задачи и направлена в
целом социальнопедагогическая работа с семьёй. В связи с вступлением в силу
нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», приоритет отдаётся
созданию адекватных образовательных условий, а педагог является
определяющим фактором образовательной среды [4, с. 34].
В последнее десятилетие учёными отмечается тенденция роста количества
детей с риском социальной дезадаптации (С.А. Беличева; Л.Я.Селюкова,
В.И.Аксенова). Вместе с тем, современная семья испытывает целый ряд
социальных, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на
все стороны развития ребёнка, на его психологическое благополучие. В этих
условиях необходимо осуществлять поиск вариативных подходов к
взаимодействию образовательного учреждения и семьи, которые позволяют
объединить совместные усилия для оптимального развития ребёнка. Работа с
детьми и семьями группы риска должна строиться по принципу оказания
помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает
два направления оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье.
Предметом особой заботы педагогов, социологов и психологов образовательных
учреждений являются семьи с факторами социального риска, где выявлены
межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты; факты
отклоняющегося от нормы поведения. Это семьи с алкогольной и наркотической
зависимостью, семьи безработных, переселенцев и лиц, вернувшихся из мест
заключения, семьи неблагополучные, распадающиеся или уже распавшиеся. В
каждой из них свои проблемы, но их объединяет одно – невнимание к детям,
затруднённость в исполнении родительских обязанностей. Если говорить более
определенно, то именно воспитательную функцию такие семьи выполнить не в
состоянии.
Основными функциями педагогов в работе с семьями и детьми группы
риска являются:
диагностическая (изучение особенностей семей,
отношений, степени влияния различных факторов на семью);
прогностическая (моделирование ситуаций с учётом диагностики семьи);
детскородительских социальнопсихологическая (осуществление неотложной психологической
помощи, консультирования семьи);
организационнокоммуникативная (психологопедагогическое просвещение
родителей, организация общения);
коррекционная (психокоррекция поведения или психического развития);
развивающая (развитие качеств, способностей, умений и др.) [2, с.16].
Поскольку семьи и дети группы риска находятся в развитии, многое можно
изменить в особенностях их поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций,
но это изменение очень сложный и длительный процесс, требующий особых
знаний, владения специфическими приемами и методами работы, умением
строить работу совместно со многими специалистами.
Прежде всего, следует выделить основную цель деятельности социального
педагога, которая состоит в защите прав и интересов ребенка.
Трудности работы педагогов с семьями группы риска определяются как
объективными, так и субъективными факторами. К числу основных
объективных факторов следует, прежде всего, отнести закрепленное
Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также действующим Уголовным кодексом РФ
(ст.137) право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной
жизни: незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни
лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо
распространение этих сведений в публичном выступлении, публично
демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если
эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и
причинили вред правам и законным интересам граждан.
Таким образом, педагог может осуществлять защиту прав детей только в
рамках соблюдения вышеуказанных нормативных актов. Значимым является
выделение психологических характеристик семей и детей группы риска: наличие
отклоняющегося от нормы поведения, психической, познавательной депривации,
недостаточности удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и
потребностей детей и родителей, переживание кризисов, экстремальных
ситуаций, шоковых психических травм, способствующих утрате чувства
безопасности, психотравмирующих кратковременных ситуаций, ведущих к
утрате чувства защищенности, постоянных психотравмирующих ситуаций,
враждебности, беспризорности в контексте особенностей развития данной
группы семей и детей.
Поэтому, действуя в интересах ребенка, каждый педагог призван
оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит
установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей, стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной
деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со
специалистамипсихологами, социальными работниками, врачами, юристами, а
также с представителями органов власти, общественностью.
В настоящее время педагогу приходится работать с достаточно большим
числом семей группы риска, что вызывает у учителя начальной школы
соответствующие сложности в организации практической деятельности.
Для выделения содержания работы были учтены тенденции развития
образования, как в стране, так и в регионе, реальная практика освоения содержания
профессиональной деятельности. При этом в содержании готовности к
осуществлению работы с семьями группы риска, учитывая диалектику общего и
особенного, нами выделены два уровня, где первый общая (базовая), а второй
специфическая готовность с учетом направлений профессиональной деятельности.
Мы должны были поставить цель подготовки педагогов не просто к работе с
семьями группы риска в русле традиционных подходов, а именно в социально
педагогическом аспекте, так как изменилось общество, семья, дети.
Педагог, работающий с семьями группы риска должен быть специалистом,
владеющим навыками непосредственной профессиональной деятельности,
связанной с деликатным вхождением в семью и организацией разносторонней
помощи в этически допустимых формах на основе включения самой семьи в этот
процесс. Работа направляется, прежде всего, на среду, в которой живет и
развивается ребенок, связанную с развитием ребенка и созданием условий, которые
предупреждали бы его асоциальное поведение, деятельность педагога должна
способствовать повышению педагогического потенциала семьи, оказывать
содействие саморазвитию личности, педагогической помощи и поддержки семье.
Занятия с родителями были построены на следующих педагогических
принципах:
1.
Принцип гуманизации: интерес к семье и ребёнку, принятие их
такими, какие они есть, уважение самоценности каждой семьи воспитанника.
2.
Принцип педагогического оптимизма опора на положительное в
семье, отношение к каждому члену семьи группы риска как к целостной
личности, отказ от сравнения успехов и неудач.
3.
Принцип адаптивности подразумевает способность педагога
одновременно работать с семьями, имеющими разные образовательные и иные
потребности и использовать при этом широкий спектр методов, приёмов и
средств. Первый этап деятельности был направлен на уточнение знаний педагогов об
особенностях семьей «группы риска», проявлений семейного неблагополучия.
На данном этапе проведены беседы с педагогами, занятия по практическому
освоению способов диагностики проблем семейного воспитания и признаков
неблагополучия семьи.
Второй этап работы был направлен на овладение педагогами знаниями о
формах и методах работы с семьями группы риска.
На третьем этапе работы педагогам было предложено реализовать
программу профилактики семейного неблагополучия. Как удалось выяснить в
ходе работы, прежде чем непосредственно приступать к взаимодействию с
семьей, следует хорошо узнать её ситуацию, характер проблем, природу их
возникновения. Именно эта ситуация и эти проблемы, то есть сама семья как
случай, положение, в котором она оказалась, личностные особенности её членов,
а не методы, на которые ориентированы специалисты и в которых находят
выражение их профессиональные интересы, определяют избираемые по
отношению к ней подходы. Поэтому мы пришли к выводу, что изучение истории
случая прямо направлено на раскрытие целостной сущности семейного
неблагополучия.
Первый подход в таких описаниях определен нами как подход, связанный
с проблемами понимания своеобразия случая.
Второй подход с необходимостью объяснения этого своеобразия для
себя и для других, которое соотносится как реальное переживание того или
иного события.
Статус объективности каждого случая определенной семьи обеспечивает
подход, при котором после подробного описания, свидетельствующего о знании
и понимании всего случившегося с семьёй, следует объяснение, интерпретация,
анализ того, почему и как это могло произойти.
Составление и анализ истории семьи требует от педагога использования
целого ряда следующих друг за другом действий. Нами определён следующий
алгоритм данного вида деятельности, наиболее приемлемый для дошкольного
образовательного учреждения:
1. Знакомство с жизненным материалом, который уже имеется у
дошкольного образовательного учреждения о семье, сбор всех необходимых
дополнительных данных об интересующих феноменах, формах и особенностях
протекания семейных процессов. 2. Построение соответствующих предположений о внутренних механизмах
и причинах процесса неблагоприятного развития семьи, базирующихся на
обобщении всех сведений о семье.
3. Обеспечение условий, необходимых для проверки сделанных гипотез (в
процессе общения с родителями воспитанников для доверительного и
откровенного разговора о социально неодобряемых сторонах жизни).
4. Создание единой модели, в которой обобщены полученные при проверке
гипотез результаты рассмотрения отдельных сторон и механизмов
патологического развития изучаемой семьи группы риска.
5. Поиск возможностей применения созданных моделей на практике, в
процессе взаимодействия с членами семьи, воздействия на них, оказания им
помощи.
В современных условиях снова сложилась ситуация, при которой семья и
дети стали наиболее уязвимым звеном экономических и политических
преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных
отношений, искажению нравственноценностных ориентиров. Поэтому, действуя
в интересах ребенка, каждый педагог призван оказывать необходимую помощь и
поддержку семье.
В задачи педагога образовательного учреждения входит:
установление контактов с семьей;
выявление проблем и трудностей в семье;
стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной
деятельности;
оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами
психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с
представителями органов власти, общественностью [32, с.48].
Понятие семья группы риска довольно часто встречается в
педагогических исследованиях. Это категория семей, которая в силу
определённых обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со
стороны общества, что является причиной дезадаптации детей и взрослых. Для
оказания им педагогической помощи и поддержки педагогу дошкольного
образовательного учреждения необходимо иметь чёткое представление о
контингенте таких семей и их характеристике. На основе изучения и анализа
литературы, были выявлены причины возникновения семей группы риска.
Основными причинами являются следующие обстоятельства:
отсутствие одного из родителей (неполная семья);
неудовлетворительные бытовые условия или отсутствие постоянного
места жительства;
алкоголизм родителей, асоциальное поведение;
лечение одного из родителей от алкоголизма или психического заболевания;
жестокое обращение с детьми в семье.
С учётом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно
условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает
несколько разновидностей:
первую группу составляют семьи с явной, открытой, формой
неблагополучия: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально
криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности,
неполные);
вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ
жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны
общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них
резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может
не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей [2,
с. 53].
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей
работы по подготовке педагогов образования с семьями группы риска
Список литературы
1. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. М., 2007.148 с.
2. Вохмянин Г.И. Не подлежит оправданию. М.: Педагогика, 2006. 249 с.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.:
Академия, 2001. 266 с.
4. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. /общ. ред Н.Е. Щуркова.
М.:Знание, 2009.144 с.
Взаимодействие с учителями начальной школы по работе с семьями и детьми группы риска
Взаимодействие с учителями начальной школы по работе с семьями и детьми группы риска
Взаимодействие с учителями начальной школы по работе с семьями и детьми группы риска
Взаимодействие с учителями начальной школы по работе с семьями и детьми группы риска
Взаимодействие с учителями начальной школы по работе с семьями и детьми группы риска
Взаимодействие с учителями начальной школы по работе с семьями и детьми группы риска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.