Взаимодействие семьи и школы в формировании личности школьника
Оценка 4.8

Взаимодействие семьи и школы в формировании личности школьника

Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.04.2018
Взаимодействие семьи и школы в формировании личности школьника
Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребенок находится независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.статья
статья.docx

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

 

 

Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребенок находится независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребёнка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов. Образовательное учреждение должно стать открытой социально-педагогической системой, где преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействия между семьей, общественными организациями, органами власти, и создает все необходимые условия для личностного роста ребенка. 
Для успешного прохождения процесса обучения и формирования личности необходим благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, который поддерживает интерес ребенка к творческой активности и самореализации. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, социальное и культурное развитие ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Поэтому сотрудничество семьи и школы есть главное условие развития современной школы, достижения образовательных и воспитательных целей.

В интересах развития и становления личности ребенка в школе должна сложиться определенная педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями, которая решает следующие задачи:

  • укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школы для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей);
  • создание ситуации успешности при непосредственном внимании родителей;
  • профилактика правонарушение среди детей и подростков.
  • сохранения и укрепления здоровья, приобщение к ОЗОЖ


Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
 
В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребёнка из-под влияния семьи.
 
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодёжной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьёй занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения должен стремиться к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй. 
В настоящее время многие образовательные учреждения используют в своей работе направления и критерии эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся:
 
Направления:

  • изучение семейной атмосферы , окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания
  • формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
  • работа с проблемными семьями и детьми
  • составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
  • организация диагностической работы по изучению семей.
  • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе семьёй.
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).
  • выявление и внедрение в практическую деятельность позитивного опыта семейного воспитания.
  • внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
  • использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  • создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов, Родительская общественность и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
  • активное включение в работу с семьёй педагога - психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей ГПД.
  • оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам "Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания". 
    Разработка тематического оформления по работе с семьёй (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
  • Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Критерии эффективности взаимодействия семьи и образовательного учреждения:

  • Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей
  • Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций
  • Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу
  • Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека
  • Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах
  • Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства
  • Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь

Образовательные учреждения используют в своей работе различные формы взаимодействия педагогов и семьи. Это нужно для того, чтобы оказать посильную помощь семьям в развитии личности ребёнка.Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводится к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы - одна семья"; "О доброте и милосердии"; "Учимся общению", "Психологический климат в коллективе" и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании и развитии ребёнка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции - размышления, собрание "Роль отца в воспитании детей" и др.

Многие образовательные учреждения с учётом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме:

  • "круглого стола"
  • тематической дискуссии самих родителей,
  • тренинга,
  • собрание – лекция
  • семинар- практикум


Родительский лекторий "Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка", « Школа молодого родителя» и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) « Отцы и дети»,» « Как воспитать настоящего гражданина», « Школа и семья в XXI веке». Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации. 
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учётом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч . Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания и развития личности ребёнка. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность. Организация совместной деятельности родителей и детей – КТД.

Одна из главных задач образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчёты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешные команды. Это могут быть конкурсы: "Семья - эрудит", "Семейное увлечение";» Семья XXI века» читательские конференции "Круг семейного чтения" и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка - распродажа семейных поделок, выставки "Увлечения моей семьи" и др. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слёты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учётом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребёнка, День взаимного благодарения, День семьи; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов.

Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей. Как организовать эту работу, нам еще предстоит подумать. Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов

Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов

Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет,

Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет,

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг

Родительский лекторий "Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка", «

Родительский лекторий "Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка", «

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка - распродажа семейных поделок, выставки "Увлечения моей семьи" и…

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка - распродажа семейных поделок, выставки "Увлечения моей семьи" и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018