«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы детей с ОВЗ»

  • Особые потребности
  • doc
  • 23.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье представлен небольшой опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с воспитателями группы детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы детей с ОВЗ. В статье отражены формы работы учителя-логопеда с воспитателями, планируемый результат, разграничение обязанностей педагогов ДОУ.Опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с воспитателями ДОУ.
Иконка файла материала Взаимодействие логопеда с воспитателями.doc
«Взаимодействие учителя­логопеда и воспитателей группы детей с ОВЗ» Нередко в ДОО встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей. Особенно  сложно этот вопрос встаёт у молодых специалистов. Ведь нужно чётно понимать свои  функции, обязанности, знать требования к обучению и образованию детей и.т.п. В данной  статье я хочу немного проанализировать и представить небольшой  опыт работы по данной  теме.   Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя­логопеда и воспитателей  группы детей с ОВЗ. Задачи:  1. Разработать единые подходы по взаимодействию учителя­логопеда и воспитателя  ДОУ.  2. Подобрать новые действенные формы взаимодействия в  условиях логопункта,  (технология взаимодействия).  3. Разграничить зоны ответственности учителя­логопеда и воспитателей ДОУ  в коррекционно­развивающей работе.  4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя­логопеда и  воспитателя c использованием ИКТ. План работы:  1. Взаимодействие учителя­логопеда и воспитателей при диагностике, определение  объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.  2. Взаимодействие учителя­логопеда и воспитателей при проведении коррекционно­ развивающих мероприятий, формы сотрудничества.  3. Выстраивание взаимодействия с использованием ИКТ.  Планируемый, предполагаемый  результат: подбор и разработка единых подходов по  взаимодействию учителя­логопеда и воспитателей ДОУ в работе с детьми ОВЗ. Диагностическая работа Воспитатель Учитель­логопед Проводит диагностику общего  развития. Сообщает логопеду результаты  своих наблюдений за ребенком в  различных видах деятельности;  историю его раннего речевого  развития и условия семейного  воспитания. Опираясь на диагностические  Проводит ежегодное комплексное логопедическое  обследование всех детей среднего и старшего  дошкольного возраста, результаты которого отражает  для каждой группы детей:    в "Экранах звукопроизношения", которые  наглядно указывают на звуки, нарушенные  в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,  ­ "таблицах взаимодействия", где отражен  уровень развития структурных компонентовданные логопеда, планирует  занятия с детьми, исходя из  основных коррекционных задач.  речи; ­ в "Листах учета результатов обследования  детей", в которых каждый ребенок отнесен к  одной из следующих групп: с нормальным  речевым развитием, дефектами  звукопроизношения (простая дислалия, сложная  дислалия, стертая дизартрия), лексико­ грамматическими нарушениями, недоразвитием  фонематического восприятия, нарушениями  слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом. Коррекционная работа Воспитатель Логопед Оказывает воспитателю помощь в организации  индивидуальной и групповой работы по  развитию речи. Дает ежемесячные рекомендации по  планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и  лексических тем, изучаемых в данный период.  Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и  артикуляционной моторики. Оказывает помощь по автоматизации  поставленных звуков. Способствует совершенствованию  грамматического строя речи, развитию  фонематического восприятия и слоговой  структуры. Проводит необходимую работу с  родителями для оптимизации  коррекционного процесса. Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике 1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по  автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление  лексико­грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие  связной речи.  2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей.  3. Логопедические памятки и буклеты, листовки, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,  в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем.  4. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и  упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности.Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя 1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном  дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. 2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое  закрепление материала в разных видах деятельности детей. 3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в  повседневной жизни. 4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой  материал, а воспитатель закрепляет его). 5. Разработка общих рекомендаций для родителей. Функции логопеда:   Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально­типологических  особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с  каждым из них.  Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности  речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения.   Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и  синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Знакомство и усвоение новых лексико­грамматических категорий.    Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из   логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно­логическое  мышление, память, внимание, воображение. Функции воспитателя:   Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.  Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей  лексической теме в процессе всех режимных моментов.  Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.  Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью  речи детей в процессе всех режимных моментов.  Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного  общения у детей.  Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов,  знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением  всех видов рассказывания). Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию  логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в  игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.   Формы взаимодействияИнтегрированные занятия­ как форма совместной деятельности специалистов,  воспитателей и родителей. Именно через использование в педагогической практике  интегрированных занятий, педагоги имеют возможность повышать свою   профессиональную компетентность. Комплексно решать  профилактические,  коррекционные  задачи.  Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ     проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на  логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда  пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера  использование определенного видеоряда (например, картинный материал по  лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых  совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для  закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные  моменты во второй половине дня  использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных  занятиях воспитателя по заданию логопеда. Логопедические занятия с применением компьютерных технологий проводятся с  соблюдением норм СанПиНов:    работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5­10 минут)  и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка). проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически  переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 ­ 2 минуты на несколько секунд Список литературы:  1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с  нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно­методическое  пособие. ­ Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. ­ 114с. 2. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и  учителя­логопеда: Картотека заданий для детей 5­7 лет с общим недоразвитием  речи. (Популярная логопедия). 3. Из книги «Медико­психолого­педагогическая служба в ДОУ» под редакцией  4. Из статьи З.Н.Новоселовой, О.В.Фурсо ( журнал «Дошкольная педагогика» № 6 ­  Е.А.Каралашвили 2008г.)