В данной статье представлен небольшой опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с воспитателями группы детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы детей с ОВЗ. В статье отражены формы работы учителя-логопеда с воспитателями, планируемый результат, разграничение обязанностей педагогов ДОУ.Опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с воспитателями ДОУ.
«Взаимодействие учителялогопеда и
воспитателей группы детей с ОВЗ»
Нередко в ДОО встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей. Особенно
сложно этот вопрос встаёт у молодых специалистов. Ведь нужно чётно понимать свои
функции, обязанности, знать требования к обучению и образованию детей и.т.п. В данной
статье я хочу немного проанализировать и представить небольшой опыт работы по данной
теме.
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителялогопеда и воспитателей
группы детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Разработать единые подходы по взаимодействию учителялогопеда и воспитателя
ДОУ.
2. Подобрать новые действенные формы взаимодействия в условиях логопункта,
(технология взаимодействия).
3. Разграничить зоны ответственности учителялогопеда и воспитателей ДОУ
в коррекционноразвивающей работе.
4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителялогопеда и
воспитателя c использованием ИКТ.
План работы:
1. Взаимодействие учителялогопеда и воспитателей при диагностике, определение
объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
2. Взаимодействие учителялогопеда и воспитателей при проведении коррекционно
развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
3. Выстраивание взаимодействия с использованием ИКТ.
Планируемый, предполагаемый результат: подбор и разработка единых подходов по
взаимодействию учителялогопеда и воспитателей ДОУ в работе с детьми ОВЗ.
Диагностическая работа
Воспитатель
Учительлогопед
Проводит диагностику общего
развития.
Сообщает логопеду результаты
своих наблюдений за ребенком в
различных видах деятельности;
историю его раннего речевого
развития и условия семейного
воспитания.
Опираясь на диагностические
Проводит ежегодное комплексное логопедическое
обследование всех детей среднего и старшего
дошкольного возраста, результаты которого отражает
для каждой группы детей:
в "Экранах звукопроизношения", которые
наглядно указывают на звуки, нарушенные
в произношении каждого ребенка, а также этапы
работы над ними,
"таблицах взаимодействия", где отражен
уровень развития структурных компонентовданные логопеда, планирует
занятия с детьми, исходя из
основных коррекционных задач.
речи;
в "Листах учета результатов обследования
детей", в которых каждый ребенок отнесен к
одной из следующих групп: с нормальным
речевым развитием, дефектами
звукопроизношения (простая дислалия, сложная
дислалия, стертая дизартрия), лексико
грамматическими нарушениями, недоразвитием
фонематического восприятия, нарушениями
слоговой структуры, испытывающие трудности в
овладении языковым анализом и синтезом.
Коррекционная работа
Воспитатель
Логопед
Оказывает воспитателю помощь в организации
индивидуальной и групповой работы по
развитию речи.
Дает ежемесячные рекомендации по
планированию групповых и подгрупповых игр и
занятий с учетом возрастных норм и
лексических тем, изучаемых в данный период.
Осуществляет контроль за речью детей на
занятиях и во время режимных моментов.
Занимается развитием мелкой и
артикуляционной моторики.
Оказывает помощь по автоматизации
поставленных звуков.
Способствует совершенствованию
грамматического строя речи, развитию
фонематического восприятия и слоговой
структуры.
Проводит необходимую работу с
родителями для оптимизации
коррекционного процесса.
Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике
1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по
автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление
лексикограмматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие
связной речи.
2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей.
3. Логопедические памятки и буклеты, листовки, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем.
4. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и
упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности.Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном
дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое
закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в
повседневной жизни.
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой
материал, а воспитатель закрепляет его).
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции логопеда:
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуальнотипологических
особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с
каждым из них.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности
речи, работа над просодической стороной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза.
Работа по коррекции слоговой структуры слова.
Знакомство и усвоение новых лексикограмматических категорий.
Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из
логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словеснологическое
мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей
лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью
речи детей в процессе всех режимных моментов.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного
общения у детей.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов,
знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением
всех видов рассказывания).
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию
логопеда.
Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в
игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формы взаимодействияИнтегрированные занятия как форма совместной деятельности специалистов,
воспитателей и родителей. Именно через использование в педагогической практике
интегрированных занятий, педагоги имеют возможность повышать свою
профессиональную компетентность. Комплексно решать профилактические,
коррекционные задачи.
Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ
проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на
логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда
пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
использование определенного видеоряда (например, картинный материал по
лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых
совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для
закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные
моменты во второй половине дня
использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных
занятиях воспитателя по заданию логопеда.
Логопедические занятия с применением компьютерных технологий проводятся с
соблюдением норм СанПиНов:
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (510 минут)
и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка).
проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически
переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 2 минуты на несколько секунд
Список литературы:
1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с
нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программнометодическое
пособие. Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. 114с.
2. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и
учителялогопеда: Картотека заданий для детей 57 лет с общим недоразвитием
речи. (Популярная логопедия).
3. Из книги «Медикопсихологопедагогическая служба в ДОУ» под редакцией
4. Из статьи З.Н.Новоселовой, О.В.Фурсо ( журнал «Дошкольная педагогика» № 6
Е.А.Каралашвили
2008г.)