Взаимодействие семьи и школы условиях перехода на обновленное содержание образования
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
(В.А. Сухомлинский).
Это высказывание великого писателя, педагога актуально во все времена. Особенно в условиях кардинальных изменений в области образования. Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка, так как 90% своего воспитания ребенок получает в семье.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача психолога – помочь родителям осознать свою родительскую миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.
Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, они хотят видеть своих детей успешными, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, постоянно думать над тем, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.
Современные
семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в
стране. На фоне этого семейные проблемы часто обостряются. Это приводит к
семейным конфликтам и к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне
изменилась. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями
учащихся. В связи с этим работа школы с родителями и
родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может
оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Условием
правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в
семье является любовь родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку,
остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок
должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то
любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта,
защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает
мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою
дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство
долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает
понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако родительская любовь может быть разной:
любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за
формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной. Амбициозные
родители — не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне
хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для
блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно
перегибают палку.
У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.
Первая причина – стремление к статусу
Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Достижения ребенка в том числе и школьные тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок — это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится на одни "5", посещает несколько кружков и секций и т.д. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.
Вторая причина – нереализованные мечты
Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Их ребенок должен быть лучше всех! Достичь тех результатов, которых не смогли достигнуть сами родители. Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и либо скрывают его недостатки.
Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что
родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, а не к его достижениям. Уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с желаниями и выбором родителей.
При переходе на обновленную систему обучения, несомненно, огромная роль отводится работе с родителями, так как они являются главными помощниками своему ребенку. А чтобы они знали, как и в чем помогать, необходимо построить работу по информированности родителей обо всех изменениях, особенностях новой программы, роли учителя и родителей соответственно. Большая часть родителей не имеют специальных познаний в областях педагогики, дидактики, психологии, методик преподавания предметов. Конечно, они испытывают разного рода трудности в организации помощи в обучении, в выборе методов воспитания. Именно поэтому учителя должны помочь найти наиболее эффективные способы решения возникающих вопросов и проблем.
Для
первоклассников обучение в 1 классе это первая ступень, до этого момента они не
знали никакой другой системы образования, поэтому приспосабливаться детям к
новой системе не придется. Сложнее всего придется привыкать и
принимать новшества, учащимся, которые до определенного момента обучались по
старой системе. А также - родителям.
В начала учебного года на классных родительских собраниях с участием психолога
необходимо ознакомить родителей с новой программой, с новшествами,
изменениями с которыми родителям придется столкнуться. Это отсутствие оценок в
дневниках, отсутствие классного журнала, комментарии учителя по усвоению
знаний, контроль успеваемости через кұнделик. Здесь
же родителей знакомят с учебными пособиями, предметами, особенностями
организации обучения с учетом нововведений.
Давайте посмотрим, какие вопросы задают своим детям родители, когда они приходят со школы. «Как дела в школе? Что получил?», родители тем самым интересуются, прежде всего, оценками . Оценки своих детей они ставят выше, чем сам ребенок, его состояние, настроение, интересы. Наиболее правильными будут вопросы следующего содержания: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» Это дает ребенку понять, что главное в школе – учение, открытие, новшество и общение со сверстниками.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, то есть учебы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший, значит мама и папа будут меня любить». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Нужно донести до ребенка, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности.
Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, а нужный момент быть адекватными и признаться самим себе в том, что есть проблемы и над этим надо работать.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.