Взаимосвязь этноматематики и этнопедагогики
монгольских народов
Дугаржапова Людмила Дамбаевна,
учитель математики Улан-Баторского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова
Этноматематика монгольских народов зурхай - это культурная ценность, в которой содержатся знания и представления, накопленные нардами за тысячелетия. История развития этноматематики неотделима от истории развития человечества и истории монгольского государства. Она содержит в себе все основные математические понятия, которые возникли в глубокой древности из практической жизни людей. Этноматематика зурхай отличалась конкретностью, весь запас математических знаний был рассеян по видам хозяйственной деятельности.
Издревле счет был необходим для определения количества скота, убитых зверей, установления силы своих и чужих войск, учета дани и ясака, подати и налогов, для обмена, купли-продажи, учета сенокосных угодий, установления возраста человека и т.д. Монголы и буряты выработали разнообразные способы счета: двойками, тройками, пятерками, десятками; придумали собственные названия числительных. Существовали различные способы измерения величин. У монголов и бурят существовали развитые способы исчисления времени суток, месяцев, года, циклов по 12, 60 лет. Народный календарь являлся своеобразной энциклопедией знаний об окружающей природе, содержал практические сезонные рекомендации по вопросам скотоводства, земледелия, охоты. Геометрические понятия были связаны с ремеслами, земледелием, строительством.
Зурхай получила наибольшее развитие в период владычества монголов в средневековье, и она стала настоящей математической наукой, начиная с XIIIв. В этот период совокупность математических знаний, тесно связанная с астрологией, астрономией получила название «зурхай», которая в современном понимании есть «математика». Ее создали монгольские ученые- зурхайчид, которые поддерживали широкие международные отношения, занимались составлением календарей, вычислением сроков лунных и солнечных затмений, решали сложные математические и астрономические задачи. Монгольские математики пользовались особыми способами счета на специальных счетных приборах, пользовались таблицами тригонометрических линий с интервалом в одну минуту. Для научных изысканий в средневековье были возведены три крупнейшие обсерватории: в Ханбалгасуне, Марагу, Самарканде, созданы три крупнейших научных центра, в которых учеными были сделаны открытия мирового значения (1).
Оригинальные духовно-нравственные, материальные ценности монгольских народов сохранились благодаря, во многом, собственной, выработанной веками системе воспитания. Этническая педагогика бурят и монголов является частью коллективного народного творчества, есть совокупность педагогических знаний и воспитательного опыта, отражающая специфические идеалы и представления о человеке, семье, детях, обучении и социализации подрастающего поколения.
Самобытная устная математика монгольских народов является частью этнической педагогики, так как это есть совокупность народного опыта в умственном воспитании подрастающего поколения. Недаром бурятская пословица гласит: «Эрдэм - бэлигээ дээжэ» - «Нет ничего драгоценнее науки». «На основе многовекового опыта бурятский народ выработал неписанные правила и законы для расширения интеллектуального кругозора молодого поколения: 1. Кем бы ты не стал в будущем, учись всем наукам. 2. Стремись к лучшему, учись у лучших, 3. Учись всему с молодых лет, 4. Без прошлого- нет настоящего, 5. Изучай, анализируй, сравнивай, не принимай ничего без обоснования» (2).
В народной педагогике для воплощения целей воспитания были издревле разработаны заповеди для родителей и системы воспитания мальчиков и девочек. Десять мудрых заповедей родителей о воспитании детей приведем на монгольском языке: 1. хүүхдээ зөв хайрла, 2. хүүхдээ хамгаалж яв, 3. хүүхддээ сайнаар үлгэрлэ. 4. хүүхэдтэйгээ цуг үйл хии, 5. хүүхэдтэйгээ хамт тоглож наад, 6. хүүхэддээ амьдрах ухаан заа, 7. хүүхэддээ өөрийнх нь хүчийг хэл, 8. хүүхдээ чих зөөлөнтээ өсгэ, 9. хүүхдээсээ эрээн барааныг бүү нуу, 10. хүүхдээ дурсах юмтай амьдарч сурга». Эти заповеди родителей переводятся так: 1. люби детей правильно, 2. оберегай детей, 3. будь для детей образцом, 4. выполняй с детьми общее дело, 5. играй вместе с детьми, 6. делись с детьми жизненным опытом, 7. подскажи детям их способности, 8. расти детей внимательными, сострадательными, 9. не скрывай от детей жизненных сложностей. 10. обучай детей любимым ремеслам (3).
По мнению бурятских ученых еще в условиях родового строя у монгольских народов были разработаны две дифференцированные системы для воспитания мальчиков и девочек: «һайн эрын гурбан эрдэм» - «девять доблестей настоящего мужчины» и «эхэнэр хүнэй долоон шанар» - «семь талантов женщины». Мальчики должны были освоить девять наук: 1. умение выслеживать зверя на охоте, 2. умение стрелять из лука и ружья, 3. столярное и кузнечное дело, 4. умение мастерить сани, телегу, конскую упряжь и т.д., 5. умение ездить верхом, 6. умение соблюдать режим, диету, закалять организм путем тренировок, 7. умение плести бич, 8. умение плести волосяные путы для лошадей, 9. разбивать кость позвонка (һээр сохихо). А девочки должны были уметь: 1. изготавливать молочные блюда, выделывать кожу, обрабатывать шерсть, вязать носки, рукавицы, 2. шить одежду для семьи, 3. изготавливать предметы для домашнего обихода (шэрдэг, олбог, хобсор и т.д.) (4).
В связи с принятием буддийского учения монгольские народы стали придерживаться «срединного пути»: соблюдать предписываемые буддизмом десяти видов добродетелей, избегания десяти видов неэтического поведения.
Как видим, идеал представителя своего народа виделся не только физически здоровым и сильным, владевшим традиционными видами деятельности, обладавшим характерной совокупностью этико-эстетических норм, но и имеющим практический склад ума. Такое понимание личности отразилось в духовной и материальной культуре монгольских народов. Содержанием, средствами и формами воспитания и формирования математических знаний являлись родной язык, математический фольклор, традиции, обычаи, обряды, традиционные виды занятости, природа, религиозные воззрения.
Народные методы передачи математических знаний основывались на специальных словесных методах обучения. При этом предки монгольских народов отводили родному языку главную роль в формировании сознания и мировоззрения, в развитии познавательных процессов и творческих способностей ребенка. Такие взгляды разделяет великий педагог К.Д. Ушинский, считающий, что язык народа является отражением родины, плодом мысли и чувств тысячи предшествующих поколений, лучшим толкователем его природы и жизни. Он считал, что незнание родного языка ослабляет душевное развитие ребенка, порождает тупость ума, приводит к господству фразы над мыслью, отсутствию душевной теплоты и поэзии. «Вместе с родным языком ребенок приобретает «много глубокого философского ума, истинно поэтического чувства, изящного, поразительного верного вкуса, …бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам и явлениям природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов», - считал К.Д. Ушинский (5).
Весь потенциал родного языка хранится, главным образом, в фольклоре монгольских народов- основном средстве народной педагогики. Талантливые творцы прошлого через устное творчество умели выразить эстетику, философию, педагогику своего времени. Знание традиционной культуры, в том числе, математической, создавали чувство защищенности детей, способствовали воспитанию у них достоинства и чести, т.е. таких качеств личности, которые востребованы в современном мире.
Как видим. в целом, концепция народного воспитания не противоречит современным трактовкам целей воспитания, образования и развития личности. Самобытная этноматематика монгольских народов зурхай достойна для включения в содержание математического образования учащихся бурятской национальной школы в качестве основы для формирования этнокультурной компетентности учащихся. Значимость этнокультурного содержания математики заключается в том, что в воспитание и обучение формируют целостную развивающуюся личность.
Литература:
1. Математика монгольских народов в школе. - Улаанбаатар, 2008
2. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. -Улан-Удэ, Издательство «Бэлиг», 1993.
3. Арьясурен Ч., Нямбуу Х. Монголын ес заншалын бага тайбар толь. Улаанбаатар, 1990.
4. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. - Изд. БГУ, Улан-Удэ, 1998.
5. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика- Москва, Издательский центр «Академия», 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.