Урок 1
Взаимосвязь языка и культуры.
Цели урока:
Раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества; определить значимость и предназначение языка; раскрыть понятие национальной культуры в широком её значении, отражение культуры в языке; закрепить навыки правописания безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слова.
Ход урока
I. Вступление
— Ребята, поздравляю вас всех с началом нового учебного года! 10 класс – ваш осознанный выбор, и я рада видеть вас в стенах нашей школы!
II. Объявление темы и целей. Знакомство с учебником
В 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи. Наш первый урок посвящен нашему русскому языку (назвать тему и цели).
— В работе нам поможет учебник (знакомство с учебником).
Особенностью учебника является то, что все его разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10—11 классах. Большое внимание уделяется различным видам разбора (анализа) текста.
Учебник поможет создавать различные по стилю и жанру сочинения, правильно оформлять деловые бумаги.
В конце или в начале каждого раздела даны вопросы для обобщающего повторения.
На форзацах учебника помещены различные схемы разбора. В конце книги приведен список литературы, который поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку, но и осмыслить их по-новому.
III. Работа по теме урока
1. Лексико-орфографическая разминка
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его.(А.Генис)
*А. Генис - советский журналист и писатель, в 1977 году эмигрировавший в США. В настоящее время живет в Нью-Джерси
Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления.(А.Н.Толстой)
*А. Н. Толстой – русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений
— Что объединяет эти два высказывания о языке? (Язык — орудие труда, мышления. Он служит человеку.)
— Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека (Нет языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.)
— Раскройте смысл последнего предложения второго высказывания. Найдите ответ в первом высказывании. (Проделывал за нас логические операции, язык служит человеку и порабощает его.)
— Объясните постановку знаков препинания во втором тексте.
— Выделите корни в словах с орфограммой «Проверяемая гласная в корне» (Производительный, движения, рождённые.)
— Назовите орфограмму в корне в слове гигантского. (Непроизносимая согласная.)
— Объясните лексическое значение слов:
Поработить: 1) обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.
Язык: 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; 2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина); 3) речь, способность говорить; 4) система знаков, передающих информацию (язык жестов).
Производительный: плодотворный, продуктивный.
Мириады: неисчислимое множество.
2. Слово учителя
Из этих высказываний видно, что язык связан с возникновением общества. В процессе трудовой деятельности у людей появилась необходимость в общении: надо было передавать друг другу трудовой и жизненный опыт. Поэтому в процессе общения примитивные сигналы превращались в отдельные слова, содержащие конкретный смысл и передавались из поколения в поколение. Но люди жили небольшими поселениями, и язык каждого поселения отличался от языка других племён, живущих в значительном отдалении. Этим объясняется, что на Земле существует великое множество языков и диалектов.
— А как вы думаете, отражаются ли в языке особенности культуры народа, говорящего на этом языке?
3. Зрительный диктант
) Прочитайте высказывания о языке.
Наш язык совершеннее наших понятий.(Л.Вовенарг)
* Л. Вовенарг – французский философ, моралист и писатель первой половины 18 века.
Чем хуже владеешь языком, тем меньше можешь на нем соврать. (Х. Геббель)
* Х.Геббель – немецкий драматург и поэт 19 века.
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор)
*Пифагор – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж. Ростан)
*Ж.Ростан — французский биолог и писатель 20 века.
— Объясните постановку знаков препинания в данных высказываниях.
— Как вы понимаете четвёртое высказывание?
— Выберите одно высказывание, выучите его и запишите по памяти.
Самопроверка.
4. Работа с текстом упр. 268
— Прочитайте текст и составьте простой план.
Примерный план:
1) «Народ выражает себя полнее и вернее в языке своём».
2) «Язык есть собственность нераздельная целого народа».
3) История языка нераздельно связана с историей народа.
— Сформулируйте основную мысль текста.
III. Итоги урока, рефлексия
— Поразмышляйте над высказыванием Эразма Роттердамского «Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия».
— Может ли язык существовать вне человеческого общества?
— Отражает ли язык национальную культуру общества?
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
1. Записать 20 слов с орфограммой «Проверяемая гласная в корне» и 20 слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне».
2. Упр. 269 – из текста выписать выражения, наиболее ярко передающие основную мысль автора, объясните знаки препинания в цитатах, подчеркните устаревшие слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.