Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность
Взаимосвязь содержания понятий воспитание, образование, развитие
на уроках музыки
Воспитание, обучение, образование, развитие.
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного
количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие
личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных,
управляемых и неуправляемых факторов.
Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая
актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в
широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное
воздействие на личность.
Воспитание как социальное явление – это передача культурноисторического опыта
подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной
жизни и производственному труду.
При этом педагог:
*передает опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим
ценностям;
*вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе,
окружающему миру, традициям и т. д.);
*стимулирует самовоспитание;
*формирует способы поведения. Коммуникативные умения, направленные на
продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.В свою очередь учащийся:
*овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
*работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);
*обучается способам общения.
Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность,
призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание
часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какойлибо конкретной
воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера,
познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное
формирование личности путем становления: 1)определенного отношения к предметам,
явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление
отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие
направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и др.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы
развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы,
содержание, формы и методы. Воспитание –
конкретноисторическое явление, тесно связанное с социальноэкономическим,
политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом
этапе. Другая категория
педагогики – обучение – понимается как специально организованный процесс
целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого
обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов
мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.
При этом педагог:
*преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности,
основы культуры и научного знания;
*руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой
деятельности;
*создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.). В
свою очередь учащийся:
*учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с
помощью педагога, в группе или самостоятельно);
*осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции
(сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);
*проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации
(справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде
всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его
интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и
ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы,
например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.
Следующая категория педагогики – «образование» – понимается как:
*ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности,
общественного сознания и общества в целом;
*единый процесс обучения и воспитания человека;
*как результат процесса обучения;*как система.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность
воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому
образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в
виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.
Как соотносятся три основные категории педагогики? По данному вопросу существуют
различные точки зрения. В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на
проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя
«обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и
обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование. Если «воспитание»
понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь
частным случаем «обучения».
Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».
На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения
и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании»
образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный
процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти
по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий