УДК 371
Толмачева Ирина Анатольевна учитель начальных классов ЧУОШ «Классика-М» г. Мытищи
bumbon3@rambler.ru
Взгляд на ускоренное обучение в начальной школе
(четыре года за три)
Аннотация. Статья посвящена внедрению ускоренного обучения в начальной школе. В статье рассматривается возможность обучения детей в ускоренном режиме (три года вместо четырех). Особенности учебного плана и рабочих программ. Предназначена для учителей начальной школы.
Ключевые слова: ускоренное обучение, индивидуальный учебный план, траектория выбора.
Взгляд на ускоренное обучение в начальной школе
(четыре года за три)
«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» В.А.Сухомлинский.
Все родители хотят дать своим детям самое лучшее, в том числе образование. Когда приходит время выбирать школу то они ищут «хорошую, правильную школу». Для родителей важно все: и хорошая техническая база и высококвалифицированный педагогический состав, условия пребывания ребенка в школе и многое другое.
Соответствовать их уровню очень сложно. Но тем не менее наша ЧУОШ «Классика-М» г.Мытищи предоставляет ребенку возможность получить то образование, какое он хочет, того качества, которое он «может взять». А ребенок и его родители либо эту возможность используют, либо нет.
Наряду с традиционным 4-летним обучением школа предлагает программу ускоренного обучения: три года вместо четырех. Сегодня ускоренное обучение востребовано родителями, потому что дошкольники приходят в 1-ый класс с разной подготовкой, и маленьким ученикам, умеющим уже читать, складывать и вычитать, а иногда и писать, становится скучно в первом классе. Ребенок начинает изучать то, что он уже усвоил в детском саду.
Это дети достаточно интеллектуально развиты для своего возраста, опережают сверстников по уровню творческого развития, мотивированы на обучение, обладают чрезмерной любознательностью и потребностью в познании, выраженным стремлением к самостоятельности в процессе познания, независимостью мышления.
Родители таких детей сами являются активными: много занимались с детьми перед поступлением в школу, водили в кружки и секции, вместе читали. Они задали темп развития и обучения своим детям, который школа дальше подхватила. Качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении и индивидуальная подготовка дома - вот основа успешного «ускоренного обучения» в начальной школе.
Закон об образовании Российской Федерации не препятствует ускоренному освоению школьной программы.
Установление готовности к освоению основной образовательной программы начального общего образования по ускоренному обучению осуществляется на основании результатов педагогической диагностики, проводимой на основании письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.
Главные отличия ускоренного обучения — на первом году обучения. Материал первого класса ученики должны пройти до декабря, а с января по май — материал второго класса. Второй год обучения – программа 3 класса и третий год обучения – программа 4 класса.
Ускоренное обучение позволяет учащимся 1 класса пройти обучение по разработанному индивидуальному учебному плану и персональному образовательному маршруту. Обязательные предметы первый класс (сентябрь-декабрь) – 21 час в неделю, второй класс (январь-май) – 23 часа в неделю. Качество усвоения программы контролируется двумя независимыми диагностиками в декабре и апреле. Промежуточная аттестация результатов ускоренного обучения по образовательной программе начального общего образования проводится с учетом полного объема результатов, утвержденных в образовательной программе начального общего образования на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом рекомендованного МБОУ ЦППРиК «Мытищинский» перечня тем и диагностических материалов.
Образовательная организация засчитывает результаты, осваиваемые обучающимися в других организациях по предметам «Музыка», «ИЗО», «Физическая культура» в том числе по дополнительным общеобразовательным программам, в качестве результатов освоения основной образовательной программы.
В случае неудовлетворительных результатов диагностики или не ликвидации академической задолженности в установленные школой сроки, количество лет на освоение образовательной программы может быть увеличено до показателя, утвержденного в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Рабочие программы и КТП по программе «ускоренное обучение» были разработаны инициативной группой учителей школы на основе рабочих программ «Школы России» "Начальная школа XXI Века", «Школа 2000…» (математика Петерсон Л.Г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Примерной основной образовательной программой начального общего образования. При создании календарно-тематическое планирования 1(2) было сокращено количество часов на изучение отдельных тем за счет слияния тем близких по содержанию и резервных уроков.
При реализации ускоренного обучения успешно применются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средства активизации познавательных способностей и повышения уровня знаний.
Подводя итог вышеперечисленному можно с уверенностью сказать «ускоренное обучение» имеет место быть в образовательном процессе, так как появляется вариативность образовательной траектории, учитываются индивидуальные возможности ребенка для обеспечения всестороннего развития и образования.
Литература
Эффективная начальная школа [электронный ресурс]
https://sch1524uv.mskobr.ru/obrazovanie/effektivnaya-nachalnaya-shkola
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.