Цели:
закрепить знания о слове как лексической единице; обогатить лексикон новыми словами; дать понятие о настроении с позиций формально-грамматических и с точки зрения нравственного смысла; развивать культуру речевого общения.
Задача учителя:
разговорить учащихся, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор, помня о культуре общения.
Ход урока:
I. Вводная беседа–экспромт является эмоциональной разминкой.
1). С самых первых минут урока учитель вступает в диалог с ребятами (позиции: «говорящий – слушающий», «слушающий – говорящий»).
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим?
- Поговорим. Нам будет интересно.
- Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твое настроение?)
- Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно? (Ощутить, почувствовать.)
- Попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение этого всем знакомого и одновременно очень загадочного слова. (Настроение – внутреннее душевное состояние, состояние духа.)
- А если бы вас попросили поразмышлять о характере, душе слова «настроение», что бы вы на это ответили? (Характер непонятный, изменчивый: слово-«хамелеон», противоречивый.)
- Как вы считаете, почему так важно, необходимо учитывать настроение своего собеседника? (Важно, чтобы не обидеть его в тот момент, когда он не расположен, психологически не готов к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе…)
2).
- А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте, пожалуйста, одним словом (каким?). Вспомните наш «Словарик настроений». (Ребята отвечают словами-прилагательными, о которых говорят, что в языке художественной литературы их называют эпитетами (художественными определениями)).
3). Неожиданный момент занятия, способный оживить его ход. Учитель демонстрирует учащимся музыкальную открытку (тоже средство общения!), издающую легкую, веселую мелодию, и просит поделиться своим настроением от услышанного.
- Какие же образы рождает у вас эта музыкальная мелодия? (Образ тающей сосульки, журчание ручья, быстро и весело спускающегося со ступенек человека…)
- А теперь давайте немного пофантазируем, представим такую ситуацию. Вы – юные художники, которым предлагается не совсем обычное оригинальное задание: изобразить свое абстрактное слово–настроение в виде конкретного образа.
4).
- Я думаю, что вам будет интересно узнать и о моем (учителя) настроении. Ответить мне бы хотелось стихами великого английского писателя XVI столетия У.Шекспира:
Как тот актер, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,
Как тот безумец, что, впадая в гнев,
В избытке сил теряет силу воли, -
Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладет печать
Моя любовь, которой нет предела.
Так пусть же книга говорит с тобой,
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идет к тебе с признаньем и мольбой
И справедливой требует расплаты.
Прочтешь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?
II. Основная часть урока.
1).
- Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Раньше других возникла внутренняя речь, когда человек что-то чувствовал, ощущал, переживал и думал об этом не вслух, а про себя. Внутренняя речь человека – Это его внутренний голос, голос его души, сердца, чувства и ощущений. Этот голос надо будить, к нему нужно прислушиваться. Попытаемся прислушаться к своему внутреннему голосу, о чем он должен напомнить?
2). Ребята встают и не очень громко, почти шепотом, хором произносят следующие слова:
Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.
Мой язык – мое лицо.
Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь.
Я должен знать: что, где, кому и как сказать.
Буду говорить с чувством, с толком, с расстановкой.
Учусь чувствовать себя и другого.
Я спокоен и уверен в себе.
3).
- Дома вы придумывали рифмы к слову «настроение». Используя в качестве «строительного материала» слова, попытайтесь придумать небольшое стихотворение на одну из тем:
«Когда нет настроения…», «Что такое настроение?», «Ни дня без настроения». В этом вам поможет «Словарик настроений». Или придумайте и запишите небольшой рассказ на тему «История о том, как Грустное настроение превратилось в Весёлое». Начало: «В одном городе проживало Грустное настроение…» (Задание выполняется по рядам.)
4). - Так что же влияет на наше настроение? Ответить на этот вопрос вам помогут слова известных людей: французского собирателя и автора афоризмов, английского поэта, древнегреческого философа, французского писателя.
Мысль есть главная способность человека; выражать её - одна из главных его потребностей, распространить её – самая дорогая его свобода.
Пьер Клод Буаст
Слова – это предметы, и маленькая капелька чернил, падая на мысль, подобно росе производит то, что заставляет думать тысячи, быть может, миллионы людей.
Джордж Байрон
Слово есть тень дела.
Демокрит
Чувства – самая яркая часть нашей жизни.
Оноре де Бальзак
5). После работы с цитатами должна получиться такая схема:
Чувство
мысль настроение слово
дело
6).
- А зависит ли наше настроение от культуры общения нашего собеседника? А должно ли наше настроение влиять на культуру нашего общения?
7).
- А теперь, когда мы с вами так много узнали о настроении, попробуем создать текст-размышление на одну из тем: «Почему настроение – слово-хамелеон?», «На кого или на что похоже настроение?», «Где прячется моё настроение?»
III. Заключительная часть.
- Что, по-вашему, должен помнить каждый человек, вступая в речевое общение? (Должен помнить определенные правила для говорящего и слушающего, о навыках культурного общения, учитывать речевую ситуацию, настроение собеседника.)
Я и моё настроение.doc
Классный час «Я и мое настроение» в 5 классе
Цели:
закрепить знания о слове как лексической единице; обогатить лексикон новыми словами;
дать понятие о настроении с позиций формальнограмматических и с точки зрения
нравственного смысла; развивать культуру речевого общения.
Задача учителя:
разговорить учащихся, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный
разговор, помня о культуре общения.
Ход урока:
I. Вводная беседа–экспромт является эмоциональной разминкой.
1). С самых первых минут урока учитель вступает в диалог с ребятами (позиции:
«говорящий – слушающий», «слушающий – говорящий»).
Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чегото знаешь ты, а чтото мне известно.
Поговорим?
Поговорим. Нам будет интересно.
Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре
близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как
твое настроение?)
Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя увидеть,
услышать, потрогать руками, но зато можно? (Ощутить, почувствовать.)
Попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение этого всем знакомого
и одновременно очень загадочного слова. (Настроение – внутреннее душевное состояние,
состояние духа.)
А если бы вас попросили поразмышлять о характере, душе слова «настроение», что бы вы
на это ответили? (Характер непонятный, изменчивый: слово«хамелеон», противоречивый.)
Как вы считаете, почему так важно, необходимо учитывать настроение своего
собеседника? (Важно, чтобы не обидеть его в тот момент, когда он не расположен,
психологически не готов к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе…)
2).
А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты.
Ответьте, пожалуйста, одним словом (каким?). Вспомните наш «Словарик настроений».
(Ребята отвечают словамиприлагательными, о которых говорят, что в языке
художественной литературы их называют эпитетами (художественными определениями)).
3). Неожиданный момент занятия, способный оживить его ход. Учитель демонстрирует
учащимся музыкальную открытку (тоже средство общения!), издающую легкую, веселую
мелодию, и просит поделиться своим настроением от услышанного.
Какие же образы рождает у вас эта музыкальная мелодия? (Образ тающей сосульки,
журчание ручья, быстро и весело спускающегося со ступенек человека…) А теперь давайте немного пофантазируем, представим такую ситуацию. Вы – юные
художники, которым предлагается не совсем обычное оригинальное задание: изобразить
свое абстрактное слово–настроение в виде конкретного образа.
4).
Я думаю, что вам будет интересно узнать и о моем (учителя) настроении. Ответить мне
бы хотелось стихами великого английского писателя XVI столетия У.Шекспира:
Как тот актер, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,
Как тот безумец, что, впадая в гнев,
В избытке сил теряет силу воли,
Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладет печать
Моя любовь, которой нет предела.
Так пусть же книга говорит с тобой,
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идет к тебе с признаньем и мольбой
И справедливой требует расплаты.
Прочтешь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?
II. Основная часть урока.
1).
Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Раньше других возникла внутренняя
речь, когда человек чтото чувствовал, ощущал, переживал и думал об этом не вслух, а про
себя. Внутренняя речь человека – Это его внутренний голос, голос его души, сердца,
чувства и ощущений. Этот голос надо будить, к нему нужно прислушиваться. Попытаемся
прислушаться к своему внутреннему голосу, о чем он должен напомнить?
2). Ребята встают и не очень громко, почти шепотом, хором произносят следующие слова:
Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.
Мой язык – мое лицо.
Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь.
Я должен знать: что, где, кому и как сказать.
Буду говорить с чувством, с толком, с расстановкой.
Учусь чувствовать себя и другого.
Я спокоен и уверен в себе.
3).
Дома вы придумывали рифмы к слову «настроение». Используя в качестве
«строительного материала» слова, попытайтесь придумать небольшое стихотворение на
одну из тем:
«Когда нет настроения…», «Что такое настроение?», «Ни дня без настроения». В
этом вам поможет «Словарик настроений». Или придумайте и запишите небольшой рассказ
на тему «История о том, как Грустное настроение превратилось в Весёлое». Начало:
«В одном городе проживало Грустное настроение…» (Задание выполняется по рядам.) 4). Так что же влияет на наше настроение? Ответить на этот вопрос вам помогут слова
известных людей: французского собирателя и автора афоризмов, английского поэта,
древнегреческого философа, французского писателя.
Мысль есть главная способность человека; выражать её одна из главных его
потребностей, распространить её – самая дорогая его свобода.
Пьер Клод Буаст
Слова – это предметы, и маленькая капелька чернил, падая на мысль, подобно росе
производит то, что заставляет думать тысячи, быть может, миллионы людей.
Джордж Байрон
Слово есть тень дела.
Демокрит
Чувства – самая яркая часть нашей жизни.
Оноре де Бальзак
5). После работы с цитатами должна получиться такая схема:
Чувство
мысль настроение слово
дело
6).
А зависит ли наше настроение от культуры общения нашего собеседника? А должно
ли наше настроение влиять на культуру нашего общения?
7).
А теперь, когда мы с вами так много узнали о настроении, попробуем создать текст
размышление на одну из тем: «Почему настроение – словохамелеон?», «На кого или на
что похоже настроение?», «Где прячется моё настроение?»
III. Заключительная часть.
Что, повашему, должен помнить каждый человек, вступая в речевое общение? (Должен
помнить определенные правила для говорящего и слушающего, о навыках культурного
общения, учитывать речевую ситуацию, настроение собеседника.)
Я и мое настроение
Я и мое настроение
Я и мое настроение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.