В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества. Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств - это непосредственное их проявление в реальных практических поступках повседневной жизни.
«Я патриот малой Родины»
О. И. Жданова
КГКП "Яслисад "Алтын бесік" ГУ "Аппарат акима Заречного
сельского округа Костанайского района" с. Заречное.
olga
. zhdanova
.65@
bk . ru воспитатель.
Введение
Политика государства в сфере образования направлена на постоянное развитие
человеческого капитала, связанное с запросами общества, и образовательного
пространства путем доступности качественного образования. Мероприятия,
проводимые государством в рамках реализации Государственной программы
развития образования и науки Республики Казахстан на 20162019 годы
утвержденной Указом Призедента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года
№ 205, направлены на повышение конкурентноспособности образования и науки,
развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.
В целях формирования интеллектуально, физически, духовно развитого и
успешного гражданина в программном документе уделено особое внимание
необходимости укрепления духовнонравственных ценностей общенациональной
патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни.
Кроме того в «Концепции модернизации образования Казахстана » отмечена
большая роль регионального компонента,
позволяющего «обеспечить
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитывать патриотов Казахстана, граждан,
обладающих высокой толерантностью».
Президент Казахстана Н. Назарбаев обращает особое внимание на воспитание
патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании
государственной политики в области патриотического воспитания говорится:
«Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент
– это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным
ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее.
Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально
нравственный климат в обществе в целом.
1Основная часть
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается
целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное
отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в
основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие,
гуманность . Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя
многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это
непосредственное их проявление в реальных практических поступках,
повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно
патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в
соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Знакомство с городом, с селом, с Родиной должно происходить постепенно, в
соответствии с возрастом.
В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по
сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие
поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет
потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных,
патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности –
глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает
поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Практические результаты
Начиная работу по воспитанию любви к Родине, воспитатель обязан сам хорошо
знать историю своего края. Он должен продумать, что показать и как рассказать
детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие
впечатления о своей малой родине, и появилось желание узнать о ней больше.
С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду
людей, с уважением относиться к ветеранам войны и труда, старшим людям.
Знания о различных профессиях, возможностях проявить свое мужество и
героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление, служить людям и
Отечеству.
Для этого в своей работе я использую целевые прогулки, беседы о родном селе.
2Ведь в каждом крае есть свои традиции, достопримечательности, памятники,
которыми он славен.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств устное народное
творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас
с вековой историей казахской земли, жизнью и бытом наших прадедов, народной
культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой
багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки
сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
Казахские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических
ситуаций, противостояния добра и зла, не только радуют детей, но и
закладывают основы нравственности, учат различать, что такое хорошее и
плохое, добро и злое.
Региональность — опора на объект ближайшего окружения, учёт природных,
экологических, социальных, культурных особенностей региона. Приоритетным
направлением в работе дошкольной организации, в котором я работаю, является
нравственнопатриотическое воспитание ребёнка. Одним из важных этапов
работы с детьми по нравственнопатриотическому воспитанию ребенка
является формирование накопления жизненного опыта о своём родном крае,
усвоения принятых в нём норм поведения и приобщения к его культурным
ценностям.
Целью моей работы является совершенствование нравственнопатриотического
воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, как основы его любви к
родному краю. Воспитание патриотических чувств, было – есть и будет одним из
главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень
важно привить ему именно общие человеческие ценности.
Наше село Заречное большое, в нем проживает более 7 тыс. населения, поэтому
к детям должно прийти понимание того, что история творится «здесь и сейчас».
И очень важно чувствовать это самим и передавать это чувство своим
воспитанникам. Своеобразие моей работы заключается в том, что я начинаю
реализацию задач патриотического воспитания с детьми старшего возраста. В
своей работе с детьми я решаю следующие задачи:
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу, родному селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к казахской культуре, традициям и обрядам.
Для реализации этих задач я взяла следующие темы: «Что такое детский сад?»,
«Труд взрослых в детском саду», «День рождения села», «Город – деревня»,
«Моя семья», «Наши папы», «Моя мама…», «Народные игрушки», «Наша
Родина Казахстан».
Концепцию своей работы можно представить в форме пирамиды, где
основанием является повышение личной компетентности в вопросе
3патриотического воспитания дошкольников, на этой основе создание
развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее
знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем
знакомство с детским садом, знакомство с селом, знакомство с краем,
знакомство со страной. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с
родителями, как активными участниками педагогического процесса.
И в итоге вершиной нашей концепции является выпускникдошкольник:
уважающий историю и культуру своего народа, своей страны;
ориентированный на стабильную семейную жизнь;
обладающий знаниями о достижениях своих соотечественников и
понимающий, что эти достижения результат труда отдельных людей в
разные периоды истории;
испытывающий желание гордиться народом, к которому принадлежит.
Мы осознаём, что дошкольник ещё не может стать истинным патриотом, но
проводимая нами работа способствует зарождению патриотических чувств и
определенных качеств, о чем свидетельствует положительная динамика,
выявленная в результате мониторинга в конце года. Работа по формированию
патриотических чувств у дошкольников ведется в таких направлениях как:
«Семья», «Детский сад», «Родной край», «Моя страна», «Наше Отечество». Для
успешного освоения содержания этих направлений мы используем различные
формы организации работы с детьми такие как: краеведческие экскурсии и
целевые прогулки по селу, преемственность со школой, экскурсии в парк
Победы к памятнику защитникам в годы ВОВ, тематические беседы на темы:
«Что мне нравится в моём крае?», «Каким село будет, когда я вырасту?», «Что
было раньше?»; совместное изготовление и рассматривание с детьми
тематических фотоальбомов: «Мой любимый край», «Строительство дороги»;
участие детей в народных праздниках; чтение произведений казахских авторов
(А.Дуйсенбиев, Ш.Бейшеналиев, М.Алимбаев, К.Баянбаев и других); создание
проблемно – игровых ситуаций: «Прогулка по селу», «На берегу Тобола»,
«Узнай улицу»; использование дидактических игр: «Найди герб Казахстана»,
«Что было вначале, а что потом?» и других форм позволяет привить детям
чувство любви и привязанности к родному краю, воспитать человека с высоким
чувством долга. Задачи области «Социума» решаются в ходе реализации других
областей программы. Так в конструктивной деятельности дети изготавливают
макеты памятников и улиц города, села, в изобразительной деятельности
выполняют рисунки на темы: «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад»,
«День села», «Наш Казахстан» и др. которые формируют альбом «Село глазами
детей». На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными
произведениями казахских композиторов, узнают особенности песенного
творчества. В познавательной деятельности дети знакомятся с историей родного
города во взаимодействии с культурой и историей Казахстана, родного края.
Национальнопатриотического воспитание ребенка — сложный педагогический
4процесс. Одной из особенностей работы в данном направлении является
способность педагога приобретать знания по краеведению, анализировать и
систематизировать имеющийся материал, повышать свою профессиональную
компетентность. Прежде чем вести работу с детьми, педагог должен владеть
необходимой информацией краеведческого и профессионального характера.
Беседуя со старожилами села, изучая периодику и специальную литературу,
используя интернет ресурс, мы приобретаем интересующие нас знания об
истории родного края. Отбор соответствующего материала позволяет
формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Правильно организованная развивающая среда мощный стимул воспитания
любви к родному селу.
В детском саду оформлен минимузей «Қазақ тұлпары», минимузей хлеба,
представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей
родного села; оформлены фотоальбомы «Наш город Костанай» (герб города,
карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Моя
семья». Я обращаю внимание детей на то, что в нашем селе живут много людей
разных национальностей, знакомлю их с многообразием народов нашей страны,
мира, при этом особое внимание уделяю формированию толерантности. В
воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности
близких людей. Включение родителей в образовательный процесс позволяет
значительно повысить его эффективность. Организуемая работа проходит под
девизом: знания и любовь родителей к Родине, краю должны передаваться
детям. Я стараюсь показать через малоебольшое, зависимость между
деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Родители привлекаются к
организованным беседам с детьми на темы «Моя профессия», по инициативе
родителей собирается коллекция «Куклы в национальных костюмах». Результат
работы по краеведению должен быть ориентирован не только на приобретение
дошкольниками определённых знаний, но и на повышение его жизненной
активности и развитие интегративных качеств.
Заключение
В определении результативности моей работы были определены критериальные
показатели и уровни развития патриотической личности дошкольника
средствами сформированности понятиях: прошлое и настоящее села, культура
знаний достопримечательностей,
народов,
людей
заповеди старших,
прославивших родной край.
Основанием для определения уровня
компетентности ребенка послужили следующие показатели:
Правильность и полнота представлений о родном селе
Устойчивый интерес к познанию прошлому и настоящему своего Государства.
Проявление ценных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений.
5Список литературы:
1.Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Астана –
2016 год.
2. Методическое пособие. М., 2011г.; 4.Петрова В.И., Стульник Т.Д.,
Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010 г.
3. Петрова В.И., Стульник Т.Д.,Этические беседы с детьми 47 лет.
Методическое пособие. М.,2010 г.
4. А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников». М., 1991 г.
5. Г. Н. Эйсмонт – Швыдская. М., Просвещение»,«Нравственнопатриотическое
воспитание дошкольников».
6. М. Д. Маханева. «Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников».
М., 2011год
7. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания родителям.
8. Дошкольное воспитание. 2003г., №1 стр.8292
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольной организации с родителями.
9. Дошкольное воспитание. 2004 №1 стр.6068
10. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М.,
11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990
12. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 46 лет:
Методическое пособие, М., 2007
13. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей.
Дошкольное воспитание.2002 №8. Стр. 813.
14. Струмилин С.Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ. Новый
мир.1960. №7. Стр. 208
15. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. Г.
Майкоп,2004.
16. «Учитель Казахстана» 18 марта 2006 год
17. Книга «Я и мир». Конспекты занятий по социально нравственному
воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л.Л
18.Интернет ресурсы
Содержание
61. Введение _______________________________________________ стр. 1
2. Пояснительная записка____________________________________стр. 25
3.Заключение_______________________________ стр. 5
4.Список литературы ______________________________ стр.814
7