Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 5

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 5
Образовательные программы
doc
музыка +1
Взрослым
10.12.2018
Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов". В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
rabochaya_programma_po_vneur.deyat.doc
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 94»                                             Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                               Автор­составитель: М.В.Стародубцева,                                                                                     учитель музыки муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №94»   Кемерово, 2012 2 Содержание Пояснительная записка………………………………………………….………...3 Учебно­тематический план……………….………………………………………13 Содержание программы…………………………………………………….…...21 Перечень ключевых слов…..…………………………………………….………30 Список литературы для учителя…………………………………………….…. 33 Список литературы для обучающихся…………………………………………34 3 Пояснительная записка Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если   не   сформированы   эстетические   взгляды.   Без   эстетического   отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".  В   последние   годы   возросло   внимание   к   проблемам   теории   и   практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству   формирования   всесторонне   развитой,   духовно   богатой   личности.   А формировать личность и эстетическую культуру, ­ отмечают многие писатели, педагоги,   деятели   культуры   (Д.Б.   Кабалевский,   А.С.   Макаренко,   Б.М Неменский,   В.А.   Сухомлинский,   Л.Н.   Толстой,   К.Д.   Ушинский),   ­   особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана программа эстетического развития младших школьников «Я расту, я развиваюсь».  Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального   общего   образования   и   программы   «Я   расту   и   развиваюсь», разработанную  педагогом дополнительного образования МОУ СОШ № 22 г. Самара Смирновой Т. К. 4 Современные   научные   исследования   свидетельствуют   о   том,   что эстетическое воспитание, развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. Приобщение детей к миру прекрасного   в   сфере   жизни   и   искусства   осуществляется   посредством ознакомления   их   с   художественными   произведениями,   особое   место,   среди которых занимают музыка, театр, хореография, фольклор.  Актуальность   программы  обусловлена   тем,   что   в   настоящее   время вокальное пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому в руках умелого руководителя пение – действенное средство музыкально­эстетического воспитания.   В   пении   соединены   такие   многогранные   средства   музыкально­ эстетического воспитания  человека, как слово и музыка. Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе   пения   укрепляется   певческий   аппарат,   развивается   дыхание, положение тела во время пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а так же развивает у детей   внимание,   наблюдательность,   дисциплинированность,   ускоряет   рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет   предмет   вокала.   Занятия   по   вокалу   дают   возможность   активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают   музыкальный   слух,   вкус,   помогают   обучающимся   более   полно раскрыть   образ   избранного   им   персонажа.   Ребенок   с   помощью   средств музыкальной выразительности (звуковедение, артикуляции, штрихов, нюансов) 5 доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции. Однако прежде, чем все это   увидит   зритель,   предстоит   огромная   совместная   работа   педагога   и обучающихся. Данная   программа   является   лишь   одним   звеном   в   работе   всего педагогического   коллектива,   которая   направлена   на   развитие   детей   путем музыкальной деятельности. Программа направлена на мотивацию детей к творчеству, развитию общей культуры личности, гармонии отношений с окружающим миром. Программа воплощает следующие функции процесса обучения: ­ образовательную (вооружает детей системой знаний) ­ развивающую (развивает способность к познанию и творчеству) воспитательную (формирует взаимоотношения детей с окружающим миром) ­ ­ оздоровительную   (оказывает   благоприятное   воздействие   на   психическое здоровье)          На   основе   музыкальной   деятельности,  занятий   вокалом   предполагается работа   по   следующим   видам   обучения   и   воспитания:   нравственному   и эстетическому. Организация данной работы учит детей воспринимать красоту, формирует   эстетические   чувства   и   потребности   путем   расширения   сферы   организованного   и процесса   музыкальной   творческой   деятельности, неорганизованного общения. Главной идеей работы является развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты, учитывая природные задатки и интересы с учетом склонностей и желаний. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, творческого начала и формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. В древние века музыкально­медицинские центры   лечили   людей   от   тоски,  нервных   расстройств,  заболеваний   сердечно­ 6 сосудистой системы. Музыкой можно изменять  развитие человека, влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Особенностью   программы   является   то,   что   ее   комплексный   характер способствует   объединению   нескольких   видов   музыкальной   деятельности. Необходимость создания программы вызвана: б) недостаточным отражением этой темы в существующих программах; в) необходимостью организации досуга детей в ОУ; г) воспитанием творческого начала и интереса к искусству. Главным направлением программы является: развитие личности ребенка посредством музыкальной деятельности в условиях сельской школы. Решение данной проблемы по предлагаемой программе осуществляется через развитие творческих   способностей   в   музыкальной   театрально­игровой   деятельности   и вокала.   Поэтому   важная   задача   эстетического   воспитания   детей   –   учить воспринимать красоту, формировать эстетические чувства и потребности.  Реализация программы осуществляется по следующим этапам: 1 этап – диагностика; 2 этап – распределение по группам детей для работы по программе; 3 этап – развитие способностей посредством музыкальной деятельности. Работу   по   программе   мы   предлагаем   осуществлять   с   помощью индивидуальных   и   групповых   занятий,   концертов,   коллективных   творческих дел,   праздников.   Для   этого   мы   используем   такие   методы   как   по   источнику знаний,   по   назначению,   по   характеру   познавательной   деятельности   и дидактической цели. Результатом совместной работы деятельности детей и педагога мы видим      приобретение   представлений   о   нормах   и   правилах   поведения,   приобщение   к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, музыке, как средству духовно­ нравственного развития человека в социуме. 7 Направленность   вокального   ансамбля   –   художественно­эстетическая. Программа рассчитана на четыре года обучения. Основное внимание уделяется развитию вокальных данных студийцев и отработке теоретического материала. В ансамбль принимаются дети с различными музыкальными данными, в возрасте от  7 до 15 лет. Цель программы  ­  развитие  музыкальных  и  творческих  способностей детей   с  учетом   возможностей   каждого   ребенка   с   помощью   различных   видов музыкальной деятельности, формирование навыков выразительного исполнения вокальных   произведений,   умения   владеть   своим   голосовым   аппаратом; воспитание   эмоциональной   отзывчивости   на   прекрасное   в   искусстве,   жизни, природе; воспитание потребности к творческому самовыражению. Задачи: 1. Развить общую культуру личности детей. 2. Научиться воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности. 3. Развить   творческий   потенциал   и   мотивировать   детей   к   творческой деятельности. 4. Сформировать музыкальную культуры:  сформировать целостное представление об искусстве;  воспитать художественно – эстетический вкус, интерес к искусству;  развить способность активного восприятия искусства;  сформировать самостоятельного   способность     освоения художественных ценностей;  сформировать навыки творческой деятельности;  выявить и развить индивидуально творческих способностей;  сформировать вокальные навыки; 8  развить   память,   произвольное   внимание,   творческое   мышление, воображение;  развить навыки сольного пения, пения в ансамбле;  развить   умение   перевоплощаться   в   сценический   образ   посредством музыкального исполнительства.  Основными общедидактическими методами обучения являются: 1. голосовой (демонстрация педагогом изучаемого материала); словесный (устное объяснение). 2. Хотелось   бы   сказать   и   о   принципе   однородных   действий,   который заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой   аппарат   как   саморегулирующаяся   система   автоматически   находит оптимум, одновременно тренируя соответствующие мышечные системы. Очень важно закреплять из урока в урок приобретаемые знания, умения и навыки. Не менее важным является учет индивидуальных особенностей детей. Хорошее   исполнение,   осмысленное   пение   возможны   лишь   при   условии развития   музыкального   слуха   и   овладения   элементарными   певческими навыками: 1. 2. 3. 4. Пением на дыхании; Активной артикуляцией; Звуковедением; Дикцией; Интонированием. 5. Основными   формами   работы   на   занятии   являются:   распевание, сольфеджирование, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание, как таковое, обучающимся не дается. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Количество детей   6­8   человек.   Целесообразно   делить   младшую   и   среднюю   возрастные 9 группы.   Занятия   желательно   проводить   в   музыкальном   классе.   Для   работы необходим   музыкальный   инструмент   (фортепиано)   и   аудиотехника.   Занятия строятся   на   основе   упражнений   на   дыхание,   дикцию,   артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ       Данная программа главным образом направлены на развитие личности детей     посредством   музыкальной   деятельности   в   условиях   образовательной школы.   Работа по программе предусматривает проведение занятий, праздников, коллективных   творческих   дел,   концертов.   Работа   по   программе   состоит   из музыкального     блока   по   вокалу.   Направление   данного   видов   деятельности, построение плана занятий, проведение праздников, концертов  выбраны с учетом индивидуальных   особенностей   развития   детей.   Учитывая   развитие   детей   в условиях образовательной школы, наилучшими общими результатами работы по программе является:  •Обучение   ребенка   посредством   музыкальной   деятельности     осознанно выражать свои мысли, чувства, поступки, регулировать свое поведение. •Обучение   ребенка   поддерживать   и   укреплять   позитивные   чувства, предупреждать негативные эмоции. •Приобщение   к   общечеловеческим   ценностям:   добру,   красоте,   музыке, искусству,   как   условиям   духовно­нравственного   развития   человека   в социуме. •Формирование мышления о ценности жизни каждого человека на Земле. В   работе   с   детьми   по   предлагаемым   видам   музыкальной   деятельности предлагается   использовать   диагностику.   Диагностика   используется   для распределения детей по группам. Это дает возможность  работы с детьми на основании   осознанного   и   аргументированного   выбора.   Главным   принципом   в 10 работе   объединения   является   желание   творить,   выражая   себя   в   песне, сценическом движении. Это возможно при выполнении таких принципов как: учет   сезона   и   тематики   построения   материала,   осуществление   обучения   от простого   к   сложному,   проведение   и   подготовка   мероприятий   и   занятий   в установленные   сроки,   следование   календарно­тематическому   плану,   учета возрастных и индивидуальных особенностей, сознательности, активности.     Формы организации образовательного процесса могут быть разные. Они зависят  от  вида  деятельности,  темы, сложности, способности  и  возможности усвоения материала каждым ребенком: •Конкурсы   (например,   «Блестящая   парочка»,   «Рыцарский   турнир») предлагают массовую форму). •Концерты   и   праздники   (например   «Музыкальный   подарок», «Литературная гостиная», «Ярмарка», «Масленица пришла») – массовая форма. •Темы   «Сценическая   культура»,   «Создание   творческого   образа»   ­ групповую. •Темы «Певческая техника вокала» ­ групповую и индивидуальную.     В работе рекомендуем использовать такие методы и приемы: •Наглядно­слуховые (слушание музыки). •Наглядно­образные   (рассматривание   альбомов,   иллюстраций,   приемы исполнения движений, образов). •Словесные  методы (беседа, рассказ, пояснение, объяснение). •Практические   методы   (упражнения,   создание   образов,   творческие задания). В течение первого года обучения ребенок должен приобрести: Ожидаемые результаты: 1. певческую установку; 11 2.   рефлекторные   навыки   дыхания   и   укрепление   дыхательной мускулатуры; 3. работу гортани в пении; 4. пение легато, нон легато; 5. активную артикуляцию; 6. округлое формирование гласных звуков; 7. развитый гармонический слух; 8. чистое интонирование тона, полутона, интервалов; 9. пение форте и пиано; 10. пение в вокальном ансамбле в унисон. 12 Учебно­тематический  план Учебно­тематический план для 1 класса №                                  ТЕМА Кол­во часов Всего Практ ика Теор ия   1. 2. 3. 4. 5. РАЗДЕЛ 1. Вокальная работа Певческая установка «Петь приятно и удобно» Как петь сидя и стоя Дыхание Вдох и выдох в пении Учусь дышать правильно Атака звука Твёрдая атака звука Мягкая атака звука Артикуляция Тембр голоса Высота звука Дикция Дикция РАЗДЕЛ 2. Распевание 9 6 5 4 4 7 4 3 4 2 2 3 2 1 2 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 13 6. 7. Фонопедическая система В. Емельянова Фонопедическая   система   В. Емельянова. Система упражнений 2 5 Система упражнений 1 1 3 3 22                                                                                                               Итого 35 1 1 2 2 13 14 Учебно­тематический  план для 2 класса №                                  ТЕМА Кол­во часов Всего Прак тика Теори я РАЗДЕЛ 1. Вокальная работа Дыхание Задержка дыхания «Цепное дыхание» Октябрь Атака звука Атака звука Артикуляция 1. 2. 3. Октябрь, Ноябрь 4. 5. 6. 7. 5 2 4 2 3 8 3 1 2 1 1 3 2 1 1 2 6 6 3 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 Гласные и согласные звуки в пении Артикуляционная гимнастика Дикция. Дикция Раздел 2. Распевание хора Фонопедическая система В. Емельянова Фонопедическая система В.  Емельянова Система упражнений Система упражнений Раздел 3. Работа над ансамблем и строем Ансамбль 6 15 Унисонный Дикционный Темповой 8. Строй Итого 1 1 1 4 1 1 1 1 23 12 5 35                                                                                                                       Учебно­тематический план для 3 класса №                                  ТЕМА Кол­во часов 16 Теория Всего Пра ктик а РАЗДЕЛ 1. Вокальная работа в хоре Дыхание Дыхание. Атака звука Атака звука Артикуляция Артикуляция Дикция Скороговорки. Дикционные упражнения. Раздел 2. Распевание хора Фонопедическая система В.Емельянова Фонопедическая В.Емельянова   система Система упражнений Система упражнений 2 1 2 3 3 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 Раздел 3. Работа над ансамблем и вокальным строем Ансамбль 5 3 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 17 Унисонный Дикционный Ритмический 8. Строй Элементы двухголосия. Канон Двухголосие Раздел 4. Репертуар. Разучивание музыкальных произведений Итого 1 1 1 4 2 2 13 29 4 14 35 1 1 1 6 № ТЕМА Учебно­тематический план для 4 класса Кол­во часов Всего Прак тика Теор ия 18 РАЗДЕЛ 1. Вокальная работа в хоре Дыхание Дыхание Дикция. (Упражнения) Дикция Атака звука Атака звука Артикуляция Артикуляция РАЗДЕЛ 2. Распевание Фонопедическая система В.Емельянова Певческое вибрато Система упражнений 1 3 1 2 2 4 Система упражнений РАЗДЕЛ 3. Работа над ансамблем и строем Унисонный Ансамбль Строй. 4 4 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Январь Элементы двухголосия. Канон Двухголосие РАЗДЕЛ 4. Репертуар 1 1 3 2 1 1 2 1 2 1 4 3 4 3 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 19 10. Разучивание вокальных произведений Разучивание вокальных произведений. Итого                             13 35 12 12 28 1 1 7 Содержание программы Раздел 1. Вокальная работа  Тема 1. Певческая установка. 20 Посадка   певца,   положение   корпуса,   головы.   Отработка   навыков   пения, сидя и стоя.   Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата. Тема 2. Дыхание. Дыхание   перед   началом   пения.   Одновременный   вдох   и   начало   пения. Различный   характер   дыхания   перед   началом   пения   в   зависимости   от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе   пения;   различные   его   приёмы.   Цезуры.   Знакомство   с   навыками «цепного»   дыхания.   Роль   певческого   дыхания   в   звукообразовании.   Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание. Важно объяснить певцам   различные   ощущения:   напряжение   дыхательных   мышц,   ощущение столба   воздуха,   усиление   вибрационных   ощущений.   Найденное   чувство опоры – основа удобства голосообразования. Немаловажная связь дыхания с другими элементами фонации – атакой, силой, тембром звука и т.д. Тема 3. Атака звука. Атака   –   начало   певческого   звука.   Виды   атаки:   мягкая,   твёрдая, придыхательная. В исполнительской практике работы с детьми используется мягкая и твёрдая атака. Основа звучания – мягкая атака, обеспечивающая чистоту интонации, мягкий приятный звук и благоприятный режим работы голосовых   связок.  Объяснение   механизма   работы  –  голосовые   связки   при мягкой   атаке   смыкаются   одновременно   с   посылом   дыхания. Целесообразно использовать энергичную подачу звука – твёрдую атаку – при инертности   голосового   аппарата.   Механизм   работы   голосовых   связок   при твёрдой   атаке   –   смыкание   голосовых   связок   до   начала   звука   и   быстрое размыкание   давлением  воздуха.  Характер   звука   при  твёрдой  атаке   яркий, энергичный,   даже   жёсткий,   но   не   форсированный.   Пример   видов   атак   и 21 стилей   исполнения:   колыбельная   поётся   мягкой   атакой,   маршевые   песни твёрдой.   Выбор   репертуара,   упражнений   для   распевания   –   преимущественно   с мягкой   атакой   звука,   но   также   включаются   энергичные   по   характеру, подвижные   по   темпу   сочинения,   ориентированные   на   твёрдую   атаку извлечения звука. Тема 4. Артикуляция. У многих детей артикуляционный аппарат в младшем школьном возрасте пассивен   и   вял,   поэтому   его   развитие   требует   от   руководителя     особого внимания.                                                                                                 Тембр голоса у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, что   наиболее   ярко   проявляется   в   пёстром   звучании   гласных,   так   как образование певческих гласных резко отличается от разговорных. А гласные звуки   –   основа   пения,   так   как   на   них   и   вырабатываются   все   вокальные качества голоса и техника. Как известно, гласный звук рождается в гортани. Благодаря   совместной   работе   голосовых   связок   и   дыхания.   Но   при возникновении он не имеет той характеристики, по которой мы различаем гласные   на   слух.   Собственный   характер   каждый   звук   получает   только   в результате резонирования глотки и ротовой полости, которой приобретают определённые   формы,   соответствующие   тем   или   иным   гласным.   При непосредственном   возникновении,   все   гласные   имеют   одинаковый первоначальный тембр, определённую высоту и силу. Вот почему подлинные мастера   вокала   добиваются   постоянного   положения   гортани   при   пении различных гласных.  Это и есть, так называемая академическая манера пения, которой должен придерживаться педагог, работая не только со взрослыми, но и   с   детским   вокалом.   Так   как   возраст   7­10   лет   –   это   не   только   период 22 ограниченных   возможностей,   но   и   период   становления   и   воспитания первоначальных,   правильных   певческих   навыков.   И   что   будет   заложено   в раннем возрасте, такие плоды будут и в старшем возрасте.                     Главное условие хорошего звучания – сохранение высокой позиции на    всех звуках диапазона детского голоса. Особенно полезны в этом плане песни с нисходящим движением.         Добиваться у детей правильного формирования различных гласных нужно постепенно.   С   начало   использовать   такие   гласные,   при   которых   хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, не напряженно. Предпочтение отдаётся гласному «у». При этой гласной ротовая полость и глотка раскрыты хорошо, пение как бы совершается на «зевке» ( поднято верхнее нёбо), что так же помогает освободить голос от неприятного носового призвука. Пение песен   на   гласную   «у­ю»   поможет   в   выработке   высокой   позиции,   мягкого звучания и отличного унисона и ансамбля.                       Далее изучаются гласные «о­ё», при которых звук не требует округления и при нём глотка хорошо открыта, что помогает выработать округлое, красивое звучание.                                                                               Далее следует гласная «и», которая требует округления, приближения к «ю» или «ы», но зато помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных и заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание.                                                                                 И, наконец, можно освоить гласные «а­е», особенно после применения гимнастики   В.Емельянова   (описанной   в   разделе   2),   помогающей раскрепощению голосового аппарата, в частности – зажатие челюсти, которое мешает правильному звукообразованию. 23 После   пения   отдельных   гласных   следует   перейти   к   их   чередованию   в упражнениях и песнях.                                                                      Итак,   все   гласные   должны   звучать   одинаково   красиво   при   постоянном положении   гортани,   то   есть   сохраняется   манера   звучания   при   ясности произношения. Особое значение воспитания навыка красивого пения гласных имеют русские народные песни с мелодиями, в которых встречаются характерные распевы, являющиеся   замечательной   школой   вокального   мастерства.   Они   помогут добиться большей напевности, льющегося, протяжного звука.        Тема 5. Дикция. Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные, прежде всего, влияют   на   дикцию,   а   потом   так   же   требуют   особого   внимания.   При произношении одних гласных необходимо активное движение языка (р, т, д ), другие – вызывают утечку воздуха (ж, ш ), третьи – требуют значительного выдоха (в, ф, з ).                                                                  С одной стороны согласные важны для речи, с другой – часто нарушают устойчивость гортани и нормативную работу дыхания.                                Как же   объединить   две   противоположные   тенденции?   Практика   показала: согласные должны произноситься не только чётко, но и чрезвычайно кратко и энергично.   Чтобы   добиться   лёгкости   в   произношении   согласных,   следует использовать   в  работе   различные   скороговорки,  упражнения   на   различные сочетания согласных с гласными.                                             Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них бывает часто крайне пассивен. Раздел 2. Распевание. 24 Тема 6. Система упражнений (комплекс).  1.Артикуляционная гимнастика.                                                                         Помогает включить в работу весь корпус, мимические мышцы лица и весь  голосовой аппарат. Так как с помощью нее прорабатываются все мышцы,  кровь приливает к этим частям тела и даёт положительный результат.  2. Упражнения на развитие дыхания.                                                               Помогают в освоении правильного певческого дыхания, раскрепощают  ребёнка и избавляют от зажатости. Происходит работа через ассоциативное  восприятие, что помогает в осознании дыхательной работы на доступном  уровне. 3. Интонационно­фонетические упражнения.                                                  Помогают понять переход от разговорной речи к певческой деятельности.  Сглаживание регистров. 4. Голосовые сигналы доречевой коммуникации.                                              Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов.  Расслабление в работе гортани. 5.Вокально ­ интонационные упражнения.                                                          Это распространённые вокальные упражнения, но выполняющиеся с теми же  задачами, что стояли в предыдущих упражнениях и с теми же ощущениями.  Пение на одном звуке, пение в пределах квинты. Упражнения на развитие и  расширение диапазона голоса и т.д. Каждое занятие начинается с этого  комплекса упражнений, рассчитанного на 15 минут. После этого идёт работа  над произведениями, в которых выполняются те же задачи, формируются те  же ощущения, знания, умения и навыки. Тема 7. Фонопедическая система В.Емельянова. 25 На протяжении многих лет, во многих коллективах  детский голос был объектом   эксплуатации.   Вследствие   этого   многие   дети   в   раннем   возрасте потеряли   голоса   и   больше   никогда   не   смогли   вернуться   к   певческой деятельности. Детский   голосовой   аппарат   –   нежный   материал   и   здесь   нужно   помнить заповедь врачей – «не навреди!» Поэтому,   В. Емельянов обратился к этой проблеме и с медицинской точке зрения, и с педагогической, и с вокальной, и создал   свою   современную   методику   «Фонопедическая   система В.Емельянова».                                                                                                    В его системе представлено много упражнений, которые  классифицированы по разделам:                                                                              1) артикуляционная гимнастика.                                                                              2) интонационно­фонетические упражнения.                                                        3) голосовые сигналы доречевой коммуникации.                                              4)  Упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра.     Все упражнения из этой области, которые используются на занятиях в  ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям. Раздел 3. Работа над ансамблем и строем. Тема 8. Ансамбль. Воспитание   ансамблевых   навыков,   состоящем   из   младших   школьников, задача трудная. Ансамбль – совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь такого пения бывает нелегко из­за того, что   у   детей   младшего   школьного   возраста   часто   не   хватает   не   столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. 26    Поэтому руководителю следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности как у всех за одного, так и у каждого за коллектив.         Для достижения единства в ансамбле все компоненты одинаково важны:    интонационная   слаженность,   единообразие   манеры   звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый   данный   момент,  одновременное  начало   и  окончание  произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.                                          Ритмический   ансамбль   проявляется   в   чуткости   детей   к   пульсации основной   метрической   доли.   В   развитии   этого   навыка   главная   роль принадлежит двигательным компонентам. Полезно отхлопывать, отстукивать ритмический рисунок произведения. Пропевание вокальных произведений без руководителя   тоже   помогает   выработке   ритмической   и   темповой устойчивости.      В   младшем   возрасте   только   начинают   проявляться   индивидуальные особенности каждого голоса, то есть тембр, поэтому забота об их развитии – прямая обязанность хормейстера. В хоровой работе следует стремиться к созданию единой манеры звуковедения, но не к нивелировке голосов.   На ансамбль оказывает влияние строение мелодической линии каждой партии, метроритмическое   и     ладотональное   развитие,   склад   письма,   тесситура, нюансы   и   темп.   В   каждом   конкретном   случае   руководитель   должен определить характер трудности и найти пути её преодоления. В этом ему поможет глубокое изучение партитуры. Тема 9. Строй. 27 Особое значение имеет работа над строем. Достижение достойного пения во многом зависит от умения вокалистов сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных знаний, а так же – от степени развитости слуха.                                                                            Строй   принято   рассматривать   с   двух   сторон:   мелодический   и гармонический.   Специальная   тренировка   мелодического   и   гармонического слуха детей создаёт нужные предпосылки для достижения стройного пения. Особенно   важно   научить   детей   петь   тоны   и   полутоны   (большие   и   малые секунды).   Терции   (большие   и   малые),   так   как   они   являются   основным показателем лада. На секундах, терциях и их обращениях основываются все музыкальные   сочинения.   Всё,   что   говорилось   о   строе,   в   большей   степени относится к пению a capella.  Двухголосие. Воспитание унисона – очень важная часть вокального дела. Но при этом у детей развивается только мелодический слух. А полноценное музыкальное развитие   предполагает   серьёзную   работу   над   совершенствованием гармонического слуха. И чем раньше начнётся эта работа, тем плодотворней станет весь процесс вокальных занятий.                Гармонические упражнения позволят перейти к двухголосию. Начинать следует   с   несложных   песен   с   приёмом   «эхо»,   затем   –   канонов,   потом   – двухголосие с большим расстоянием между голосами, а затем двухголосные сочинения. Раздел 4. Репертуар. Тема 10. Стили вокальных произведений. 28 Вокальный коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных   авторов,   так   и   классиков.   Обязательным   условием   является исполнение   русских   народных   песен.   Можно   включать   в   репертуар произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей, что сделает репертуар разнообразным и интересным для учащихся. Тема 11. Разучивание вокальных произведений. Для этого надо, чтобы обучающиеся поняли, чего хочет от них добиться руководитель.   А   для   этого   нужно   научить   детей   понимать   язык   жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения» и т.д. Впервые два года работа с произведениями идёт с голоса.  На последующих годах   обучения   желательна   работа   с   нотным   текстом.   Разучивание   песни происходит   по   мотивам,   затем   по   фразам,   предложениям   и   т.д.   Анализ словесного   текста   и   его   содержания.   Разбор   фразировки   вытекающей   из музыкального   и   текстового   содержания.  Разбор   различной   динамики.   При разучивании   одноголосного   произведения   работа   идёт   со   всей   группой ансамбля. После разучивания произведения обязательно следует проводить индивидуальный   опрос,   помогающий   выяснить   качественный   уровень выученного произведения и планирования работы дальше.   Ключевые слова. 1. Аккорд 2. Аккомпанемент 3. Акцент 4. Альт 29 5. Ансамбль 6. Артикуляция 7. Атака 8. Ауфтакт 9. Вокал 10. Вступление 11. Диапазон 12. Диминуэндо 13. Дикция 14. Дирижёр 15. Динамика 16. Жанр 17. Запев 18. Затакт 19. Звуковедение 20. Звукообразование 21. Интервал 22. Интонация 23. Кантилена 25. Канон 30 26. Крещендо                                                                                                     27. Куплет 28. Легато 29. Лад 30. Мажор 31. Минор 32. Мелодия 33. Мотив 34. Нота 35. Пиано 36. Припев 37. Распев 38. Соло 39. Солист 40. Стаккато 41. Сопрано 42. Строй 43. Тембр 44. Темп 45. Трезвучие 31 46. Такт 47. Унисон 48. Форма 49. Форте 50. Фальцет 51. Характер 52. Штрихи                                                                           Список литературы для учителя 1.Дубровская   Е.А.   Ступеньки   музыкального   развития:   Пособие   для музыкальных руководителей образовательных учреждений [ Текст]–М., Просвещение, 2004.  2. Власенко О.П. Музыкально ­ эстетическое развитие школьников [Текст] ­ Волгоград, Учитель, 2007. 32 3.   Кучер   Н.И.   Программы   дополнительного   художественного   образования детей [Текст] – М. Просвещение, 2007. 4. Программа «Вокал». Под редакцией Т. Н. Овчинниковой [Текст] – М., Просвещение, 1986. 5. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1­4 классы [Текст] – М., Академкнига,2011. 6.Программа «Сольное пение». Под редакцией В.И.Лейбсона. Сб. Программы для   внешкольных   учреждений   и   общеобразовательных   школ   [Текст]–   М., Просвещение, 1995. 7.Развитие голоса. Координация и тренаж.[Текст] – Санкт – Петербург,1997. 8.Развитие музыкальных способностей детей.[Текст] – Ярославль, 1997. 9.Суязова Г.А. Мир вокального  искусства.1­4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации [Текст] – Волгоград, Учитель, 2009. 10. Что надо знать о детском голосе. [Текст]– М., 1992. 11. Настольная книга, школьного учителя ­ музыканта. Ю.Б. Алиев [Текст] – М., «Владос», 2000.      Список литературы для обучающихся 1. Работа с детским хором. Под редакцией В.Г.Соколова. [Текст] ­ М., 1981. 2. Н.Л. Кряжева Развитие эмоционального мира детей. [Текст] – Ярославль, 1997г. 3.  Э.Г.  Чурилова   Методика   и   организация   театрализованной   деятельности. [Текст] – М., 2001г. 33 Словари и справочники 1. А.Н. Должанский Краткий музыкальный словарь. [Текст] ­ М., 1966г. 1. И.С Кочнева, А.С. Яковлева Вокальный словарь [Текст] – Л., 1988г. 2. Л.В Михеева. Музыкальный словарь в рассказах [Текст] – М, 1986г. 3. Ю.Е Юцевич. Словарь музыкальных терминов [Текст] – Киев, 1988г.

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я расту и развиваюсь                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018