Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
11.03.2018
Это второй из трёх уроков в рамках изучения произведения В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" (литература, 6 класс). Моя цель - познакомить учащихся 6 класса не только с биографией писателя, но и дать понятие о "деревенской прозе", а также продолжать обучение анализа произведения.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе..docx
Технологическая карта по литературе в 6 классе
Тема: Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Тип занятия: урок получения нового знания, закрепления изученнного (урок общеметодологической направленности)
Место и роль занятия в изучаемой теме: второй из трех уроков в рамках изучения рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой
гривой».
Цель для учителя: познакомить учеников с особенностями творчества В.П. Астафьева, актуализировать знания о писателях,
связанных с «деревенской темой», завершить анализ рассказа «Конь с розовой гривой».
Цель для учеников: высказывать свою точку зрения, предположения, владеть элементарными аналитическими навыками.
Планируемые результаты:
Личностные: любовь к природе.
Метапредметные:
Регулятивные: предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Предметные: самобытность героев рассказа.
Ход урока
Название этапа
урока
Действия учителя по организации
деятельности учащихся
Действия учащихся
1 Организационны
й
момент,
постановка цели
1 мин
Добрый день! На прошлом уроке мы
начали изучать рассказ В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой». Мы говорили,
что писатель много говорил о деревне,
селе, непростой жизни простых людей.
Как вы думаете, какой будет наша
основная цель на урок, если мы уже
Приветствуют учителя, слушают.
Размешают учебные материалы на
рабочем столе, демонстрируют
готовность к уроку, отвечают на
вопрос учителя.
Результат
взаимодействия
учителя и учащихся
по достижению
планируемых
результатов урока
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия, операции,
определяют
цели
предстоящей учебной
оценивают
работы, 2
Проверка д/з
7 мин
многое знаем о творчестве писателя и
прочитали рассказ?
Давайте обратимся к тексту рассказа и
озвучим его план, составленный вами
дома.
(Обсуждение плана рассказа). А сейчас на
основе вашего плана составьте таблицу
характеристику каждого пункта плана.
Примерный план:
1. Левонтьевское семейство.
2. За земляникой (пряник конем).
3. В лесу.
4. Ссора.
5. Жалко ягод.
6. Шалости на реке.
7. Санька советует обмануть бабушку.
8. Кража калача.
9. Бабушка уезжает на рынок.
10.Рыбалка.
11.Переживания мальчика в ожидании
бабушки.
12.Обман раскрыт.
13.Бабушка простила.
Слушают учителя.
Обдумывают ответы на вопросы,
отвечают на вопросы. Зачитывают
отдельные места анализируемого
фрагмента.
уровень
свой
владения
материалом.
Личностные:
выражают
положительное
отношение
к
процессу познания,
проявлять внимание.
Предметные:
учатся простейшему
анализу текста.
Регулятивные:
определяют
цели
предстоящей учебной
оценивают
работы,
свой
уровень
владения материалом
Познавательные:
владеют приёмами
отбора
и
систематизации
под
материала
определённую задачу.
Коммуникативные
: свободно излагают
свои мысли в устной
форме.
Личностные: 14.Дивный конь с розовой гривой.
15.Урок на всю жизнь.
Таблицахарактеристика эпизода
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Обсуждение таблицы
выражают
положительное
отношение
процессу познания.
к
3
Актуализация
знаний
7 мин
Беседа
— Каким вы представляете героя
рассказа? Нарисуйте его портрет.
— Как описывает рассказчик пряник
конем? Как это описание характеризует
героя?
Слушают учителя. Обдумывают
ответы на вопросы, отвечают на
вопросы.
Герой рассказа — мальчик
семивосьми лет, у которого
утонула мама и нет отца. Он
сирота, но за ним ухаживает
бабушка. Он бедно, но опрятно
одет, одежда у него чистая. На
завтрак у него всегда есть хлеб с
молоком, чего нет у братьев
Левонтьевых.
Герой предстает перед
нами
и
фантазером. Для него пряник не
просто сладость. Мир ребенка
преображается,
когда
пряничный
лягает
копытами в голый живот»,
скобленый кухонный
стол
мечтателем
«конь — Объясните, почему героя рассказа
неудержимо тянуло к Левонтию.
Что привлекало его в этой семье?
— В чем проявилось истинное отношение
Левонтьевых к мальчику?
— Из каких эпизодов мы узнаем, как
герой был втянут в тяжкий обман?
становится «огромной землей с
пашнями, лугами и дорогами», по
которой «на розовых копытцах
скачет конь с розовой гривой».
Героя рассказа тянуло к
Левонтию, потому что семья
Левонтия была не похожа на
другие семьи в деревне. Мальчика
там кормили и вслух жалели
сироту. Он еще не понимал, что
настоящая любовь проявляется
не в пьяном жалении, а в делах.
к
Истинное
отношение
Левонтьевых
мальчику
проявилось в том, что они его
бросили одного на увале без
земляники.
Герой был постепенно
втянут в тяжкий обман:
сначала он высыпал ягоды на
траву, и их съели левонтьевские
ребята; потом он послушался
Саньки и натолкал туда травы,
затем крал калачи,
чтобы
задобрить Саньку. Вечером он не
нашел в себе силы признаться
бабушке о том, что он ее
и таким образом
обманул,
сделал обманщицей
саму
бабушку, которая чуть было не
— Как менялось настроение героя после
того, как он вернулся домой, и на
следующий день? Как это отразилось в речи и ее интонации, в поведении героя?
продала в городе туесок с травой
вместо ягод.
После возвращения домой
мальчик боялся, что бабушка
обнаружит его обман,
и
приготовился к наказанию. Когда
она решила везти ягоды прямо в
туеске, то у него отлегло от
сердца. Он выбежал гулять и
сообщил обо всем Саньке. Санька
стал шантажировать мальчика,
вымогать у него калачи. Мальчик
знал, что калачи нельзя брать без
разрешения бабушки, но украл
для Саньки три калача.
спокойно
Ночью мальчика стала
мучить совесть.
Он хотел
признаться во всем бабушке, но
пожалел ее будить,
решил
подождать до утра и с этой
мыслью
уснул.
Проснулся он, когда бабушка уже
уехала в город на базар. Мальчик
пошел к Левонтьевым. Он уже
снова восхищался Санькиной
дыркой в зубах и дал ему крючок,
лишь бы тот взял его на рыбалку.
Мальчик снова был радостным и
забыл про ночное раскаяние. Он
играл с детьми, затем, ближе к вечеру, он снова задумался над
тем, что будет, когда приплывет
бабушка. Ему стало жалко себя,
хотелось избежать наказания,
Санька заметил это и начал
опять дразнить мальчика,
подговаривая его спрятаться, как
будто он утонул. Но мальчик
нашел в себе силы сказать ему:
«Не буду так делать! И
слушаться тебя не буду!..»
Однако,
когда изза
поворота показалась лодка с
бабушкой, мальчик сбежал от
нее и опять нашел возможность
оттянуть объяснение. У дяди
Ваниного дома дети играли в
лапту. Мальчик ввязался в игру и
снова отложил встречу с
бабушкой. Он понимал, что
виноват, и вел себя трусливо.
Дети обычно отвечают, что ночью
перед поездкой бабушки в город.
Бабушка купила внуку
пряник конем, потому что она
понимала, что ребенка подучили
и хотела
поступить плохо,
противопоставить
злому
поступку понимание, доброту и
— В каком эпизоде больше всего
ощущается сожаление
героя о
совершенном поступке?
— Почему же всетаки бабушка купила
внуку пряник конем?
— Как выполнила бабушка обещание
взять левонтьевских «в оборот»? — Какие жизненные уроки извлек герой
из этой истории?
прощение.
Дедушка стал брать
Саньку Левонтьева с собой на
заимку и учить его работать, а
бабушка «взяла шефство» над
Танькой. Бабушка и дедушка
пытались влиять на Левонтьевых
не с помощью зла и крика, а с
помощью деятельной доброты.
4
Стадия
получения
нового навыка и
его закрепление
15 мин
Класс делится на 2 группы и составляют
цитатный план
1 группа: САНЬКА ЛЕВОНТЬЕВ
2 группа: КАТЕРИНА ПЕТРОВНА
Обсуждение
Санька Левонтьев
Цитатный план (вариант)
1) «— Санька тоже пожрал, так ничегоо
оо...»
2) «Санька взвыл, кинулся на старшого».
3) «Вскоре братья Левонтьевы както
незаметно помирились...»
4) «...Санька был вреднее и злее всех
левонтьевских ребят».
прощения
Герой извлек из этой
истории главный урок: урок
доброты,
и
милосердия. Воплощением урока
стал пряник, который бабушка
купила внуку, несмотря на обман:
конь с розовой гривой.
Слушают учителя.
Обдумывают ответы на вопросы,
совещаются
партнером,
составляют цитатный план
с
его
Предметные:
овладевают навыками
анализа
художественного
текста,
композиции.
Регулятивные:
определяют
цели
предстоящей учебной
оценивают
работы,
свой
уровень
владения
материалом.
Познавательные: 5) «Дальше всех в пещеру забежал
Санька».
6) «Санька свистнул, заорал, поддавая
нам жару».
7) «— Знаешь че? — поговорив с
братанами, вернулся ко мне Санька. —
Ты в туес травы натолкай, а сверху
ягод — и готово дело!..»
8) «—
расскажу».
9) «Санька собирался на рыбалку и
распутывал леску».
10) «...Санька командовал напропалую».
11) «Санька вздел на палочки рыб и начал
их жарить».
12) «— Ништяк! —
Санька. — Не ходи домой, и все!..»
Катерина Петровна
...Принеси калач,
тогда не
меня
утешил
Цитатный план (вариант)
1) «— Наберешь туесок. Я повезу свои
ягоды в город, твои тоже продам и куплю
тебе пряник».
2) «Бабушка считала обстоятельно и
долго, разглядывая каждый рубль».
3) «Бабушка знает все мои повадки».
4) «Снизу доносилось трудное дыхание
бабушки».
5) «А бабушка только кричит да нетнет и
поддаст — у нее не задержится».
6) «И тут я увидел сидящего на беседке
владеют приёмами
отбора
и
систематизации
материала
под
определённую задачу;
самостоятельно
делают выводы путем
анализа примеров.
Коммуникативные
: излагают свободно и
правильно
свои
мысли в устной
форме,
аргументируют свою
точку
зрения;
оценивают речевые
высказывания с точки
зрения содержания,
учатся
взаимодействию в
группе. еще одного человека. Полушалок на
голове, концы его пропущены под мышки,
крестнакрест завязаны на спине».
7) «— Своих вечно потачил! — шумела
бабушка. — Теперь этому! А он уже
мошенничает!»
8) «— А мойто малойто!.. Чего
утворил!..»
9) «Долго бабушка обличала меня и
срамила».
10) «— Бери, бери, чего смотришь?
Глядишь, зато еще когда обманешь
бабушку...»
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
читали,
Итак, мы с вами на протяжении двух
уроков слушали,
разбирали
(анализировали) рассказ «Конь с розовой
гривой». Теперь мне нужно узнать,
насколько хорошо вы усвоили материал.
Для этого напишем небольшой итоговый
тест (ПРИЛОЖЕНИЕ).
5 Физминутка
2 мин
6
Закрепление
полученных
знаний, проверка
10 мин
Слушают, выполняют действия по
мере прослушивания текста,
восстанавливаются.
Слушают учителя.
Самостоятельно работают над
тестом.
Предметные:
закрепляют
полученные знания об
анализируемом
произведении,
а
также простейшие
навыки
интерпретации
художественного
текста. нет
Познавательные:
применяют
знания.
новые
свой
владения
Регулятивные:
оценивают
уровень
материалом.
Коммуникативные
: излагают свободно и
правильно
свои
мысли в устной
форме,
оценивают речевые
высказывания с точки
зрения содержания.
7
Стадия
рефлексии,
подведение
итогов урока
3 мин
в
ли
— Совпадают
рассказе
последовательность событий сюжета и
композиция?
— Почему автор поместил рассказ о
семье Левонтьевых не в начале, а после
того, как читатели узнали, что Митя
должен пойти на увал с левонтьевскими
ребятишками?
План фабулы рассказа
1) Бабушка велела сходить на увал за
земляникой.
2) Поход за ягодами.
3) Обман.
4) Калачи для Саньки.
5) Ночные сожаления.
6) Рыбалка.
7) Бегство от бабушки.
8) Ночь в кладовке.
9) Слезы.
10) Прощение. Пряник конем.
Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Д/з. Подготовиться к контрольному
классному сочинению по рассказу В.П.
Астафьева «Конь с розовой гривой».
Записывают д/з в
дневник Итоговая работа по рассказу В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”
1. О чем мечтали все деревенские мальчишки?
а) о прянике; б) об игрушечном коне; в) о настоящем коне.
2. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник?
а) уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды.
3. Изза чего поссорились левонтьевские ребятишки?
1) старшему брату досталась плохая полянка;
2) Танька раскапризничалась;
3) Санька с Танькой ягоды съедали сразу;
4) Санька обозвал «старшого».
4. Что «просил» шантажом у главного героя его лучший друг?
а) калач; б) булку; в) шаньгу.
5. С каким предметом не ходят в лес по ягоды?
а) корзинка; б) ведерко; в) туесок; г) сумка.
6. На какой реке происходит действие рассказа?
а) Енисей; б) Киренга; в) Ангара.
7. С кем сравнивает себя внук после кражи и обмана?
а) с мошенником; б) с дьяволом; в) с преступником.
8. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил бабушку;
б) решил, что всё обойдётся;
в) поддался на уговоры деревенских ребят;
г) не хотел собирать землянику.
9. Какое изобразительновыразительное средство использовано в заглавии рассказа?
1) метафора; 2) эпитет; 3) сравнение
10. Что такое «яр» в рассказе?
1)
поляна; 2) лес; 3) крутой край оврага
11. Что обозначает диалектное сибирское слово «туесок»?
12. Кто является повествователем в рассказе?
1) Бабушка;
2)
3)
4)
повествователь – мальчик, рассказывающий о своих приключениях;
повествователь – взрослый, вспоминающий о своём детстве;
дядя Левонтий
13. Чей это портрет? Запишите имя.
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, ...
был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.»
14.
Как Вы думаете, почему автор назвал рассказ «Конь с розовой гривой»?
(не меньше 3 предложений)
Итоговая работа по рассказу В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”
1. О чем мечтали все деревенские мальчишки?
а) о прянике; б) об игрушечном коне; в) о настоящем коне.
2. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник?
а) уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды.
3. Изза чего поссорились левонтьевские ребятишки?
1) старшему брату досталась плохая полянка;
2) Танька раскапризничалась;
3) Санька с Танькой ягоды съедали сразу;
4) Санька обозвал «старшого».
4. Что «просил» шантажом у главного героя его лучший друг?
а) калач; б) булку; в) шаньгу.
5. С каким предметом не ходят в лес по ягоды?
а) корзинка; б) ведерко; в) туесок; г) сумка.
6. На какой реке происходит действие рассказа?
а) Енисей; б) Киренга; в) Ангара.
7. С кем сравнивает себя внук после кражи и обмана?
а) с мошенником; б) с дьяволом; в) с преступником.
8. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил бабушку;
б) решил, что всё обойдётся;
в) поддался на уговоры деревенских ребят;
г) не хотел собирать землянику.
9. Какое изобразительновыразительное средство использовано в заглавии рассказа?
2) метафора; 2) эпитет; 3) сравнение
10. Что такое «яр» в рассказе?
2)
поляна; 2) лес; 3) крутой край оврага
11. Что обозначает диалектное сибирское слово «туесок»?
12. Кто является повествователем в рассказе? 5) Бабушка;
6)
7)
8)
повествователь – мальчик, рассказывающий о своих приключениях;
повествователь – взрослый, вспоминающий о своём детстве;
дядя Левонтий
13. Чей это портрет? Запишите имя.
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, ...
был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.»
15.
Как Вы думаете, почему автор назвал рассказ «Конь с розовой гривой»?
(не меньше 3 предложений)
№ п/п
ЭПИЗОД
ПОЛОЖИТЕЛЬНО
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
Таблицахарактеристика эпизода.
Е
( + )
( )
Левонтьевское семейство.
За земляникой (пряник конем).
В лесу.
Ссора.
1.
2.
3.
4.
5. Жалко ягод.
6. Шалости на реке.
7.
8.
9.
10.
11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
12. Обман раскрыт.
13.
14. Дивный конь с розовой гривой.
15. Урок на всю жизнь.
ВЫВОД
Санька советует обмануть бабушку.
Кража калача.
Бабушка уезжает на рынок.
Рыбалка.
Бабушка простила.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.