Технологическая карта урока родного языка
разработана Шевыревой М.В.
Класс: 5
Тема урока: Язык как зеркало национальной культуры.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока
обучающие: объяснить учащимся, что родной язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о родном языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
развивающие: дать понятие о месте родного языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
Технологии обучения
- здоровьесбережение;
- проблемного обучения;
- развивающего обучения;
- поэтапного формирования умственных действий
Метапредметные связи:литература, история, изобразительное искусство.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Оборудование: учебник, медиапроектор, компьютер, шаблоны солнышка, презентация.
План проведения урока:
1. Организационный момент.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
|||||
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. -Здравствуйте! На столах у вас чистый лист бумаги, цветными карандашами отразите свое настроение на одной части листа. Пожалуйста, поднимите свои листы.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Поднимают листы и демонстрируют своё настроение. |
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.
|
|||
II.Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. |
|||||
Проблема: Как вы думаете, для чего же человеку нужен язык? 1. Язык позволяет людям думать Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». 2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. 3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте
|
Дают ответ. ( слайд №1 многозначность слова «язык»)
(Слайд 2. «Самая большая ценность народа-его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д. С. Лихачев.) .
|
Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку. |
|||
III.Проблемное объяснение нового знания.Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.
Работа с пословицами о русском языке.Язык до Киева доведет. Мал язык- да всем телом владеет. Живое слово дороже мертвой буквы. ( Работа в группах). ( Слайд5) |
|||||
IV.Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию |
|||||
V. Работа по учебнику. 3.Выполнение упражнения . 2) Игра «Кто подберет больше многозначных слов?».
6.Закрепление. Вернемся к нашей проблеме (для чего же человеку нужен язык?).
|
Объясняют значение слова.
Дети анализируют, сопоставляют фонетические и орфографические особенности многозначных слов. Проверяют и оценивают. ( работа в парах).
Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова. Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП. Оценивают свою работу.
Фронтальная работа. Ответы детей. |
Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
|
|||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Послушайте высказывание Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».
На столах у вас лист бумаги, на котором вы показали настроение на начало урока, а сейчас во второй части листа изобразите свое настроение на данный момент. Поднимите листы.
|
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф..( Слайд)
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Высказывание учащихся.
Вывод учителя. |
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
|
|||
VI. Комментирование домашнего задания. |
|||||
Дома: параграф 2. упражнение 8 (письменно); Подобрать высказывания о родном языке. Выучить наизусть то высказывание, которое понравилось. (На выбор одно из заданий). |
Записывают домашнее задание. |
Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.