Язык как зеркало национальной культуры
Оценка 4.9

Язык как зеркало национальной культуры

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл—5 кл
14.06.2023
Язык как зеркало национальной культуры
родной русский язык
Язык как зеркало национальной культуры.doc

Технологическая карта урока родного языка

разработана Шевыревой М.В.

Класс:  5

Тема урока: Язык как зеркало национальной культуры.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока

обучающие: объяснить учащимся, что родной язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о родном языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: дать понятие о месте родного языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы.

 воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку,  формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

 

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Технологии обучения

- здоровьесбережение;

- проблемного обучения;

- развивающего обучения;

- поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи:литература, история, изобразительное искусство.

Метапредметные  умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

Оборудование: учебник, медиапроектор, компьютер, шаблоны солнышка, презентация.

План проведения урока:

1.      Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.
  2. Проблемное объяснение нового знания.
  3. Первичное закрепление.
  4. Итог урока (рефлексия).
  5. Домашнее задание

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Здравствуйте! На столах у вас чистый лист бумаги, цветными карандашами отразите свое настроение на одной части листа. Пожалуйста, поднимите свои листы.

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Поднимают листы и демонстрируют своё настроение.

Личностные УУД: формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУДвзаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

 

II.Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Проблема:

Как вы думаете, для чего же человеку нужен язык?

1.      Язык позволяет людям думать

Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?».

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком.

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

 

 

 

 Дают ответ. ( слайд №1 многозначность слова «язык»)

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 2. «Самая большая ценность народа-его язык.

Язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Д. С. Лихачев.)

.                                                                                                                          

 

 

Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо­собы выхода из этой ситуации.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

 Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку.

III.Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.

 

3.Беседа о родном языке.

-Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

На Земле насчитывается более 2 тысяч языков.

На 40 наиболее распространенных языках разговаривают примерно 2-3 населения Земли

Работа с учебником. (упр.6) Выводы

Все языки отличаются друг от друга!

Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки

Работа с учебником (упр. 7). Работа в парах

 

 

 

Слушают, работают с учебником.

Сопоставляют примеры. Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4. «Национальные костюмы и звучание некоторых слов( речь – мать – отец)

 

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов

 

Работа с пословицами о русском языке.

Язык до Киева доведет.

Мал язык- да всем телом владеет.

Живое слово дороже мертвой буквы.

( Работа в группах). ( Слайд5)

IV.Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

V. Работа по учебнику.

3.Выполнение упражнения .

2) Игра «Кто подберет больше многозначных слов?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Закрепление.

 Вернемся к нашей проблеме (для чего же человеку нужен язык?).

 

 

 

 

 

Объясняют значение слова.

 

Дети анализируют, сопоставляют фонетические и орфографические особенности многозначных слов.

Проверяют и оценивают. ( работа в парах).

 

Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова.

Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП.

Оценивают свою работу.

 

 

Фронтальная работа.

Ответы детей.

Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие;

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Послушайте высказывание Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

 

 

 

 

 

 

На столах у вас лист бумаги, на котором вы показали настроение на начало урока, а сейчас во второй части листа изобразите свое настроение на данный момент. Поднимите листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы на вопросы

 

 

Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф..( Слайд)

 

 

 

 

Анализируют работу на уроке через самооценку.

 

Высказывание учащихся.

 

 

 

 

 

Вывод учителя.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома: параграф 2. упражнение 8 (письменно);

Подобрать высказывания  о  родном  языке.  Выучить  наизусть  то высказывание, которое  понравилось.

(На выбор  одно из заданий).

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.

 

 


Технологическая карта урока родного языка разработана

Технологическая карта урока родного языка разработана

Пожалуйста, поднимите свои листы

Пожалуйста, поднимите свои листы

III .Проблемное объяснение нового знания

III .Проблемное объяснение нового знания

Работа в группах). ( Слайд5)

Работа в группах). ( Слайд5)

Объясняют значение слова.

Объясняют значение слова.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2023