Язык и человек. Язык и речь.
Оценка 4.9

Язык и человек. Язык и речь.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
10.11.2018
Язык и человек. Язык и речь.
Урок русского языка в 5 классе позволяет раскрыть учащимся функции языка в жизни человека, общества, показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение, воспитывает уважительное отношение к родному языку, гордость за него, способствует развитию логического мышления.Язык и чело¬век. Язык и речь. Цели Образовательные: раскрыть учащимся функции языка в жизни человека, общества, показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение; познакомить с учебником, по которому они будут изучать язык. Развивающие: развитие логического мышления Воспитательные: воспитать уважительное отношение к родному языку, гордость за него
Язык и чело¬век. Язык и речь..docx
Урок  № 1 __5__ класс                                        Язык и человек. Язык и речь. Цели Образовательные: раскрыть учащимся функции языка в жизни человека,  общества,  показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную  функцию – общение; познакомить с учебником, по которому они будут  изучать язык. Развивающие: развитие логического мышления    воспитать уважительное отношение к Воспитательные: родному языку, гордость за него Оборудование:  учебник «Русский язык. 5 класс» ­ авторы М.Т.Баранов, Т.А.  Ладыженская и др.; раздаточные материалы (рабочие листы), мультимедийная презентация учебник «Русский язык. 5 класс» - авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и мультимедийная презента Ход урока  I. II. Оргмомент. Актуализация новой темы. 1. Знакомство учителя с классом. Учитель рассказывает о себе, отвечает на вопросы учеников. Вопросы классу: — Как вы провели каникулы? Где побывали? — Чем любите заниматься в свободное время? — Какие книги прочитали летом? Подведение итогов беседы.   ­ Благодаря чему получилось общение?  2. Мотивация (создание проблемной ситуации)  ­Ребята, давайте обратимся к тексту стихотворения А.Усачева  (рабочий лист. Задание 1.)  (учитель читает стихотворение А.Усачева «Великий могучий  русский язык»)  Великий могучий русский  Язык показал я французу,  А он показал – французский,   Великий могучий русский язык А я дал месье по пузу.  (А. Усачёв) Великий могучий русский Язык показал я французу, А он показал – французский, А я дал месье по пузу. Мы в бой с ним вступили близкий, Катались, вопили, рычали… Но тут показал нам английский Нахальный один англичанин. Тогда мы с французом встали И два языка показали. Он сразу полез с нами в драку, И в боксе он был неслабым: Мы с ним показали поляку, Китайцу и двум араб. С трудом нас подняли прохожие… И поняли мы, дураки: Какие у нас похожие Великие языки!  В книге «Слово о словах» известный писатель Л Успенский говорит так:  «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди,  общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…Не  случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один  на другой, ­ мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать  собеседника – издавна именуются одним и тем же словом» ­Какое же это слово? (язык) 3. отгадать загадки о языке 1)Если б не было его, Не  сказал бы ничего (язык) 2)Не на меру, не на вес,  А при всяком есть? (речь) 3)Рыжий жеребец в березовом осторожье ржет и хохочет, выскочить не  может. (зубы и язык) 4)Всему название дано –  И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным ­  полно,  А безымянных нету! И все, что может видеть глаз, ­  Над нами и под нами, ­  И все, что в памяти у нас, ­  Означено… (словами) 5)В темном подвале лежит мокрый теленок, все время ворочается, а встать не  может. (язык) 4. соотнести части пословиц о языке 1.От приветливых слов                          красно и слушать 2.Слово не воробей:                               язык не отсохнет 3.Красную речь                                      вылетит – не поймаешь 4.Бойся вышнего                                   не сколотишь и сапога 5.Без русского языка                            не говори лишнего 5. Слово учителя.    ­ Что такое (язык)? Для чего нужен (язык)???   (на доске записаны вопросы без ключевых слов, которые должны найти ребята в ходе беседы) Средство общения — язык, это весь запас слов и законы их изменения и   соединения.  Язык  создан   народом   для   выражения   мыслей,   чувств, пожеланий   и   принадлежит   всему   народу.   Пословица   гласит:   «Слово   дано человеку, животным — немота». Известно много случаев, когда дети росли среди животных: овец, обезьян, волков. Они блеяли, визжали, кричали, выли, но не говорили ни на одном из языков. Мало того, попав к людям, они так и не смогли   заговорить.   Почему   так   произошло?   Попробуйте   ответить   на   этот вопрос, прочитав текст Льва Успенского (упр. 1) — Какие абзацы текста особенно важны  для понимания роли языка в жизни человека? (Предпоследний и последний.) Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя  Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В  жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных,  то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две  девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не  умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали  на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы  жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и  делать то, что умеет ребенок уже в 4 года. ­ О чем текст? Озаглавьте его. ­Найдите предложение, которое передает главную мысль. ­Почему такие дети не умели разговаривать, когда попадали в человеческое  общество? ­_Как этот текст отражает тему нашего урока? Докажите свою точку зрения. С трудом нас подняли прохожие… И поняли мы, дураки: Какие у нас похожие Великие языки! Тогда мы с французом встали И два языка показали. Он сразу полез с нами в драку, И в боксе он был неслабым: Мы с ним показали поляку, Китайцу и двум араб С трудом нас подняли прохожие… И поняли мы, дураки: Какие у нас похожие Великие 6. Прочитайте про себя, а затем вслух текст упражнения 3. — Каковы функции языка? 7. Знакомство с учебником. Работа с терминами. В мир языка вас поведёт учебник. — Прочитайте фамилии авторов и научного редактора учебника. — Прочитайте на титульной странице, кому предназначен учебник. В книге два  форзаца  — двойных листа, которые соединяют крышку переплета  с книгой. Рассмотрите их. Вы узнаете, какие орфографические и пунктуационные правила изучите в 5 классе. — Рассмотрите условные обозначения на стр. 3. — Какая полезная информация помещена в Приложении (стр. 169) Физкультминутка Ребята, представьте, что у вас в ладошках находится мячик: большой, или  средний, или маленький. А теперь попытайтесь перекатить воображаемый  мячик в руках. Для этого делаем движения, напоминающие полет мячика в  разные стороны: вправо, влево, вперед. Молодцы, хорошо справились Ребята, представьте, что у вас в ладошках находится мячик: большой, или средний, или маленький. А теперь попытайтесь перекатить воображаемый мячик в руках. Для этого делаем движения, напоминающие полет мячика в разные стороны: вправо, влево, вперед. Молодцы, хорошо 8. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон») ­Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон». Я взял трубку. ­Алло! ­Алло! ­Слышно? ­Слышно! ­…Давай разговаривать. ­Давай, ­ говорю. – А о чем разговаривать? ­Ну, о чем… О чем­нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда? ­Правда. ­Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда? ­Правда. ­Ну? ­Что «ну"? ­Чего же ты не разговариваешь? ­А ты почему не разговариваешь? ­Да я не знаю, о чем разговаривать, ­ говорит Мишка. Это всегда так бывает:  когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо  разговаривать, так разговариваешь… Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор? ­Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения?  (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать  потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и  тем же языком) ­Какое условие речевого общения отсутствовало? 9.  Игра «Лови ошибку». Ученик 5 класса  Ваня Ошибкин  за лето кое­что подзабыл и допустил в своём ответе   5   ошибок…Помогите   Ване   разобраться,   поймайте   его   ошибки   и помогите их исправить. ­В русском языке  три  части речи: существительное, прилагательное  и   глагол. Самым  главным  из них является глагол, потому что он называет   предмет  и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?  К глаголу  относится прилагательное, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое?.                 Рефлексия (подведение итогов урока) ­Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? ­Что нового вы сегодня узнали? (Ответ начните со слов: На уроке я узнал…) ­Чему научились? ­Кто испытывал трудности на уроке? (см. количество ??? на полях) ­С чем они были связаны? ­Над чем еще нужно поработать? ­Оцените свой уровень (смайлики) 1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении  практических заданий 2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении  практических заданий  3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднению при выполнении  практических заданий                      Оценивание ­Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке, кого вы можете  оценить? (учитель выставляет оценки этим учащимся после проверки их  рабочих листов) Домашнее задание: упражнение 3.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и человек. Язык и речь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018