«Язык в речевом общении»(программа элективного курса по русскому языку в 10 классе)
Оценка 4.9

«Язык в речевом общении»(программа элективного курса по русскому языку в 10 классе)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
10 кл
11.01.2017
«Язык в речевом общении»(программа элективного курса по русскому языку в 10 классе)
элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать его проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность. Цель курса – научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых образований.Программа элективного курса
Язык в речевом общении.doc

«Язык в речевом общении»

(Программа курса для 10 класса)

Пояснительная записка

            Программа курса (51 час) рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к выпускным экзаменам.

            Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем из ряда возможных  то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно передать мысль. Что понимание речи – это тоже активная работа, требующая мобилизации многочисленных знаний и сведений, и лишь благодаря этому некий набор звуков превращается в осмысленное высказывание.

Кроме этого, элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать ребенка проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность.

 Цель курса – научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых образований.

Задачи курса:

·        Научить осознавать то, что обеспечивает полноценное общение

·        Научить задумываться над ролью отдельных языковых средств, которые помогают передать и уловить тончайшие оттенки смысла.

·        Обобщить  изученный материал (правила орфоэпии, орфографии, пунктуации).

 

Содержание курса

Речевой этикет

Общие правила и законы речевого общения, формы вежливости, роль жестов и мимики. Этот материал формирует представление об исторической изменчивости речевого этикета, о стилистическом разнообразии средств общения, об их уместности в разных сферах общения и в разных возрастных и социальных группах. Школьники узнают о разнообразных формах речевого этикета, закрепившихся в языках разных народов мира.

 

Устная речь

Роль литературного произношения в передаче смысла, историческое становление норм произношения, вариативность, зависимость значений слов и форм ударения. В данном разделе показывается, что искажения в произношении и ударении, так же, как и употребление диалектных форм, могут привести к искажению смысла и непониманию. Анализ орфоэпических норм сопровождается выявлением связанных с ними орфографических трудностей, тем самым смысл, произношение и написание предстают во взаимной зависимости. Учащиеся смогут выяснить, как с помощью интонации придать высказыванию различные смысловые оттенки смысла, познакомятся с ролью пауз, логического ударения, мелодики в смысловой, грамматической и эмоциональной организации речи.

 

Письменная речь

Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению. Здесь рассматриваются черты, присущие именно письменной речи, большое внимание уделено систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных знаний и соответствующих им навыков. Дается представление о разделах орфографии и пунктуации, раскрываются принципы написания и систематизируются знаки препинания по выполняемой им функции.

Тематика занятий

Речевой этикет

1. Нужны ли правила речевого поведения?

2. Умеем ли пользоваться формулами вежливости?

3. Как обратиться к собеседнику?

4. О чем расскажут мимика и жесты?

Устная речь

Нужны ли орфоэпические правила?

5.Знаем ли мы правила литературного произношения?

6. В чем особенности словесного ударения в русском языке?

7. Помогает ли интонация выражать смысл речи?

8. Логическое ударение. Пауза. Мелодика речи.

9. Интонация, пунктуация и орфография.

Письменная речь

10 . Для чего нужны орфографические правила? Принципы русской орфографии.

11.Написание ь после шипящих на конце слова. Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы. О – ё после шипящих.

12-14. Деепричастный оборот. Написание не с любыми словами. Не с определенными частями речи. Написание и - ы после ц.

15-18. Причастный оборот. Н – нн в полных прилагательных и причастиях. Отрицательные местоимения и наречия.

19-21. Различение не и ни в предложении. Обособленные определения и приложения. Корни с чередованием.

22-23. Правописание приставок.

24-26. Вводные слова, словосочетания, предложения. Орфограммы на стыке приставки и корня.

27-29. Выделение вводных предложений скобками и тире.

30-32. Конструкции с союзом и. Междометия. Слова-предложения да, нет. Обращение.

 33-34.Правописание суффиксов.

35-37. Прямая речь. Гласные н – нн в суффиксах причастий.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

38-39. Тире в простом и сложном предложении.

Правописание окончаний.

40-42. Написание через дефис приставок по-, в-(во-) в приставочно-суффиксальных сочетаниях по- - -ому(-ему), ии; в-(во- - -ых, -их. Слитное и дефисное написание корня пол-.

43. Двоеточие в сложном предложении. Правописание сложных слов.

44. Дефисное написание –то, -либо, -нибудь, кое- в неопределенных местоимениях и наречиях.

45. Отличие созвучных форм слов. Раздельное написание наречных сочетаний, образованных от существительных.

46.Конструкции с союзом как (точно, будто, словно)

47. Правописание производных предлогов.

48. Причастие и отглагольное прилагательное.

49. Глаголы с приставкой недо-. Глаголы с отрицанием не и приставкой до-.

50. Наречие на –о, -е. Точка с запятой.

51. Итоговое занятие.

 

 

Литература:

 

 

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. - Санкт-Петербург: Тригон, 2007г.

 

 

 

2. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова.- М.,2000г.

 

 

 

 

 

3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.- М.,1999.

 

 

 

 

 

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М.,20011.

 

 

 

5. Громцева С.Н. Поиск новых путей. Из опыта работы.- М.,1990.

 

 

 

 

 

6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.,2002 г

 

 

 

 

7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.- М., 1995.

 

 

 

 

 

 

8. Львова С.И. Язык в речевом общении - М., 2005 г

 

 

 

 

 

 

9. Никерова А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.- М., 1995.

 

 

 

 

 

 

10. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам  по русскому языку.-

 Москва: Вербум - М, 2003.

11. Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993.

12. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку.- М.,2005.

 

 

 

13. Фролова Т.Я. Скоро экзамен по русскому языку? Без паники… // РЯШ.

 - 2004. - №1, 3, 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Язык в речевом общении» (Программа курса для 10 класса)

Язык в речевом общении» (Программа курса для 10 класса)

Письменная речь Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению

Письменная речь Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению

Тире в простом и сложном предложении

Тире в простом и сложном предложении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017