«Язык в речевом общении»
(Программа курса для 10 класса)
Пояснительная записка
Программа курса (51 час) рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к выпускным экзаменам.
Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем из ряда возможных то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно передать мысль. Что понимание речи – это тоже активная работа, требующая мобилизации многочисленных знаний и сведений, и лишь благодаря этому некий набор звуков превращается в осмысленное высказывание.
Кроме этого, элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать ребенка проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность.
Цель курса – научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых образований.
Задачи курса:
· Научить осознавать то, что обеспечивает полноценное общение
· Научить задумываться над ролью отдельных языковых средств, которые помогают передать и уловить тончайшие оттенки смысла.
· Обобщить изученный материал (правила орфоэпии, орфографии, пунктуации).
Содержание курса
Речевой этикет
Общие правила и законы речевого общения, формы вежливости, роль жестов и мимики. Этот материал формирует представление об исторической изменчивости речевого этикета, о стилистическом разнообразии средств общения, об их уместности в разных сферах общения и в разных возрастных и социальных группах. Школьники узнают о разнообразных формах речевого этикета, закрепившихся в языках разных народов мира.
Устная речь
Роль литературного произношения в передаче смысла, историческое становление норм произношения, вариативность, зависимость значений слов и форм ударения. В данном разделе показывается, что искажения в произношении и ударении, так же, как и употребление диалектных форм, могут привести к искажению смысла и непониманию. Анализ орфоэпических норм сопровождается выявлением связанных с ними орфографических трудностей, тем самым смысл, произношение и написание предстают во взаимной зависимости. Учащиеся смогут выяснить, как с помощью интонации придать высказыванию различные смысловые оттенки смысла, познакомятся с ролью пауз, логического ударения, мелодики в смысловой, грамматической и эмоциональной организации речи.
Письменная речь
Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению. Здесь рассматриваются черты, присущие именно письменной речи, большое внимание уделено систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных знаний и соответствующих им навыков. Дается представление о разделах орфографии и пунктуации, раскрываются принципы написания и систематизируются знаки препинания по выполняемой им функции.
Тематика занятий
Речевой этикет
1. Нужны ли правила речевого поведения?
2. Умеем ли пользоваться формулами вежливости?
3. Как обратиться к собеседнику?
4. О чем расскажут мимика и жесты?
Устная речь
Нужны ли орфоэпические правила?
5.Знаем ли мы правила литературного произношения?
6. В чем особенности словесного ударения в русском языке?
7. Помогает ли интонация выражать смысл речи?
8. Логическое ударение. Пауза. Мелодика речи.
9. Интонация, пунктуация и орфография.
Письменная речь
10 . Для чего нужны орфографические правила? Принципы русской орфографии.
11.Написание ь после шипящих на конце слова. Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы. О – ё после шипящих.
12-14. Деепричастный оборот. Написание не с любыми словами. Не с определенными частями речи. Написание и - ы после ц.
15-18. Причастный оборот. Н – нн в полных прилагательных и причастиях. Отрицательные местоимения и наречия.
19-21. Различение не и ни в предложении. Обособленные определения и приложения. Корни с чередованием.
22-23. Правописание приставок.
24-26. Вводные слова, словосочетания, предложения. Орфограммы на стыке приставки и корня.
27-29. Выделение вводных предложений скобками и тире.
30-32. Конструкции с союзом и. Междометия. Слова-предложения да, нет. Обращение.
33-34.Правописание суффиксов.
35-37. Прямая речь. Гласные н – нн в суффиксах причастий.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
38-39. Тире в простом и сложном предложении.
Правописание окончаний.
40-42. Написание через дефис приставок по-, в-(во-) в приставочно-суффиксальных сочетаниях по- - -ому(-ему), ии; в-(во- - -ых, -их. Слитное и дефисное написание корня пол-.
43. Двоеточие в сложном предложении. Правописание сложных слов.
44. Дефисное написание –то, -либо, -нибудь, кое- в неопределенных местоимениях и наречиях.
45. Отличие созвучных форм слов. Раздельное написание наречных сочетаний, образованных от существительных.
46.Конструкции с союзом как (точно, будто, словно)
47. Правописание производных предлогов.
48. Причастие и отглагольное прилагательное.
49. Глаголы с приставкой недо-. Глаголы с отрицанием не и приставкой до-.
50. Наречие на –о, -е. Точка с запятой.
51. Итоговое занятие.
Литература:
|
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. - Санкт-Петербург: Тригон, 2007г. |
|
|
|||
|
2. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова.- М.,2000г. |
|
|
|
|
|
|
3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.- М.,1999. |
|
|
|
|
|
|
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М.,20011. |
|
|
|||
|
5. Громцева С.Н. Поиск новых путей. Из опыта работы.- М.,1990. |
|
|
|
|
|
|
6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.,2002 г |
|
|
|
||
|
7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.- М., 1995. |
|
|
|
|
|
|
8. Львова С.И. Язык в речевом общении - М., 2005 г |
|
|
|
|
|
|
9. Никерова А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.- М., 1995. |
|
|
|
|
|
|
10. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку.- Москва: Вербум - М, 2003. 11. Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993. 12. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку.- М.,2005. |
|
|
|||
|
13. Фролова Т.Я. Скоро экзамен по русскому языку? Без паники… // РЯШ. - 2004. - №1, 3, 5. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.