Песочная терапия
в детском саду
Педагог – психолог
Юдина О.Н.
МАГНИТ…
КОТОРЫЕ,
САМЫМ
ЧЕЛОВЕКА
ОН ОБЛАДАЕТ УНИКАЛЬНЫМ
СВОЙСТВОМ -
ЗАЗЕМЛЯТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ,
СЛОВНО «УХОДЯ СКВОЗЬ ПЕСОК», ТЕМ
ГАРМОНИЗИРУЕТ СОСТОЯНИЕ
И АКТИВИЗИРУЕТ РЕСУРСЫ
САМОИСЦЕЛЕНИЯ.
Развитие эмоциональноличностной и познавательной
сферы ребенка с использованием игр с песком.
Цель занятий по
песочной терапии:
Зада
чи:1.
обеспечению
психологического благополучия и здоровья
детей,
психофизического
напряжения,
эмоционального
состояния.
Способствовать
стабилизации
процессы
(восприятие, внимание, память, логическое
мышление), используя нестандартные методы,
приемы и средства обучения.
психические
снижению
3. Пробуждать речевую активность, делиться
впечатлениями и переживаниями,
своими
обогащать словарный запас.
4. Развивать фантазию и воображение,
2.
Развивать
творческие способности.
5. Совершенствовать навыки позитивной
коммуникации,
умение
ребенка вступать в разговор, поддерживать
сотрудничества,
Противопоказания
к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих
случаях:
• С очень высоким уровнем тревожности.
• С неврозом навязчивых состояний.
• С аллергией на пыль и мелкие частицы.
• Легочные заболевания.
• Кожные заболевания и порезы на руках.
• Эпилепсия или шизофрения.
Требования к песку для песочницы
• Песок для детской песочницы должен
быть сертифицированным.
• Его необходимо промыть, прокалить в
духовке или прокварцевать.
• Эту процедуру делают не реже одного раза
в 34 месяца.
• Желательно обновлять песок в песочнице
один раз в год.
Песочная фея просит тебя,
малыш:
1. Береги песчинки, не выбрасывай их из
песочницы. Если случайно песок всыпался,
покажи это взрослому, и он поможет вернуться
им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок
из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот,
или бросаются ими в других детей. Нельзя брать
песок в рот и бросать его в других людей.
3. В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой
игрушки есть свой дом).
4. Песок необходимо разравнять, чтобы он стал
чистым листом.
5. Песочная фея любит, когда у детей чистые
ручки и носики. Поиграл с песком помой
ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Для педагогов действуют три правила:
• Присоединение к ребенку.
• Искренняя заинтересованность событиями и
сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
• Строгое
общечеловеческой этике.
следование
профессиональной
и
Что нужно для игры в песок?
Песочница и
игрушки
Игрушки для песочной терапии:
• Человеческие
персонажи,
миниатюрные
статуэтки. Их можно
а можно
приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими
группами.
куклы,
подбирать
отдельно,
• Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза».
Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные.
• Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики,
флаконы изпод духов и туалетной воды, коробочки изпод
кремов.
• Сказочные персонажи добрые и злые.
• Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
• Украшения, сувениры.
• Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные
сучки деревьев.
Все эти сокровища
должны храниться в
определенном месте,
как бы жить в своем
домике.
Что ещё может пригодиться
Структура
занятия:
1. Ритуал вхождения в песочный мир
(сенсорная стимуляция: правила игр на
песке, формулировка темы занятия,
демонстрация песочницы и игрушек)
2. Основная часть занятия (новая игра,
упражнение в соответствии с задачами
занятия)
3.
построение песочной композиции (мира)
4. Ритуал выхода из песочного мира
(Рефлексия занятия итоги, выводы).
Релаксационное
упражнение
и
развивающие (познавательные)
игры на песке
Цель
расширение представлений ребенка об
окружающем мире «проигрывание» разнообразных
жизненных ситуаций
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ
Цель коррекция эмоциональноволевых нарушений
(гиперактивности, агрессивности, тревожности)
Дети учатся:
• Выражать свой внутренний мир здесь и сейчас, не боясь
осуждения.
• Осознавать свои эмоции и чувства, открыто говорить о них.
• Понимать и контролировать свои желания и поведение.
• Быть более уверенным в себе.
Каждое из занятий включает в себя:
игры на развитие внимания,
контроля за импульсивностью и
управление двигательной
активностью,
психогимнастические и телесно
ориентированные упражнения.
Психопрофилактические игры
Цель снятие психоэмоционального и
мышечного напряжения.
1. Рисование на песке
5. Создание Волшебного
круга на песке с
использованием мелких
предметов (ракушки,
бусинки, фасоль),
разноцветного и
разнофактурного песка
дыханием через трубочку
для коктейля
2. Рисование на очень
мокром песке
заостренным тонким
предметом
3. Пересыпание песка из
разных емкостей
4. Строительство замков из
очень мокрого песка
Наблюдение:
• Как дети работают в группе?
• Как они общаются друг с
другом?
• Кто показывает себя, как
лидер?
• Кто идет ведомым?
• Кто играет обособленно?
• Кто занимает всю
территорию?
• Слышат ли дети друг друга?
• Могут ли самостоятельно
разрешить конфликт?
САМАЯ ЛУЧШАЯ
ИГРУШКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
–
КУЧКА ПЕСКА!
Игры с песком успокаивают и
расслабляют, положительно влияют
на эмоциональное самочувствие
детей.