Юные исследователи природы родного края
Оценка 5

Юные исследователи природы родного края

Оценка 5
Особые потребности +2
doc
биология +1
5 кл
03.02.2017
Юные исследователи природы родного края
Рабочая программа по краеведению для 5 класса "Юные исследователи природы родного края" рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Отличительной чертой нашего времени следует считать тенденцию к интеграции знаний. Наблюдается взаимопроникновение идей и методов различных наук в учебные предметы. И это понятно: ведь выход из углубляющегося экологического кризиса, решение любой серьезной проблемы требуют серьезного изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук. Поэтому предложенный курс краеведения сочетает в себе элементы географии и биологии.Включает программа следующие модули: 1. Географический модуль. 2. Биологический модуль. 3. Экологический модуль. 4. Социальный модуль – роль человека в изменении природных ландшафтов; Роль выдающихся людей – ученых преобразователей природы – В. Докучаева, Морозова и др. Редкие и охраняемые виды. Заповедники. 5. Культурологический модуль. 6. Модуль безопасности жизнедеятельности
рабочая юные исслед.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   «Юные исследователи природы родного края» 5 класс Пояснительная записка     Отличительной   чертой   нашего   времени   следует   считать   тенденцию   к интеграции   знаний.   Наблюдается   взаимопроникновение   идей   и   методов различных   наук   в   учебные   предметы.   И   это   понятно:   ведь   выход   из углубляющегося экологического кризиса, решение любой серьезной проблемы требуют   серьезного   изучения   природных   явлений   и   процессов   с   разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук. Сложившаяся система школьного образования включает значительный объем естественнонаучных знаний, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных предметов.  Вместе   с   тем,   дифференцированное   изучение   природы   средствами отдельных   предметов,   не   позволяет   сформировать   у   учащихся   целостное преставление   о   природе,   месте   и   роли   в   ней   человека,   не   способствует пониманию   глобальных   и   региональных   экологических   проблем, комплексному подходу к их решению. Преодолеть эти негативные явления с помощью межпредметных связей практически не удается. Общий объект изучения –  человек  и окружающая среда   –  остается   расчлененным   между   отдельными   учебными   предметами. Изменить положение может специальный предмет, интегрирующий все знания, необходимые   для   осознанного   понимания   связей   «человек   –   окружающая среда»,   формирующего   основу   образования   для   устойчивого   развития, логично включающего аспекты краеведения и национальной культуры. Интегративный курс «Юные исследователи природы родного края» по 1)   формирование   у   школьников   целостного   представления   о сути  многоплановый,  направлен на решение таких задач, как:    взаимоотношениях человека и окружающей среды;   2)   представление   знаний     всех   изучаемых   предметов   во   взаимосвязи, осознания всеобщей связи явлений в данной области;   3)   развитие   взаимообогащения     и   взаимодействия     понятий,   явлений   и закономерностей, рассматриваемых в естественнонаучных областях знаний;   4) использование  экологических  знаний  для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде. 5) формирование условий для развития краеведческих знаний. 6)   формирование   навыков   проведения   поисковых   работ,   учебных исследований   обработка   материалов   исследования   и   представление результатов.        Данный курс позволяет более широко использовать такие формы работы как эколого – краеведческие экскурсии и полевые практики, обеспечивающие возможность применения теоретических знаний для выполнения практических заданий.   Активные   формы   обучения   способствуют   реализации   целей естественнонаучного   образования,   декларированных   в   соответствующих образовательных стандартах, как «проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений».     Курс «Юные  исследователи   природы  родного  края» формирует  систему знаний   о   взаимоотношениях   природы   и   человека,   и   представляет   в совокупности   взаимообусловленные   знания,   заявленные   в   образовательных стандартах,   раскрываемые   на   объектах   ближайшего   окружения   учащихся. Включает следующие модули: 1.   Географический   модуль   –   природно­климатическая   характеристика Воронежской области; особенности рельефа; природные зоны на территории области;   почвы   Воронежской   области;   влияние   деятельности   человека   на природно   –   территориальные   комплексы,   погодные   условия;   раскрытие положительной   деятельности   человека   по   преодолению   последствий антропогенного вмешательства; 2. Биологический модуль – разнообразие условий и видового разнообразие на территории   области,   их   причины;   адаптации   растений   к   разнообразным условиям; адаптации животных к разнообразным условиям обитания; 3.   Экологический   модуль   –   природные   системы,   их   особенности, биологическое разнообразие, причины деградации и пути восстановления. 4. Социальный модуль – роль человека в изменении природных ландшафтов; Роль выдающихся людей – ученых преобразователей природы – В. Докучаева, Морозова и др.  Редкие и охраняемые виды. Заповедники. 5.   Культурологический   модуль   –   природа   родного   края   в   литературе, живописи, музыке. 6.   Модуль   безопасности   жизнедеятельности   –   навыки   поведения   в окружающей природной среде. Содержание программы    Введение Формы и методы исследовательской деятельности. 34 часа Общая характеристика территории Воронежской области Первые поселения человека на Воронежской земле. Освоение Воронежской земли.   История   образования   Воронежской   области.   Географическое положение области. Культурное наследие края.  История   края   в   изделиях   быта.  Особенности народной   игрушки,   о   чем   рассказывает   народный   костюм?   Особенности игрушек Воронежских мастеров. Сказы, былины. Песни родного края. История   возникновения   Воронежской   области.   Административное   деление. Воронеж –  областной  цент.  Культурное  наследие  города. Люди,  которыми гордятся воронежцы. Природа Родного края Общие черты рельефа. Особенности ландшафтов Воронежской области.   Почвенное Почвенные   ресурсы.   История   Воронежского   чернозема. плодородие.   Роль   живых   организмов   в   формировании   плодородного   слоя. Почему   В.   Вернадский   назвал   почву   биокосным   веществом?   Земля   на   вес золота.   История   изучения   и   сохранения   Воронежских   черноземов. Преобразователи природы. Живая память о В. Докучаеве. Формы поверхности   земли и хозяйственная деятельность. Карьеры, овраги, свалки   –   порожденные   «раны»   земли.   Природоохранная   деятельность   в различных направлениях воздействия человека на почвенные покровы.  Почвы как фактор «здоровья» природных сообществ и людей.   Климат   и   погода.   Распределение   климатических   ресурсов   по   территории области. Гидрологическая   сеть.   Родники.     Естественные   водоемы   и   искусственные водохранилища. Истощение и высыхание рек: причины и последствия.   Природные ресурсы Воронежской области Климатические   условия   и   видового   разнообразие   растений   на   территории области.   Почему   территория   Воронежской   области   принадлежит   к лесостепи? Адаптации растений к разнообразным условиям. Представители степной   растительности.   Типичные   растения   лесов   Воронежской   области. Растения пойм, лугов.  Формирование   растительных   сообществ   по   территории   области. Фенологические   наблюдения,   народные   приметы   и   хозяйственная деятельность населения. Природные   сообщества.   Леса,   дубравы,   боры.   История   лесоразведения. Ученые – лесоводы. Растения   леса.   Ярусное   расположение   растений   в   лесу.   Представители растений и животных разных ярусов лесного сообщества. Лесная подстилка, ее обитатели и значение для леса. Причины ярусного произрастания. Лесная подстилка, ее обитатели и значение для леса. Приспособления животных к жизни. Примеры природного равновесия в лесу и причины его нарушения. Растения   и   животные,   нуждающиеся   в   охране   (дикий   тюльпан,   ландыш майский, рябчик русский, куница, пятнистый олень, жук­олень). Растительный и животный мир луга. Признаки луговых растений. Животные луга: насекомые. Природное равновесие в луговом сообществе и причины его нарушения. Редкие растения луга (купальница, горечавка, шпажник, кукушкин цвет и др.) Растения  и животные  водоемов родного края.  Приспособления  растений  к жизни в воде. Роль растений в жизни водоема. Околоводные   обитатели   (стрекозы,   бобр,   ондатра,   цапля,   аист,   утки). Нарушение природного равновесия в водоеме. Живые фильтры и санитары водоемов. Редкие обитатели водоемов (кувшинка белая, чилим, сальвиния, бобр, выхухоль, цапля, лебедь и др.). Природа   Воронежского   края   в   художественных   произведениях.     Культурный,   нравственный   и   духовный   аспекты   роли   растений   в   жизни человека.   Растения,   которых   боятся.   Охраняемые   территории.   Памятники природы.   Растения   в   легендах   и   преданиях;   Воронежская   природа   в литературе, живописи, музыке. Роль человека  в изменении природных ландшафтов.   Редкие и охраняемые виды. Заповедники. Требования к подготовке учащихся В результате изучения курса учащиеся должны уметь:  анализировать и оценивать  последствия деятельности человека в  экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и  экосистемы;  проводить самостоятельный поиск научной информации:  находить в тексте учебника отличительные признаки основных  систематических групп; в биологических словарях и справочниках  значения биологических терминов; в различных источниках  необходимую информацию о живых организмах (в том числе с  использованием информационных технологий);  ориентироваться по карте;  проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы,  описание их на местности и по карте;  проводить наблюдение за  состоянием атмосферы и  погоды и их  описание;  проводить наблюдения за растительным и животным миром для  определения качества окружающей среды; использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами и вирусами;  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,  растениями,  рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил  поведения в окружающей среде;  выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;  наблюдения за объектами гидросферы, давать им географическую и  экологическую характеристику;  проведения оценки водных ресурсов;  проведения определения качества окружающей среды;  описания растительности на местности; Литература 1. Ашихмина Т.Я.  Экологический мониторинг, 2006 Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. Часть 1.  Учебно­методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2013. – 90 с 2.Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. Часть  3. Учебно­методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2013. – 94 с.  4.Подколзина В.В. География Воронежской области., 1994г. 5. Фёдорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране  окружающей среды: Учебное пособие. – Воронеж:  ВГУ, 1997, ­ 305 с. 6.Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Воронеж:  ВОИПКРО, 2002 г Географические карты: 1. Физическая карта полушарий 2. Карта полезных ископаемых  3. Карта «Растительности» 4. Климатическая карта 5. Почвенная карта России 6.Физическая карта России 7.Карта Воронежской области ­Раздаточный материал: Тесты ­Комплект плакатов по курсу Технические средства ­Интерактивная доска ­Проектор ­Ноутбук ­Телевизор ­DVD

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края

Юные исследователи природы родного края
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017