Юный эколог: программа и условия ее реализации.
Оценка 4.8

Юный эколог: программа и условия ее реализации.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
экология
Детсад
29.07.2020
Юный эколог: программа и условия ее реализации.
Актуальностью проектного метода « Юный эколог» стало: понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения , ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. Мы считаем, что нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
благ3.docx

Юный эколог: программа и условия ее реализации.

 

Бактыбаева И.Н. воспитатель I категории

 

ГККП ясли-сад №3 «Күншуақ» г.Нур-Султан

 

 «Если вы,педагог,сумеете научить ребенка в младенчестве,отрочестве ощущать красоту,изумляться дивными творениями человеческих рук,красотой природы,то вырастите человека с высокой культурой чувств…»

В.А.Сухомлинский.

 

                 Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

 В детском саду воспитатели обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  Актуальностью проектного метода « Юный эколог» стало: понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения , ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. Мы считаем, что нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты.  В утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, -  мы проводим мероприятий в уголке природы (полив и подкормка цветов), промежуток между занятиями и обедом на прогулках проводятся наблюдения за окружающим миром «Цветы на клумбе», «Какая форма у листочка», «А у нас в садочке…», предлагаются разнообразные дидактические игры «Найди от какого дерева лист?», «У кого кто?», «Летает, не летает». в вечернее время после полдника детям предлагаются  опытническая деятельность в «Лаборатории Почемучек»: с песком, с воздухом, почвой, зеленым листочком, на которых используюся колбы, микроскопы, лупы, дети с интересом заполняют календарь природы.

  Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Они стараются научить практически выполнять трудовые действия, впервые овладеть орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении мы находим возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия:  мы считаем, что в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

 В детском саду считают, что при правильном руководстве наблюдения окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Девиз нашего детского сада: «Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка». Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Во время наблюдения мы задаем вопросы, предлагаем внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показываем взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Обязательно проводиться  диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Мы обращаем внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомим их с насекомыми, птицами, устраиваем различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. В летнее время  организовываем  наблюдения в детском саду в цветнике где дети принимают участие в посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Используем различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, мы учим детей различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки. В процессе этих наблюдений детям предлагаем сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше. В своей работе мы используем  наблюдения, в процессе которых дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

Для того чтобы провести наблюдение воспитатели определяют место наблюдения, исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе; при выборе  объекта наблюдения учитываем не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал; подготавливаем объект к наблюдению, подготавливаем всего необходимое для наблюдения: если наблюдать будут растения, то возможно понадобиться лупа, если птицы – корм, вода, посуда. Тщательно продумываем организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

 Мы считаем, что наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы.  При наблюдении даем небольшое количество знаний, чтобы не перегружать детей. Следующее наблюдение составляем так, чтобы оно давало новые знания, было  взаимосвязано с предыдущим и расширяло уже имеющиеся знания, обязательно проводим систематически. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей для общего ознакомления рассказываем или читаем что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения обязательно уточняем, обобщаем, систематизируем, закрепляем, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Ребенок учится играя. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в играх за объектами природы применяем наглядный художественно оформленный материал, придумываем интересные игровые моменты, действия, занимаем всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегают к помощи сказочного героя -Лесовичка, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя мы проводим разнообразные игры, например "Цветная полянка", "Осенний лес", "Тропинка в лесу", "Что покушал воробей?" и т. д. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

В своей работе мы применяем практическую, исследовательскую деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка, каждое время года по-своему красиво. Весна – время оживления природы. Обращаем внимание детей на увеличение светового дня, рост сосулек, капель. Устанавливаем причины этих явлений.

Зимой предлагаем  полюбоваться  красотой ослепительно – белого пейзажа, обращаем  внимание на деревья в огромных белых шапках, показываем детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы. Объясняем, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Предлагаем рассмотреть снежинки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки  в детский сад.

Наблюдая за природой с детьми в летний период, выделяем несколько объектов: муравейник, различные виды деревьев, кустарников, цветов, трав. Обращаем внимание на красоту летнего пейзажа.

Незабываемое ощущение вызывает ходьба по опавшим листьям или «золотой дождь». С большим удовольствием дети «превращаюся» в зверей, имитируя их повадки, движения.

Во время прогулки мы предлагаем ребенка  проявить свое «Я», найти красивый камушек, самую большую шишку, невиданный ранее цветок… Стараемся помочь ребенку в этом. Превращаясь в исследователей, дети самостоятельно ищут ответы на многие вопросы: кто оставил следы на снегу? Для чего нужна кора дереву? Почему листья опадают?

 Обязательно подчеркиваем бережное отношение к каждой травинке, цветку, кустику, привлекаем  к участию в практических делах по охране природы. Добиваемся того, чтобы ребенок постепенно узнал истину – там, где побывал человек, должно оставаться чисто. В своей работе мы считаем, что при встрече с природой формируются у детей не только реалистические знания об окружающем мире, но и гуманное отношение ко всему живому.

       В  сочетании с наблюдениями в своей работе мы применяем заполнение календаря природы, где регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведем наблюдения за ней. В младших и средних группах воспитатели помогают детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают дидактическую куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатели учат ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатели используют календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Ставим луковицу в банку, сажем в воду для проращивания зелень; поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения веточки от дерева за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращиванием семян. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Старших дошкольников мы включаем в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся  в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также и при участии родителей. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году, «Зеленая аллея»- акция по посадке фруктовых деревьев на территории детского сада, озеленение участков.

Доступные и понятные для детей акции  проводим к таким значительным международным событиям, как День единства народов Казахстана, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту учим понимать ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция  «День Нептуна»в защиту воды, бережно и экономного ее расходования оказывает влияние не только на детей, но и на их родителей.

 Мы считаем, что эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги  проводим регулярно, завершая ими сезон. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

В помощь родителям оформляем "Экологический стенд", где помещаем статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Воспитатели готовят консультации для родителей «По грибы, по ягоды», «Разнотравье», «Необычное рядом».

       Постоянно мы ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

 Природа оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Дети активно включаются в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Главные аспекты работы педагогов детского сада Комплекса с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

 

 

Литература:

1.Мир природы и ребенок. Под ред.Л.М.Маневцевой и П.Г. Саморуковой. Акцидент, 1998.

2.Рыжова Н.А. Наш дом- природа. М.: Карапуз, 2005.

3.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. Карапуз 2005.

4.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации. Синтез,1999.


 

Юный эколог: программа и условия ее реализации

Юный эколог: программа и условия ее реализации

Девиз нашего детского сада: «Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка»

Девиз нашего детского сада: «Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка»

Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания

Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания

Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы

Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2020