Программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
Кириллова Марина Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «Школа-гимназия №1», г. Краснокамск
Пояснительная записка
Программа «Юный краевед»
тесно связанно с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, имеющего
экологическую направленность, которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего
мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за
ее пределами. Очень важна чтобы работа с детьми, начатая на уроках,
продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на
внеклассных занятиях.
Основная цель – формирование целостной развитой личности, развитие их
познавательного интереса, создание условий для духовно-ценностной и
практической ориентации ученика в окружающем микромире.
Ученик любознателен, он хочет знать
окружающий мир, в котором живет.
Объект изучения: Пермский край - его социальная, культурная, природная
среда.
Для детей начальной школы понятие «край» достаточно узкое - это свое
село, город, район. Из класса в класс познавательные возможности детей
возрастают, расширяется осознание своего места в окружающем мире.
Первоначальное знакомство с краем целесообразно начать с современного состояния города. Хотя жизнь края в древности вызывает интерес у детей, но в силу возрастных познавательных возможностей они не могут оценить значение исторических процессов, происходивших на территории края. Но проведение ряда занятий по изучению истории малой Родины все же необходимы.
Очень важно, сохранить познавательный интерес у школьников к познанию своего края. Будучи в старших классах, чтобы они могли применить краеведческие знания на практике и продолжили работу по изучению своего края.
При составлении
тематического планирования старалась обратить внимание на необходимость
бережного отношения к природе, сделать акцент на важность сохранившихся
традиций, а так же на ценность окружающих памятников культуры.
Учитывая возрастные особенности учащихся - их большую подвижность,
неустойчивость внимания и интересов, стремилась к тому, чтобы каждое занятие
было интересным. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий,
отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае,
различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
Программа «Юный краевед» реализована с учащимися 4 класса, является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Составлена с учетом возрастных и
психологических особенностей, не перегружая детей младшего возраста излишней
информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет
ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.
Работа на занятиях по краеведению развивает в детях самостоятельность,
творческое отношение к делу, активную жизненную позицию, развивает мышление и
речь, воспитывает чувство дружбы и товарищества и, несомненно, любовь к родному
краю. Считаю важным установление тесной связи с родителями,
учреждениями города способными помочь детям в освоении социальной, культурной и
природной среды родного края, так как занятия по краеведению содействуют
интеллектуальному и духовному содружеству семьи и школы, родителей и детей, а
учителю помогает эффективно использовать краеведческий материал на всех
занятиях.
Цели программы.
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Формы и методы организации занятий.
Практические занятия:
посадка деревьев, кустарников; изготовление кормушек, скворечников; работа с глобусом и картой;
рассматривание живых растений, гербарных экземпляров диких и культурных растений края, их распознавание; распознавание овощей и фруктов, помощь родителям - на приусадебных участках;
сбор природных материалов для художественного творчества, частично-поисковая работа; - сбор материала для краеведческого уголка, уход за комнатными растениями, составление родословной.
Календарно - тематическое планирование.
|
|
|
Я и моя семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества моих родителей. |
1 |
|
Мой дом, улица, школа. Названия улиц, Работа по карте города. |
1 |
|
Водоёмы города. Экскурсия на берег реки Сюзьва. Изучение флоры и фауны. |
1 |
|
Кто наши соседи? Мой адрес. |
1 |
|
5. |
Почему так названы наши улицы? Пешеходная экскурсия. |
1 |
6. |
Конкурс
рисунков. |
|
7. |
Разгадывание кроссворда "Осень" Осенняя экскурсия в парк. |
1 |
8. |
Праздник «Осень в лесу» Викторина "Сезонные изменения в природе". |
1 |
9. |
Растения и животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным. Фильм «В мире животных». |
1 |
10. |
Памятные места города. Экскурсия. |
1 |
11. |
Музыкальный час. Прослушивание и просмотр видеоклипов с песнями о городе и крае. |
1 |
12. |
Защита фото-проектов «Мой город Краснокамск» |
1 |
13. |
Просмотр фильма «Краснокамск – моя малая Родина» |
1 |
14.. |
Водоёмы города. Экскурсия. Кама. А почему так грязно? |
1 |
15. |
Как помочь рекам? Конкурс плакатов. Выставка. |
1 |
16. |
Какие птицы нашей местности улетают на юг? Какие остаются? Как помочь птицам зимой? |
1 |
17. |
Акция «Помоги птицам зимой!» Изготовление кормушек. |
1 |
18. |
Развешивание кормушек в районе школы. Чем кормить? (сбор информации из СМИ) |
1 |
19.. |
Домашние животные. Про кошек и собак. Выставка рисунков. |
1 |
20. |
Традиционные праздники русского народа. «Масленица» Поездка в посёлок Сергино. Экскурсия на лошадиную ферму. |
|
21. |
Игра-викторина «Лучший город – наш
город» |
1 |
22. |
Экскурсия в городской музей. Экологическая панорама. |
1 |
23. |
Составление «Красной книги». Растения и животные нашего края. |
1 |
24. |
Праздник «День птиц» (конкурсы, рисунки, стихи) |
1 |
25. |
Зелёные насаждения города. Чистый воздух. Конкурс плакатов. |
1 |
26. |
Посадка саженцев во дворе школы (оказание посильной помощи). |
1 |
27. |
Предприятия нашего города. Пешеходная экскурсия. |
1 |
28. |
Профессии наших родителей. (встречи, фотовыставка, сообщения) |
1 |
29. |
Экскурсия в пожарную часть. Мой папа – пожарный. |
1 |
30. |
Экскурсия к памятнику Победы. Конкурс стихов. |
1 |
31. |
Встреча с ветеранами войн и вооруженных конфликтов. |
1 |
32. |
Изготовление поделок из природного материала "Мир фантазии". |
1 |
33. |
Отгадывание загадок о растениях и животных. Экологические сказки. |
1 |
34. |
КВН "Хочу все знать". |
1 |
Учащиеся должны уметь:
· вести простейшие наблюдения за животными, растениями;
· различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травы нашей местности;
· собирать и оформлять простейшие гербарии;
· ухаживать за комнатными растениями;
· различать перелетных и оседлых птиц своей местности;
· рассказывать о сезонных изменениях в природе;
· различать символы города;
· уметь рассказывать о достопримечательностях края;
·
уметь
оказывать посильную помощь в охране природы,
Список литературы
1. Воронянская Е. Некрасова И. Бойко О, Краснокамск — Город Солнца, «Сенатор», 2013
2. Гирко Е.С. Семакина Т.Р. Краснокамск Пермский край. «Маматов», 2023
3. Горбацевич Н.П. Прикамье: странички далёких и близких времён. Пермь «Книжный мир» 2017
4. Князева Н.А.Экологическое воспитание школьников Пермь, 1999
5. Суркова О.П. Произведения пермских писателей в начальной школе Пермь. 2003
6. Суркова О.П., Петрова Н.П., Литература Прикамья, хрестоматия для начальной школы, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.