"Юный эколог" рабочая программа
Оценка 4.7

"Юный эколог" рабочая программа

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
экология
3 кл—4 кл
15.04.2017
"Юный эколог" рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" разработана для учащихся 3-4 класса. Работа включает в себя рабочую программу, календарно тематическое планирование описанием деятельности учителя и учащихся, формой организации занятия и формируемыми умениями и навыками. Для удобства заполнения документации приведен краткий вариант планирования.
Юный эколог внеурочка 3-4кл..docx
Рабочая программа курса « Юный эколог» (полное название курса) 3 – 4 класс на 20___ – 20___ учебный год   2 1. Пояснительная записка Рабочая   программа   по   внеурочной   деятельности   «Юный   эколог»   для   3­4   класса разработана на основе следующих федеральных документов:  Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г,   Федерального   Государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России от 06.10.2009 г.   №373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного стандарта начального общего образования»,  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений   в   приказ   Министерства   образования   России   от   06.10.2009   г.   №373   «Об утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного   стандарта начального общего образования»  СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;  Письма   министерства   образования   и   науки   РФ   от   12   мая   2011г.   №03­296   «Об организации   внеурочной   деятельности   при   введении   федерального   государственного образовательного стандарта общего образования.  Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред. В.А. Горского. — 2­е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с. Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы обусловлена тем, что   она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   планировать   свою   деятельность,   осуществлять   ее   контроль   и   оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.  Задачи программы: 3  формирование   знаний   о   закономерностях   и   взаимосвязях   природных   явлений, единстве неживой и живой   природы, о взаимодействии   и   взаимозависимости природы,  общества и человека;  формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;  формирование   экологически     ценностных       ориентаций   в   деятельности   детей (способность   и   готовность   самостоятельно,   совместно   с   другими   субъектами   и институтами решать общественно значимые экологические проблемы); воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни; развитие   способности   формирования   научных,   эстетических,   нравственных   и правовых суждений по экологическим вопросам; развитие  альтернативного  мышления в выборе способов  решения экологических проблем,   восприятия   прекрасного   и   без¬   образного,   чувств   удовлетворения   и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы; развитие потребности в необходимости и возможности   решения экологических проблем,   доступных   младшему   школьнику,   ведения   здорового   образа   жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды; развитие   знаний   и   умений   по   оценке   и   прогнозированию   состояния   и   охраны      природного окружения. 2. Общая характеристика программы.   «Юный   эколог»   ­   интегрированный   курс   для   младших   школьников,   в   содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира,   основные   методы   и   пути   его   познания,   развиваются   эстетическое   восприятие   и художественно­образное мышление  младших  школьников.   Изучение  данного курса создаёт условия   для   формирования   ценностного   отношения   младших школьников   к   природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.   3. Место факультатива в учебном плане. Курс изучения   программы   рассчитан на   учащихся 3­ 4 класса. Программа рассчитана на 2 года.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.  В 3 классе всего 34 часа в год.  В 4 классе всего 34 часа в год. Программа   дополняет   и   расширяет   содержание   отдельных   тем   предметной   области «Окружающий   мир»   за   счёт   межпредметной   интеграции:   знания   естественнонаучного характера   обогащаются   благодаря   введению   элементов   знаний   математического   и гуманитарно­эстетического циклов. 4 4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности. Ценностными ориентирами содержания программы 3 в начальной школе являются: — развитие у  учащихся  эстетического  восприятия  окружающего мира;  — формирование представлений о природе как универсальной ценности;  — изучение народных  традиций,  отражающих отношение  местного населения   к   природе; развитие  умений,  связанных  с  изучением  окружающей среды;  — развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; —   развитие   представлений   о   различных   методах   познания   природы   (искусство   как   метод познания, научные методы); — формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;   — вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения. 5. Предполагаемые результаты усвоения программы 3­4 класса В результате обучения формируются универсальные учебные действия: Личностными результатами освоения программы являются: —   развитие   любознательности   и   формирование   интереса   к   изучению   природы   методами искусства и естественных наук;  —   развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся,   дающих   возможность выражать   своё   отношение   к   окружающему   миру   природы   различными   средствами (художественное   слово,   рисунок,   живопись,   различные   жанры   декоративно­прикладного искусства, музыка и т. д.); —   воспитание   ответственного   отношения   к  природе,   осознания   необходимости   сохранения окружающей среды; — формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Метапредметными результатами являются: — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; —   освоение   элементарных   приёмов   исследовательской   деятельности,   доступных   для   детей младшего   школьного   возраста:   формулирование   с   помощью   учителя   цели   учебного исследования   (опыта,   наблюдения),   составление   его   плана,   фиксирование   результатов, использование   простых   измерительных   приборов,   формулировка   выводов   по   результатам исследования; 5 — формирование  приёмов  работы  с  информацией,  что  включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной   задачей,   а   также   понимание информации,     представленной   в   различной   знаковой   форме   —   в   виде   таблиц,   диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; —   развитие   коммуникативных   умений   и   овладение   опытом   межличностной   коммуникации, корректное   ведение   диалога   и   участие   в   дискуссии,   а   также   участие   в   работе   группы   в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами являются: — в  ценностно­ориентационной  сфере  —  сформированность  представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;  — в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой   природы,   между   живыми   организмами;   об   изменениях   природной   среды   под воздействием   человека;   освоение   базовых   естественнонаучных   знаний,   необходимых   для дальнейшего изучения   систематических   курсов   естественных   наук;   формирование   элементарных исследовательских   умений;   применение   полученных   знаний   и   умений   для   решения практических   задач   в   повседневной   жизни,   для   осознанного   соблюдения   норм   и   правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; —   в   трудовой   сфере   —   владение   навыками   ухода   за   растениями   комнатными   и   на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; —   в   эстетической   сфере   —   умение   приводить   примеры,   дополняющие   научные   данные образами из литературы и искусства; —   в   сфере   физической   культуры   —   знание   элементарных   представлений   о   зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды. 6. Содержание программы для 3 класса Первые шаги по тропинке открытий  Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой  дневник, компас,   лупа,   определители   растений   и   животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: 6 терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на   природе.   Его   цель,   планирование.   Значение   систематичности   в   проведении   наблюдений. Четыре   основных   вопроса,   на   которые   необходимо   ответить,   прежде   чем   приступать   к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять   заповедей   друзей   леса,   составленные   учёным­экологом Ф. Тасси. Упражнения   для   развития   наблюдательности:   «В   гармонии   с   природой»,   «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы. Природа в наших ощущениях  Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета   леса.   Цветовая   гамма   растений: листьев,     цветков,     коры     деревьев   и   кустарников.   Составление   палитры   красок   одного растения.   Составление     гаммы     оттенков     зелёного     цвета     —     основного     цвета     леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых   организмов.   Гармония   в   природе   как   «связь»,   «стройность»,   «соразмерность». Гармоничное   сочетание   в   организме   растений   и   животных   отдельных   частей, пропорциональность   форм.   Знакомство   с   различными   техниками   рисования,   позволяющими выразить   своё   впечатление   от   посещения   леса:   монотипия,   акватипия,   рисунок   пером, использование трафаретов и пр. Упражнения   для   тренировки   зрительного   восприятия.   Нахождение   объектов   по заданным   признакам.   Использование   оптических   приборов   —   биноклей,   ручных   и бинокулярных   луп,   микроскопов   —   для   изучения   различных   микро­   и   макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.  Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния,   осязания,   вкуса.   Игра   «Давайте   познакомимся»   (выступление   от   имени   какого­ нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему). Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки   и   перья,   аудиозаписи   звуков   природы, 7 повязки  на  глаза,  карточки­задания,   пластмассовые   или   картонные   стаканчики   из­под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки. Геометрия живой природы  Живые   организмы   и   симметрия.   Двусторонняя   и   лучевая   симметрия  в   строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая   спираль,   растут   побеги;   двигаясь   по   спирали,   раскрываются   лепестки   цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. Необходимое оборудование:  полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки­задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы. Природа и её обитатели  Наблюдения   за   растениями   и   животными   (по   выбору).   Изучение   условий   обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост   и   т.   д.   Выявление   взаимоотношений   между   различными   видами   живых   организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение   типов   повреждений   растений   насекомыми   и   микроорганизмами.   Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом». Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки­задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч. Лесные ремёсла  Традиционные   народные   промыслы,   связанные   с   лесом:   резьба   по   дереву,   бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные   мотивы   в   работах   вышивальщиц,   ткачих,   кружевниц,   в   росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения,   наделяемые   различными   положительными  и   отрицательными   человеческими 8 качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). Лесная палитра: растения­красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово­паркового искусства или   иных   интересных   с   точки   зрения   изучаемой   темы   объектов;   посещение   мастерских народного промысла, студий художников. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом   и   переносном   смысле:   дом   человека,   убежище   животных,   планета   —   дом   всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища   первобытных   людей.   Как   и   из   каких   материалов   строят   дома   различные   народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие   требования,   которые   предъявляет   человек   к   жилищу:   надёжная   защита   от неблагоприятных   погодных   факторов   (низких   или   высоких   температур,   осадков,   сильного ветра);   доступность   природных   строительных   материалов.   Элементарные   представления   об экологии  жилища.  Как  выглядел  городской  дом  в  разные   эпохи.   Появление  многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно­ стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на   окружающую   среду   и   здоровье   человека.   Как   городской   дом   обеспечивается   водой   и электроэнергией.   Увеличение   потребления   воды   и   электроэнергии   —   одна   из   причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при   его   строительстве   экологически   безопасных   для   здоровья   людей   материалов,   хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют 9 в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных   воздействий   окружающей   среды,   утверждение   положения   человека   в обществе —принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость   покроя   одежды   и   используемых   для   её   изготовления   материалов   от природных   условий.   Природные   материалы,   используемые   для   пошива,   окраски   и декорирования   одежды   и   обуви:   натуральный   мех,   кожа,   замша;   ткани   из   растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление   украшать   себя   и   своё   жилище   —   одна   из   древнейших   потребностей человека.   Первобытные   «коллекционеры».   Находки   в   пещерах   первобытных   людей   — окаменевшие   раковины,   кристаллы   кварца,   различные   минералы,   букеты   цветов.   Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из­за стремления человека   украшать   себя   или   своё   жилище   красивым   мехом,   перьями,   чучелами   животных.   Международные   соглашения   по   запрещению   торговли   редкими Браконьерство. (экзотическими) видами. Наблюдения:  изучение   убежищ   различных   видов   животных,   встречающихся   в   городе,   — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.). Практические работы:  «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб». Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды». О городах и горожанах: человек в городе Кочевой образ  жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города­ государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к  ним  природных  территорий.  «Расползание»  городов   —  одна  из   причин   разрушения   мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. 10 Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы,   которые   необходимо   решить   архитекторам   и   градостроителям   в   связи   с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего. Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города. Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по   количеству   частиц   пыли,   оседающих   на   листьях   деревьев,   на   пластинках,   смазанных вазелином. Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.  Понятие   «экосистема».   Природные   (естественные)   и   искусственные   экосистемы. Различие   между   естественными   и   созданными   человеком   экосистемами.   Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес —один из наиболее распространённых   типов   наземных   экосистем.   Водоём   как   природная   система.   Болото   — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа   как   источник   различных   ресурсов,   необходимых   для   удовлетворения потребностей   человека.   Материальные   и   духовные   потребности.   Влияние   человека   на 11 природные   экосистемы.   Положительные   и   отрицательные   примеры   изменений   в   природе, вызванных деятельностью человека. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося). Практические работы: — «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости; — изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений; — изготовление модели, имитирующей какой­либо объект или явление (по выбору учащегося); — составление композиции из комнатных растений. Игры: «Экологический театр», «Узнай меня».  дидактические   игры   из   серии   «Найди   свой   дом»   («Лесные   экосистемы»); В сетях жизни: многообразие экологических связей Биологическая   экология   —   наука,   изучающая   взаимозависимость   и   взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая   классификация   экологических   связей:   связи   между   живыми   существами   и неживой   природой;   связи   между   организмами   (внутри   одного   вида   и   между   различными видами). Пищевые   связи   в   экосистеме.   Растения   —   производители   органического   вещества. Травоядные   и   хищники.   Всеядные   животные.   Животные­падальщики.   Цепи   питания.   Сети питания.   Элементарные   представления   о   пищевой   пирамиде.   Роль   грибов   и   почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак­отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни. 12 Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе. Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае. Игры:  «Популяция   оленей»,   «Белки,   сойки   и   орехи»,   «Найди   свою   семью»,   «Опасные цепочки», «Экологический театр». Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества   продовольственных   и   промышленных   товаров.   Рост   потребностей   человека. Экологические   проблемы   становятся   глобальными   —   «всеобщими»,   охватывающими   весь земной   шар.   Глобальные   экологические   проблемы:   сокращение   многообразия   видов   живых   загрязнение   окружающей   среды; организмов;   истощение   природных   ресурсов; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение   повседневного   образа   жизни,   продуманное   отношение   к   приобретению   товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. Наблюдения:  выявление   наиболее   замусоренных   территорий   в   городе   (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). Практические работы:  «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии. Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов». Содержание программы для 4­го класса Введение Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Представление   об   основных   понятиях   начального   природоведения   (живая   неживая природа),   сравнить   предметы   природы   и   предметы,   созданные   человеком,   различия   между растениями и животными. 13 Человек и природа Как   человек   связан   с   природой?   Может   ли   человек   существовать   вне   природы,   и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного  труда, о некоторых сельскохозяйственных  культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Дать представление о пришкольном учебно­опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.     Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки,   созревают   плоды,   птицы   и   звери   начинают   готовиться   к   зиме.   Сбор   материала   для гербария. Неживое в природе Формирование   представлений   о   неживой   природе,   ее   многообразии.   Экскурсия   на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце ­ источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».  Опыты   по   выявлению   свойств   воды:  вода   ­   растворитель,   текучесть,   прозрачность, переходные   состояния,  круговорот   воды.  Сообщения   учащихся   об   охране   и   значении   воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!». Почва – необходимая   среда   для   растений   Опыты   по   составу   почвы   (вода,   воздух,   органические вещества,   песок,  глина).   Просмотр   коллекции   «Виды   почвы».   Практическая   работа   по   об­ работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?».  Кто определяет прогноз погоды  и для чего это необходимо? Способы  прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».  Умение   прогнозировать   природные   изменения   по   народным   приметам,   выявлять причины   (экологические)несовпадения   их   с   реальностью.  Актуализация   представлений   у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль  – враг человека и  комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем  растения».  Ролевая   игра   «Пойми   меня».  Создание  ситуаций  эмпатии с предметами 14 окружающей   неживой   природы.   Актуализация   представлений   о   мусоре  как   загрязнителе природы города.  Акция «Мы, против мусора!» Живое  в природе.. Экологические   связи   между неживой и живой природой Формирование   потребности   и   практических   умений   заботиться   о   птицах.   Кто   чем питается? Конструирование модели кормушки. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. ­ Москва, 2001. ­ С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению  птиц    края.   Расширить представление  учащихся  об экологических связях неживой   и   живой   природы.   Соревнование   на   создание   самой   интересной  и   длинной   цепи питания. Защита своей модели. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание   ценностного   и   рачительного   отношения   к   воде.   Опыты   по   очистке   воды. Изготовление простых фильтров. Практическая   работа   по   изучению   растений   пришкольного   участка.   Игра   «Угадай растения   по   описанию.   Экскурсия,   практикум     «Выявление   повреждение   повреждений деревьев. Комнатные   растения   разных   экологических   групп.   Практическая   работа   по   размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному ком­ плексному   уходу   за   комнатными   растениями  (протирание   листьев   от   пыли,   взрыхление почвы, полив) Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. Работа с гербариями. Царство грибов Сформировать   представление   о   грибах   как   части   живой   природы;   показать   значение грибов для человека,  растений и животных; познакомить  с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы ­ накопители вредных веществ. Дать представление о строении   шляпочных,   пластинчатых   и   трубчатых   грибов.   Познакомить   с   правилами   сбора грибов   без   нарушения   лесной  подстилки.  Обобщить   представления   о   сходстве  и   различии съедобных и несъедобных  грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе  (мухомор   опасен   для   человека,  а   для   оленя  он   является   лечебным).  Дать представление   о   некоторых   видах   микроскопических   грибов  (дрожжевые,   кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.  Разбивка грядок для посадки куль­ 15 турных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке.   Побелка   стволов  Дежурство   и   наблюдение   юных  экологов   за   всходами.   Акция  с привлечением родителей. Среда обитания Сравнение   времен года в разных географических   поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.  Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1­2 недели.  Смена естественных   и   регулярных   изменений,   их   взаимосвязь   (количество   растительности   – численность   травоядных   –   численность   хищников).   Виды   сельскохозяйственного   труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление   о   классификации   животного   мира.   Местообитание   животных   в   экосистеме. Цепи питания. Жизнь животных Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и   обсуждение   внешнего   вида   и   образа   жизни   различных   видов   динозавров.   Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.  Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края.  Разгадывание загадок. Реки и озера Пресная   вода.   Осадки.  Жители   рек   ­   рыбы.   Как   работают   жабры,   другие   способы получения   кислорода  (личинки   комаров  ­  через   трубочку,   жук­карусельщик   носит   под крыльями воздушный пузырь). Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей   о   жителях   пресных  водоемов.  Обитатели   берегов   рек   и   озер.   Водоплавающие млекопитающие   (перепончатые   конечности).   Кислотные   дожди,   нитраты.   Сброс   отходов, плохая очистка точных вод ­ причина загрязнения водоемов. Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания. Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов   в   Красной   книге   края.  Доклады   учащихся   о   раннецветущих   растениях. Составление   обращения   к   жителям   станицы   (составление   и   распространении   листовок   – призывов. Человек и животные Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. Ролевая игра «Это все кошки».  16 Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс   загадок   о   животных.   Работа   в   группах:   аппликация   –   декупаж.   Загадки,   рассказ учителя   (материал     из   энциклопедии).   Игра   –   викторина   «Породы   собак».   Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи,  канарейки). Подбор и  обработка материала к проекту. Работа  в группах. Понятие   –   паразиты.   Питание   за   счёт   других.   Работа   со   справочной   литературой.   Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини­ сочинение «Защити себя» Я и мое окружение Происхождение   слова   «семья»  (от   слова   «семя»).  Маленькое   семя,  с   любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем  появляются сначала нежные цветы,  затем   и   добрые   плоды.   Занятие  и   обязанности   членов   семьи   по   ведению   общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего  и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы   —   соседи   по   планете.   Кто  наши   соседи?   Дружба   народов,   взаимопомощь,   уважение традиций.  Обычаи   и   традиции   русского   народа.  Свет,   тепло,   уют.   Для   чего   предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу.  Распределение обязанностей. Отчет  каждой группы учащихся о проде­ ланной работе.  Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?  Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Познавательное, эстетическое и ги­ гиеническое значение, условия содержания, правила расстановки  комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными  Распределение растениями.  Пересадка   комнатных   растений.   Формовка   крон   и   обрезка. обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их  выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.  Гигиена моего дома Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания   класса.   Влажная   уборка.   Дежурство.   Уход   за   комнатными   растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание  листьев). Уход за домашними животными. Распределение   обязанностей,   выполнение   работы,   отчет   групп   о   проделанной   работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила об­ ращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, 17 кто   ими   пользуется,   правила   безопасности   при   их  эксплуатации.  Знакомство   с   кухней, бытовыми   приборами.   Правила   безопасности   при   использовании   бытовых   приборов. Знакомство с одеждой и обувью.  Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия   содержания,   уход.  История   появления   одежды.   Знакомство   с   русской   народной одеждой.   Придумывание   одежды.  Как   зашить   дырку,   пришить   пуговицу,   вычистить   щеткой верхнюю  одежду?  Воздух и здоровье Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Содержание программы для 3 класса Название темы Количество часов Первые шаги по тропинке открытий Природа в наших ощущениях Геометрия живой природы Природа и её обитатели Лесные ремёсла Дом, в котором я живу О городах и горожанах О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии В сетях жизни 2 3 4 4 3 5 3 7 3 Итого  34 Содержание программы для 4 класса Название темы Количество часов Введение  Человек и природа  Неживое в природе  Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой  природой  Царство грибов  Среда обитания  Жизнь животных  Человек и животные  Я и мое окружение 1 2 5 5 2 4 2 4 4 18 10 11 Гигиена моего дома  Воздух и здоровье Итого  4 1 34 7.  Календарно­тематическое планирование для 3 класса № Внеурочное занятие (тема,  название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляем ые действия) Деятельность  учащихся (осуществляем ые действия) Формируе­ мые умения Плани­ руемая дата Факти­ ческая дата Первые шаги по тропинке открытий (2 часа) 1 2 3  4 Готовимся  наблюдать и  изучать.  Качества  юного  эколога.  Инструктаж  по ТБ. Экскурсия в  природу  «Друзья  леса».  Тренируем  наблюдатель ность. Как мы  воспринимае м  окружающий мир.  Тренируем  органы  чувств Что такое  гармония?   Какого цвета лес? Рисуем  впечатления Вводное  занятие. Практическое  занятие. Инструктаж по  ТБ. Знакомство  с программой на  год. Рассказ о  качествах юного  эколога, как  тренировать  наблюдательност ь Проведение  экскурсии в  природу.Объясн ение  практического  задания,  наблюдение за  ходом его  выполнения. Восприятие  информации по ТБ и  знакомство с  программой на  год. Выполняют  практическое  задание. Формирование  знаний техники  безопасности на занятиях и  знаний качеств,  необходимых  юному экологу, умения  наблюдать. Тренировка  наблюдательнос ти.  Формирование  знаний о десяти заповедях  друзей леса Природа в наших ощущениях (3 часа) Беседа.Практи ческое занятие Рассказ об  органах чувств  Объяснение  практического  задания. Восприятие  рассказа  учителя.  Выполнение  практического  задания. Беседа.  Практическое  занятие. Рассказ о  понятии  гармонии в  природе.  Объяснение  практического  задания. Восприятие  рассказа  учителя.  Выполнение  практического  задания. Расширение  знаний об  органах чувств.  Формирование  умения  самостоятельно й тренировки  чувств. Формирование  понятия  гармонии в  природе,   навыка  выражать  впечатления  при помощи  рисунка. 19 Учимся  пользоваться приборами.  «Микроскоп » из  пластиковог о стаканчика Беседа,  практическое  занятие. Объяснение  правил работы  со световым  микроскопом.  Объяснение  процесса  создания  микроскопа из  пластикового  стаканчика и  наблюдение за  ходом  выполнения  работы. Выполнение  действий по  сборке/разборк е светового  микроскопа  Создание  микроскопа из  пластикового  стаканчика. Формирование  навыка работы  со световым  микроскопом  Формирования  умения  создавать  микроскоп из  пластикового  стаканчика Геометрия живой природы (4 часа) Что такое  симметрия?  Лучевая  симметрия Беседа,  практическое  занятие. Живая  спираль Беседа,  практическое  занятие. Такие  разные  листья  Различаем  деревья по  кроне Беседа,  практическое  занятие. О кронах,  густых и  ажурных Беседа. Рассказ о видах  симметрии,  симметрии в  строении  органов  различных  животных. Рассказ о  спирали в  движении, росте  и развитии  растений и  животных.  Просмотр  видеофрагмента. Рассказ о  разнообразии  форм листьев  Рассказ о  различии в  густоте кроны..   Рассказ учителя  о самых  необычных  кронах деревьев  и кустарников.  Демонстрация  видеофрагмента. Выполнение  определения  вида  симметрии на  фото  животных. Формирование  знания понятий  двусторонняя и лучевая  симметрия. Просмотр  видеофильма и  его  обсуждение. Формирование  знаний о  спирали жизни.   Выполнение  сравнение  густоты кроны  и определение  её по фото. Формирование  знаний о  разнообразии  форм листьев и  умения  определять  степень густоты кроны. Просмотр и  обсуждение  видеофрагмент а. Расширение  знаний о  необычных  деревьях и  кустарниках 5 6 7 8 9 10 Учимся  планировать  наблюдение  Беседа,  практическое  занятие. Природа и её обитатели (4 часов) Составление  плана  наблюдения за  Рассказ о  правилах  наблюдение.  Формирование  навыка  разработки  20 за  животными Изучаем  условия  обитания  растений Изучаем  поведение  животных и  растений Экскурсия  Что и кто  влияет на  живой  организм? Беседа,  практическое  занятие. Беседа,  практическое  Беседа,  практическое  занятие. Лес в работе народных  умельцев Беседа,  практическое  занятие. Животные и  растения в  народном  творчестве Беседа,  практическое  занятие. Лес —  кормилец и  врачеватель Беседа,  практическое  занятие. 11 12 13 14 15 16 17 Поговорим о доме  Беседа Помощь в  составлении  плана  наблюдения. Просмотр  видеофрагмента  о различных  средах обитания  и их обитателях. Рассказ об  особенностях  поведения  животных и  растений.  Просмотр  видеофрагмента. Проведение  экскурсии  Подвижные игры «Белки, сойки и  орехи» «Найди  свой дом» выбранным  объектом. плана. Просмотр  видеофрагмент а Просмотр  видеофрагмент а Проведение  игр.  Прохождение  экскурсии с  отработкой  навыка  наблюдения Формирование  знаний о  различных  средах  обитания. Расширение  знаний о  способах  поведения  животных и  растений. Закрепление  знаний об  условиях  обитания  животных   и  навыка  наблюдения  Лесные ремёсла (3 часа) Просмотр  видеофрагмента  о традиционных  народных  промыслах,  связанных с  лесом Рассказ о  животных и  растениях,  наделяемых  человеческими  качествами. Беседа о  лекарственных  растениях,  рассказ о лесном «меню» Просмотр  видеофильма и  его обсуждение Обсуждение  героев  народных  сказок. Рисование  лекарственных  растений Расширение  знаний о  различных  промыслах,  связанных с  лесом. Преодоление  стереотипа,  выражающегося в негативном  отношение к  некоторым  животным. Расширение  представления  о  лекарственных  свойствах  растений Дом, в котором я живу (5 часов) Рассказ о видах  жилищ у  различных  Беседа об  окружающей  среде Формирование  понятия  «окружающая  21 18 19 20 21 Мой дом —  моя  крепость Беседа,  практическое  занятие. Дом — это  не только  стены  Беседа,  практическое  занятие. Предметы  домашнего  обихода и  одежда из  природных  материалов. Беседа,  практическое  занятие. Причины  исчезновени я некоторых видов  растений и  животных Беседа,  практическое  занятие. 22 Появление  городов. 23 Жизнеобес печение  городов.  Беседа,  практическое  занятие Беседа,  практическое  занятие. животных.  Просмотр  видеофрагмента Рассказ о  жилищах  первобытных  людей, просмотр видеофильма о  постоянных и  переносных  жилищах. среда» Беседа,  обсуждение  видеофрагмент а. Формирование  представления  о различных  жилищах  человека. Беседа о  понятиях «уют»,  «семейные  традиции и  праздники» Обсуждение  темы, рисунок  на тему «моя  комната» Рассказ об  истории  возникновения  предметов  домашнего  обихода и  одежды из  природного  материала.  Просмотр  видеофрагмента. Рассказ об  исчезающих  видах растений и животных, вреде, который наносит браконьерство. Просмотр  видеофрагмент а, его  обсуждение,  рисунок на  тему  «Глиняный  кувшин» и  «Одежда из  природных  материалов» Обсуждение  темы с  учителем,  рисование  плакатов на  тему «Нет  браконьерству» » О городах и горожанах (3 часа) Рассказ о  формировании  первых городов,  поселениях  человека. Рассказ о росте,  жизнеобеспечени и городов и  последствиях  этого для  природы.    Дети  вспоминают  роль городов в  истории нашей  страны Рассуждение на тему занятия,  предложения  детей по  поводу  предотвращени 22 Формирование  ценностного  отношения к  домашнему  уюту и  семейным  традициям. Формирование  положительног о отношения к  экологичным и  природным  материалам Формирование  отрицательного отношения к  браконьерству  и вещам,  изготовленным  из животных  материалов. Закрепление  понятий  «поселение»,  «город» Формирование  понятия  «расползание  города»,  «последствия  расползания Составление  модели  взаимодействия  города и  прилегающей  территории. Рассказ о том,  как жизнь в  городе влияет на человека и что  будущее нельзя  предвидеть, но  можно  спрогнозировать города» Анализ жизни города,  обмена города с окружающей  средой. Формирование  знаний о  негативных  последствиях  жизни в городе  и о городах  будущего. я негативных  последствий    Беседа с  учителем по  тему занятия,  рисунок на  тему «Город  будущего»,  обсуждение  плюсов жизни в поселке. 24   Город  будущего.  Влияние  города на  человека. Беседа,  практическое  занятие. О сложных системах и хрупком равновесии (7 часов) 25 Разнообразие экосистем. Беседа,  практическое  занятие. 26 27 28 29 Экосистема  леса.   Беседа,  практическое  занятие.  Экосистема  болота.  Беседа,  практическое  занятие. Экосистема  пустынь.  Беседа,  практическое  занятие. Экосистема  тундры  Беседа,  практическое  занятие. Через рассказ систематизир овать  представлени е детей о  разнообразии  экосистем. Расширение  представлени й школьников о лесных  экосистемах. Рассказ о  видах болот,  их значений в  природе.  Рассказ о  пустынях и  полупустынях , оазисах,  ночном  образе жизни. Рассказ о  жизни в  экстремальны х условиях.  Просмотр  видеофрагме нта. 23 Обсуждение  экосистем,  рисунок на  тему  «экосистема  рядом с моим  домом» Рисунок по  выбору на темы «тропический  лес» «лес  умеренных  широт»,  «тайга» Беседа на тему  занятия,  рисунок на  тему «Жители  болот» Беседа с  учителем по  теме, рисунок  на темы  «Оазис»  «пустынные  обитатели» Просмотр  видеофрагмент а, беседа с  учителем по  теме занятия.  Рисунок на  тему «жители  Формирование  умения  приводить  примеры  природных  экосистем Формирование  понятий  «ярусность  леса», «лесная  экосистема» Формирование  знаний о видах  болот и их  значении в  природе. Формирование  и расширение  знаний о  пустынях,  полупустынях и их обитателях. Формирование  представления  о жизни в  условиях  тундры. 30 31 Городская  экосистема.  Влияние  человека на  окружающу ю среду.  Беседа,  практическое  занятие. Роль  природы в  жизни  человека  Беседа,  практическое  занятие тундры» Беседа с  учителем по  теме урока,  рисунок на  тему   «Сбережем  природу» Рассказ о  городе как об экосистеме.  Систематизац ия  представлени я  положительно го и  отрицательно го влияния  человека на  природу. Беседа о  таких  вопросах как  духовные и  материальные потребности  человека,  роль природы в жизни  человека. В сетях жизни (3 часа) Беседа на тему  занятия.  Рисунок на  тему «мой  идеальный  пейзаж» 32 Соседи по  планете  Беседа,  практическое  занятие. 33 34 О нитях,  сплетающих ся в сети  Беседа,  практическое  занятие. Беседа,  практическое  занятие.   Способы  обучения и  обмена  информацие й в  животном  мире Беседа с  учителем на  тему занятия. Беседа на тему  занятия,  рисунок  «пищевая цепь  из 3 звеньев» Просмотр  видеофрагмент а. Обсуждение  с учителем. Рассказ об  основных видах  биологического  разнообразия и  взаимопомощи в  животном мире Рассказ о цепях  питания,  введение  понятий  «хищники»,  «всеядные  животные»,  «цепь и сеть  питания» Рассказ о  способах  обучения и  обмена  информацией  между  животными,  просмотр  24 Формирование  понятия  «животный мир городов» и  представления  о влиянии  человека на  окружающую  среду. Формирование  ценностного  отношения к  природе. Формирование  понятий  «биосфера»,  «приспособлен ность»  «взаимопомощь » Формирование  понятий  «хищник»,  «всеядное  животное»,  «цепи и сети  питания» Формирование  представления  о способах  обучения и   обмена  информацией     среди  животных видеофрагмента. Календарно­тематическое планирование для 4 класса № Внеурочное занятие (тема,  название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляем ые действия) Деятельност ь учащихся (осуществляе мые  действия) Формируе­ мые умения Плани­ руемая дата Факти­ ческая дата Вводное  занятие. Мы  жители  планеты  Земля. Мир  вокруг. Экология и  мы.  Место  человека в  мире  природы.   Принятие в  юные экологи Осень в  природе.  Хозяйственна я  деятельность  человека  осенью. 1 2 3 Беседа,  практическое  занятие. Беседа Беседа,  практическое  занятие. 4 Неживая  природа Беседа,  практическое  Введение (1 часа)   Представление  об основных  понятиях  начального  природоведения  (живая неживая  природа).Знаком ство с правилами поведения при  проведении  наблюдений и  практикумов Знакомство  детей с  целями и  задачами  курса,  с  правилами  поведения  при  проведении  наблюдений и  практикумов Человек и природа (2 часов) Беседа с  учителем по  теме занятия. Сбор  материала  для гербария. Беседа на тему:  Как человек  связан с  природой?  Может ли  человек  существовать  вне природы, и  природа без  человека? Расширить  представление  детей об осени  как времени года и о признаках  осени, о работе  человека в  осенний период,  выход на  пришкольный  участок.   Неживое в природе (5 часов) Формирование  представлений о    Рисунок на  тему:  25 Формирован ие  понимания  целей курса. Осознание  места  человека  как части  природы. Расширение  представлен ия детей об  осени, как  времени  года Формирован ие занятие. Солнце –  источник  тепла и света Беседа,  практическое  занятие. Вода, её  признаки и  свойства Беседа,  практическое  занятие. Почва.  Значение  почвы.  Беседа,  практическое  занятие. неживой  природе, ее  многообразии. Солнце ­  источник тепла и света для живых  существ.  Влияние солнца  на жизнь на  Земле. Солнце и  здоровье Вода, ее  признаки и  свойства,  способы  сбережения  воды. Почва –  необходимая  среда для  растений.  Охрана почвы.   «Предметы и  явления  неживой  природы  вокруг меня» Рисунок на  тему «Солнце – источник  тепла и  света» Опыты по  выявлению  свойств воды: вода ­  растворитель, текучесть,  прозрачность, переходные  состояния,  круговорот  воды Опыты по  составу почвы (вода, воздух, органические  вещества,  песок, глина). Погода.  Предсказание погоды.  Климат. Беседа,  практическое  занятие. Приметы,  прогнозирующие  изменения в  погоде Практическая работа  «Наблюдение  за погодой». представлен ий о  неживой  природе, ее  многообрази и. Формирован ие  представлен ия о  влиянии  Солнца на  жизнь на  Земле Расширение  знаний о  свойствах  воды,  формирован ие  ценностного отношения  к воде Расширение  знаний о  составе  почвы и  способов ее  обработки. Расширение  знаний о  климате и  предсказани и погоды Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (5 часов) 5 6 7 8 9 Беседа,  практическое  занятие. Экологически е связи  неживой и  живой  природы Рассказ о цепях  питания Соревнование на создание  самой  интересной и  длинной цепи  питания. 10 Растения  рядом Беседа,  практическое  занятие. Экскурсия,  практикум  «Выявление  повреждений  Практическая работа по  изучению  растений  26 Расширение  представлен ие учащихся об  экологическ их связях  неживой и  живой  природы. Формирован ие навыка  распознаван ия Беседа,  практическое  занятие. Комнатные  растения.  Размножение  комнатных  растений Дикорастущи е растения. Беседа,  практическое  занятие. Легенды о  растениях. Беседа,  практическое  занятие. Съедобные и  несъедобные  грибы Беседа,  практическое  занятие. 11 12 13 14 15 Микроскопич еские грибы Беседа,  практическое  занятие. пришкольного участка. Игра  «Угадай  растения по  описанию Практическая работа по  размещению  комнатных  растений,  по  правильному  комплексном у уходу за  комнатными  растениями деревьев.» Комнатные  растения разных  экологических  групп. Рассказ о  различных  способы  размножения  комнатных  растений  (побеги, черенки, листья, деления  корневища). Рассказ о  дикорастущих  растениях,  просмотр  видеофрагмента Беседа по  теме занятия,  рисунок на  тему растения луга, водоема  или леса Познакомить с  легендами о  растениях, их  удивительными  свойствами.  Работа с  гербариями. Царство грибов (2 часа) Обобщить  представления о  сходстве и  различии  съедобных и  несъедобных  грибов Рисунок на  тему  «Съедобные и несъедобные  грибы» Дать  представление о  некоторых видах микроскопическ их грибов  Рисунок на  тему  «Соблюдайте  чистоту!» 27 повреждени й деревьев Формирован ие  ценностного отношения  к  комнатным  растениям Сформиров ать  представлен ие о  разнообрази и  дикорастущ их растений, об их  экологическ их  особенностя х, охране Расширение  знаний о  растениях   через  работу с  гербариями Формирован ие   представлен ие о грибах  как части  живой  природы Воспитание  грамотного  отношения  к гигиене  продуктов Беседа,  практическое  занятие. Времена года  на Земле  Наблюдения  за сезонными  изменениями  в неживой и  живой  природе Изменения  окружающей  среды Беседа,  практическое  занятие. Условия  жизни  растений Беседа,  практическое  занятие. Разнообразие  животных,  условия их  жизни Беседа,  практическое  занятие. 16 17 18 19 (дрожжевые,  кефирные,  плесневые). Среда обитания (4 часов) Сравнение  времен года в  разных  географических  поясах Земли.  Зависимость  разных форм  жизни от  изменений  температуры и  осадков Смена  естественных и  регулярных  изменений, их  взаимосвязь  (количество  растительности – численность  травоядных –  численность  хищников) Дикорастущие и  культурные  растения.  Теплолюбивые и  светолюбивые  растения Представление о  классификации  животного мира.  Местообитание  животных в  экосистеме.  Цепи питания. Сравнение  времен года в  разных  географическ их поясах  Земли.  Зависимость  разных форм  жизни от  изменений  температуры  и осадков Смена  естественных  и регулярных  изменений, их взаимосвязь  (количество  растительност и –  численность  травоядных –  численность  хищников) Рисунок на  тему: "  Дикорастущи е и  культурные  растения.  Теплолюбивы е и  светолюбивые растения» Рисунок на  тему «Такие  разные  животные» Жизнь животных (2 часа) 28 Развитие  логических  способносте й через  сравнение  различных  времен года Развитие  логических  способносте й, через  анализ  череды  фактов Расширение  знаний о  теплолюбив ых и  светолюбив ых  растениях Формирован ие  представлен ие о  классифика ции  животного  мира. 20 21 22 23 24 25 Беседа,  практическое  занятие. Беседа,  практическое  занятие. Экологически й проект  «Почему  нужно  защищать  природу?»  Красная  книга –  способ  защиты  редких видов  животных и  растений Полезные  взаимосвязи  природы и  человека. Что  делать для  сохранения  вымирающих  видов? Знакомство с  разделами  Красной книги.  Красная книга  родного края.   Разгадывание  загадок. Подбор и  обрабатывани е материала к  теме проекта. Знакомство с  разделами  Красной  книги.  Красная  книга родного края.   Разгадывание  загадок. Развития  умения  самостоятел ьного  подбора  информации Расширение  знаний о  редких и  исчезающих  видах  растений и  животных Жизнь  среди  людей Беседа,  практическое  занятие. Человек и животные (4 часов) Жизнь в городах. Человек и  животное. Изготовление  кормушек Домашние  животные и  уход за ними. Беседа,  практическое  занятие. Беседа,  практическое  занятие. Беседа,  практическое  занятие. Работа над  проектом «Ты  в ответе за  тех, кого  приручил».  Паразиты.  Бактерии и  вирусы.  Борьба с  болезнями Знакомство с  разновидностями домашних  животных.  Рассказы детей о своих питомцах.  Конкурс загадок  о животных. Подбор и  обработка  материала к  проекту. Работа  в группах. Разработка  инструкции  по уходу и  содержанию  домашних  питомцев. Подбор и  обработка  материала к  проекту.  Работа в  группах. Понятие –  паразиты.  Питание за счёт  других.  Полезные и  вредные вирусы  и бактерии.  Иммунная  система  человека. Я и мое окружение (4 часа) Работа со  справочной  литературой. 29 Формирован ие  гуманного  отношения  к зимующим птицам Расширение  знаний о  правилах  содержания  домашних  животных Формирован ие навыка  самостоятел ьной работы над  проектом Развития  навыка  работы со  справочной  литературой Чтение  стихов,  художественн ой  литературы о  семье, любви,  дружбе, труде Формирован ие  почтительно го  отношения  к своей  семье Рисунок на  тему «Дружба народов» Формирован ие  уважительн ого  отношения  к другим  народам Занятие и  обязанности  членов семьи по  ведению общего  хозяйства. Роль  семьи в жизни  человека. Доброжелательн ые отношения с  ними. Все мы —  соседи по  планете. Кто  наши соседи?  Дружба народов, взаимопомощь,  уважение  традиций.  Обычаи и  традиции  русского народа Свет, тепло, уют. Для чего  предназначена  мебель,  растения? Что  необходимо  сделать для  создания уюта в  классной и  игровой  комнатах? Моя семья.  Рассказы и  стихи о семье. Беседа,  практическое  занятие. Соседи­ жильцы Беседа,  практическое  занятие. Мой класс Беседа,  практическое  занятие. Дом моей  мечты Беседа,  практическое  занятие. 26 27 28 29 30 Гигиена  класса Беседа,  практическое  занятие. Формирован ие  ответственн ого  отношения  к дежурству в классе Развитие  мелкой  моторики и  фантазии  при работе с рисунком Формирован ие  добросовест ного  отношения  к гигиене  класса Дежурство по классу Из чего сделан  дом? Что в нем  будет? Чего в  нем не будет? Рисунок на  тему «Дом  моей мечты» Гигиена моего дома (4 часов) Влажная  уборка  квартиры,  ремонт,  дезинфекция,  проветривани е. Гигиена  жилища.  Режим  проветривани я класса.  Влажная  Влажная уборка  квартиры,  ремонт,  дезинфекция,  проветривание.  Гигиена жилища. Режим  проветривания  класса. Влажная  уборка.  Дежурство. Уход за комнатными  30 уборка.  Дежурство.  Уход за  комнатными  растениями  (опрыскивани е, рыхление  почвы, полив,  протирание  листьев).  Уход за  домашними  животными Составление  списка  бытовых  приборов в  квартире, кто  ими  пользуется,  правила  безопасности  при их  эксплуатации Знакомство с  одеждой и  обувью. Их  назначение,  экологически е,  гигиенически е требования,  условия  содержания,  уход. Знакомство с  русской  народной  одеждой,  придумывани е своего  рисунка  одежды. растениями  (опрыскивание,  рыхление почвы,  полив,  протирание  листьев). Уход за домашними  животными Знакомство с  бытовыми  приборами.  Влияние их на  температуру и  влажность  воздуха в  квартире, на  жизнедеятельнос ть человека.  Правила  обращения с  газовой и  электрической  плитой. Знакомство с  одеждой и  обувью. Их  назначение,  экологические,  гигиенические  требования,  условия  содержания,  уход. История  появления  одежды. Как  ухаживать за  одеждой. 31 Расширение  знаний о  бытовых  приборах и  правилах их эксплуатаци и Расширение  знаний о  гигиеническ их  требованиях к одежде и  обуви Расширение  знаний о  русской  народной  одежде и  развитие  фантазии  через  придумаван ие своего  рисунка. Бытовые  приборы в  квартире Беседа,  практическое  занятие. Наша одежда  и обувь Беседа,  практическое  занятие. Русская  народная  одежда Беседа,  практическое  занятие. 31 32 33 Воздух и  здоровье  человека 34 Беседа,  практическое  занятие по  уборке класса Воздух и здоровье (1 час) Свойства  воздуха, влажная уборка,  проветривание. Знакомство с  комплексом  дыхательной  гимнастики. Формирован ие  понимания  значимости  чистоты  помещений 8. Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Материалы для учителя:  Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1­4 классы. ­ М.: ВАКО, 2004  Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1­2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. ­ М.: ВАКО, 2007  Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3­4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. ­ М.: ВАКО, 2008  Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1­4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина.   М.: 5 за знания, 2009  Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. ­ М.: Сов. энциклопедия, 1985  Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя.  ­ М.: Просвещение, 1991  Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1­4 классы/ Юдина И. Г. ­ Волгоград: Учитель, 2004  Специфическое  сопровождение (оборудование): ­ Глобус, компас, микроскоп.  ­ Модели форм поверхности Земли.  ­ Модели систем органов организма человека.  ­ Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).  Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).  Электронно­программное обеспечение:  Видеофильмы и звукозаписи естественно ­ научного, обществоведческого содержания. 32 Календарно тематическое планирование  курса «Юный эколог» 3 класс (сжатый вариант) Тема занятия Кол­во часов Дата № 1 2 3 4 5 наблюдения. средах обитания.  наблюдения. промыслами.  Готовимся наблюдать и изучать. Качества юного эколога. Инструктаж по ТБ.  Экскурсия в природу «Друзья леса». Тренируем наблюдательность.  Как мы воспринимаем окружающий мир. Тренируем органы чувств.  Что такое гармония.  Какого цвета лес. Рисуем впечатления.  Учимся пользоваться приборами. Формирование навыка работы с  микроскопом.  Что такое симметрия. Лучевая симметрия. Практические задания.  Живая спираль. Знакомство с развитием растений и животных.  Такие разные листья. Различаем деревья по кроне.  О кронах, густых и ажурных. Расширение знаний о необычных деревьях. 6 7 8 9 10  Учимся планировать наблюдение за животными. Составление плана  11  Изучаем условия обитания растений. Формирование знаний о различных  12  Изучаем поведение животных и растений. Изучение особенностей поведения. 13  Экскурсия «Что и кто влияет на живой организм?». Отработка навыка  14  Лес в работе народных умельцев. Знакомство с традиционными народными  15  Животные и растения в народном творчестве. Обсуждение героев народных  16  Лес — кормилец и врачеватель. Расширение представлений о лекарственных  17  Поговорим о доме. Знакомство с различными видами жилищ.  18  Мой дом — моя крепость. Формирование представления о постоянных и  19  Дом — это не только стены. Конкурс рисунков «Мой дом».  20  Предметы домашнего обихода и одежда из природных материалов.  21  Причины исчезновения некоторых видов растений и животных. Создание  22  Появление городов. Закрепление понятий город, деревня. 23  Жизнеобеспечение городов. Составление модели взаимодействия  24   Город будущего. Влияние города на человека. Конкурс рисунков  25  Разнообразие экосистем. Систематизация знаний об экосистемах. 26   Экосистема леса.  Формирования понятия «ярусность». Рассказ об истории их возникновения.  города и прилегающей территории. сказок. растениях. переносных жилищах. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 плаката «Сохрани живое!» «Город будущего». 33 среду.  тундре.  пустынь. 27  Экосистема болота. Знакомство с видами и значением болот. 28  Экосистема пустынь. Формирование представления об обитателях  29  Экосистема тундры. Знакомство с экстремальными условиями жизни в  30  Городская экосистема. Беседа о влиянии человека на окружающую  31  Роль природы в жизни человека. Формирование ценностного отношения к  32  Соседи по планете. Формирование представления о взаимоотношениях в  33  О нитях, сплетающихся в сети. Введение понятия «цепь питания».  34   Способы обучения и обмена информацией в животном мире. Формирование  животном мире.  природе.  представления о способов общения животных. 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно тематическое планирование  курса «Юный эколог» 4 класс (сжатый вариант) № Тема занятия Кол­во часов Дата Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. Мир вокруг. Инструктаж по ТБ. Экология и мы.  Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи 1 2 3 Осень в природе. Хозяйственная деятельность человека осенью. Экскурсия на  4 Неживая природа. Формирование представлений о многообразии природы. пришкольный участок. 5 Солнце – источник тепла и света.  Формирование представления о влиянии  солнца на жизнь на Земле. Вода, её признаки и свойства. Расширение знаний о свойствах воды. 6 7 Почва. Значение почвы. Расширение знаний об охране почвы. 8 Погода. Предсказание погоды. Климат. Практическая работа. 9 Экологические связи неживой и живой природы. Составление цепи питания. Растения рядом. Экскурсия. Формирование навыка распознавания поврежденных  10 деревьев. 11 Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Практическая работа. 12 Дикорастущие растения. Формирование представления об их особенностях. 13 Легенды о растениях. Знакомство с легендами о растениях родного края. 14 Съедобные и несъедобные грибы. Обобщение знаний о грибах.  15 Микроскопические грибы. Воспитание грамотного отношения к гигиене  16 Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и  17 Изменения окружающей среды. Практическая работа. 18 Условия жизни растений. Практическая работа. 19 20 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?». Развитие умения  Разнообразие животных, условия их жизни. Практическая работа. живой природе. продуктов. самостоятельного подбора информации. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 21  Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.  Расширение знаний о представителях Красной книги. 22 Жизнь среди людей. Изготовление кормушек. 23 Домашние животные и уход за ними. Разработка инструкции по уходу за  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 справочной литературой. животными. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Формирование навыка самостоятельной работы. 24 25 Паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. Развитие навыка работы со  26 Моя семья. Рассказы и стихи о семье. Практическое занятие. 27 Соседи­жильцы. Формирование уважительного отношения к окружающим. 28 Мой класс. Формирование ответственного отношения к дежурству по классу. 29 Дом моей мечты. Конкурс рисунков. 30 Гигиена класса. Практическая работа. 31 Бытовые приборы в квартире. Составление памятки по безопасному  32 Наша одежда и обувь. Разработка гигиенических требований к одежде и обуви. 33 34 Воздух и здоровье человека. Практическая работа. Русская народная одежда. Расширение знаний о русской народной одежде. использованию бытовых приборов.   35

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа

"Юный эколог" рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2017