Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности:
«Юный шахматист»
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование 1 класс
Количество часов 33
Программа разработана на основе
авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы в
школе»
Пояснительная записка.
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан
на 4 года обучения в соответствии с нормативноправовой и документальной основой:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей
Федерации.
Российской
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 135128/13 «О
повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных
объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28
16).
Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарноэпидемиологическими требованиями к учреждениям образования
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной
из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные
подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок
«одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого
потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно
отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого
обучения, развития и воспитания.Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей
человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе
работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети
наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они
развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие
невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко
снижается: если в 10летнем возрасте их примерно 6070%, то к 14 годам 3040%, а к 17 –
1520%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую,
образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого
ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов
учащихся являются кружки по интересам детей.
Одним из таким кружков является кружок «Юный шахматист».
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в
свободное от учёбы время.
Задачи программы:
1. Организация общественнополезной и досуговой деятельности учащихся .
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
Сверстниками.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования
здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Количество часов: 1 час в неделю (33 часа в год)Сроки реализации: 20152016 г.
Участники программы: учащиеся 1 4 классов.
«Юный шахматист»
Учебно – тематический план (14кл.)
1кл. 33 ч. 2 кл. 34 ч. 3 кл. 34 ч. 4 кл. – 34 ч.= 135 ч.
темы
Всего
(часов)
Теория
(часов)
Практика
(часов)
Шахматная доска и фигуры
Ходы и взятие фигур
Цель и результат шахматной партии
Понятия «шах», «мат», «пат».
Ценность шахматных фигур.
Нападение, защита и размен.
Понятие о дебюте .Общие принципы
разыгрывания дебюта.
Особенности матования одинокого
короля.
Тактические приёмы и особенности их
применения.
Начальные сведения об зндшпиле.
Начальные сведения об миттельшпиле.
Подведение итогов
итого
4
16
16
16
20
14
14
16
16
4
135
2
6
6
4
6
4
4
4
4
40
2
10
10
12
14
10
5
12
12
4
95
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10Содержание курса
1. Шахматная доска и фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности.
Особенности психологической подготовки юного шахматиста.понятие о здоровом
образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска, поля, линии и обозначения.Легенды о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения.
Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
2.Ходы и взятие фигур.
Геометрические мотивы перемещения шахматных фигур.
Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.
Ударность и подвижность игр.
Превращение пешки и взятие на проходе пешкой.
Угроза, нападение, защита, двойной удар.
Контроль полей.
Ограничение подвижности фигур.
Моделирование на шахматном материале.
Рокировка, правила ее выполнения.
Практика: упражнения по выполнению ходов различными фигурами. Запись ходов.
3 Цель и результат шахматной партии.
Понятие «шах», способы защиты от шаха.
Открытый и двойной шах.
Понятие «мат».
Обучение алгоритму матования в один ход.
Сходство и различие понятий, выигрыш, ничья.
Практика.
Решение упражнений на постановку мата и пата.
Различное количество ходов.
4.Ценность шахматных фигур.
Нападение, защита, размен.
Ценность фигур.
Единица измерения ценности.
Защита, размен, виды размена.
Материальный перевес.
Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практика. Решение арифметических и логических задач.5.Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта.
Классификация дебютов.
Мобилизация фигур.
Короткая и длинная рокировка .Борьба за центр.
Роль и мобилизация работы фигуры, гамбиты.
Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Практика. Игровая практика.
6. Особенности матования одинокого короля.
Матование двумя ладьями.
Матовые и патовые позиции.
Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.
Управление качеством матования.
Практика. Решение задач с нахождением короля в разных зонах.
7 Тактические приемы и особенности их применения.
Слабость крайней горизонтали , двойной удар, открытое нападение , связка.
Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия.
Освобождение пространства.
Перегрузка, комбинаторика, комбинации.
Мельница как алгоритм с циклами.
Эстетика шахматных комбинаций.
Практика. Решение тестовых позиций, соревнования.
8.Начальные сведения об эндшпиле.
Пешечный эндшпиль.
Король и пешка против короля.
Правило квадрата.
Роль оппозиции. Отталкивание.
Треугольник, прорыв, игра на пат.
Ладельный зншпиль. Ладья и пешка против пешки.
Построение моста , активность фигур.
Практика. Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
9.Начальные сведения о миттельшпиле.
Понятие о варианте.
Логические связи. открытая, линия, проходная пешка.
Пешечные слабости, форпост, позиции короля.
Атака на короля, централизация, овладение тяжелыми фигурами.
Вскрытие и запирание линий , блокада.
Практика .Отработка на практике миттельшпиля.Поведение итогов года.
Презентация, соревнование.
Тематическое планирование 1 класс.
(далее буквой «т» обозначена теория, буквой «п» практика.)
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Познаватель
ные
УУД
Коммуни
кативные
УУД
Регуляти
Личност
вные
УУД
ные
УУД
03.09.15
10.09.15
17.09.15
Осваивать
начальные
формы
познавательной
и личностной
рефлексии.
Учится
использовать
Активно
использо
вать речевые
средства в
процессе
общения с
товарищами
во время
Овладе
вать
способно
стью
прини
мать и
сохранять
цели и
Адекват
но
оценивать
свое
поведе
ние и
поведе
№ Тема занятия Кол
во
час
ов
1
Вводный урок
1
1
1
2 Место шахмат в
мировой
культуре
3
Роль шахмат в
воспитании и
развитии
личности4
5
6
7
8
9
10
Шахматная
доска и
фигуры(т, п.)
Шахматная
доска и фигуры
(т., п.)
Понятие о
здоровом образе
жизни.
Шахматная
доска.
Понятие о
здоровом образе
жизни.
Шахматная
доска.
Понятие о
здоровом образе
жизни.
Шахматная
доска.
Понятие о
здоровом образе
жизни.
Шахматная
доска.
Сильнейшие
шахматисты
мира.(т)
Поля, линии,
обозначения.(п)
11 Тренировочные
упражнения.(п.)
Запись позиций.
(т.)
12 Тренировочные
упражнения.(п.)
Запись позиций.
(т.)
13
Названия
фигур.(т)
Упражнения на
выполнение
ходов
различными
фигурами.(п.)
1
1
1
24.09.15
01.10.15
08.10.15
1
15.10.15
1
22.10.15
1
29.10.15
1
12.11.15
1
1
1
19.11.15
26.11.15
03.12.15
задачи
занятия.
Находить
способы
решения и
осуществ
ления
поставлен
ных задач.
Формиров
ать
умение
контроли
ровать
свои
действия.
Учиться
понимать
причины
успеха и
неуспеха
своей
деятельно
сти.
занятий в
кружке.
Учится
слушать
собеседника,
напарника
по игре
быть
сдержанным,
выслушивать
замечания и
мнение
других
людей,
излагать и
аргументиро
вать свою
точку
зрения.
Учиться
договариват
ься о
распределен
ии функций
и ролей в
совместной
деятельнос
ти.
знако
символические
средства
представления
информации.
Использовать
различные
способы поиска
информации на
заданную на
кружке тему.
Собирать и
обрабатывать
материал ,
учится его
передавать
окружающим
разными
способами.
Овладевать
логическими
действиями,
устанавливать
аналогии ,
строит
рассуждения,
овладевать
новыми
понятиями.
Овладевать
начальными
сведениями об
изучаемом
объекте(шах
матах)
учиться
работать в
информационн
ой среде по
поиску данных
ние
окружаю
щих.
Ориенти
ро
ваться на
становле
ние
гуманис
тических
ценностей
.
Формиро
вать
Социаль
но
ориентиро
ва
нный
взгляд
на мир.
Форми
ровать
Уважи
тельное
Отноше
ние
К иному
мнению
и
культуре
других
народов.
Учиться
понимать
свою
социаль
ную
роль
развивать
самостоятель
ность и
оветствен
ность.
Развивать
навыки
сотрудни
чества
со
взрослы
ми
и
сверстни
ками.
Учиться
Относи
ться
бережно к
матери
аль
ными
духовным
ценнос
тям.
1
10.12.15
изучаемого
объекта.
1
17.12.15
1
24.12.15
1
14.01.16
1
21.01.16
1
28.01.16
1
04.02.16
14
15
16
Названия
фигур.(т)
Упражнения на
выполнение
ходов
различными
фигурами.(п.)
Названия
фигур.(т)
Упражнения на
выполнение
ходов
различными
фигурами.(п.)
Названия
фигур.(т)
Упражнения на
выполнение
ходов
различными
фигурами.(п.)
17 Ходы и взятие
ладьи, слона , и
др. фигур.(т.)
Дидактические
игры.(п.)
18 Ходы и взятие
ладьи, слона , и
др. фигур.(т.)
Дидактические
игры.(п.)
19 Ходы и взятие
ладьи, слона , и
др. фигур.(т.)
Дидактические
20
игры.(п.)
Ударность и
подвижность
фигур в
зависимости от
положения на
доске.(Т.)
Упражнения на
ограничение
подвижности
фигур.(п.)1
18.02.16
1
25.02.16
1
03.03.16
21
22
23
Ударность и
подвижность
фигур в
зависимости от
положения на
доске.(Т.)
Упражнения на
ограничение
подвижности
фигур.(п.)
Превращение
пешки и взятие
На проходе
пешкой.(т.)
Тренировочные
упражнения.(п.)
Превращение
пешки и взятие
На проходе
пешкой.(т.)
Тренировочные
упражнения.(п.)
24
Угроза,
1
10.03.16
нападение,
защита, двойной
удар.
Дидактические
игры на
маршруты
фигур(п.)
1
1
1
1
17.03.16
24.03.16
07.04.16
14.04.16
25
Ограничение
подвижности
фигур.(т.), (п.).
26 Моделирование
на шахматном
материале.(п.)
27 Моделирование
на шахматном
материале(п.)
Рокировка.
Правила её
28
выполнения(т)
Решение
упражнений на
рокировку.(п.)29
Рокировка.
Правила её
выполнения.(т)
Решение
упражнений на
рокировку.(п.)
30 Упражнения на
шахматной
доске.
Понятие о
шахматном
турнире.
(т.)Правила
поведения при
игре на
турнирах(п.)
Шахматный
турнир.(п.)
31
32
33
1
21.04.16
1
1
28.04.16
05.05.16
2
12.05.16
19.05.16
Итого
33 часа.Учебнометодическая литература.
1. Авторская программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
2. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книгасказка для совместного чтения
родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2009.
3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь.— М.: Просвещение, 1983.
4. Гончаров В.И. Очерки по шахматной педагогике. – Наб. Челны, 2002.
5. Гончаров В.И. Как стать тренером по шахматам. – Наб. Челны, 2004.
6. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. ОТДАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ! – Л.:Детская литература,
1989.
7. Вольф П. Шахматы. – М.: АСТАстрель, 2004.
8. Губницкий С. Б. и др. Полный курс шахмат, 64 урока для новичков и не очень
опытных игроков.