Юридическая психология
Оценка 4.8

Юридическая психология

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +2
docx
Междисциплинарный 4
10 кл—11 кл +1
25.01.2017
Юридическая психология
Данный материал будет полезен как учащимся, так и педагогам в рамках преподавания курса права. Особо полезен материал будет студентам юридических факультетов. материал базируется на основных правовых принципах, включая не только нормы права, но и психологический анализ. также материал может быть полезен и родителям для предотвращения девиантного поведения.
Юридическая психология.docx
Юридическая психология СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………….3 1. Основные личностные теории в психологии……………………..…..4 2. Самосознание как основной компонент личностной теории ………15 Заключение………………………………………………………………..18 Литература……………………………………………………………..….20 2 ВВЕДЕНИЕ Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе   и   механизмах   развития   личности.   Теория   личности   пытается   не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем: 1.   Каков   характер   главных   источников   развития   личности   — врожденный или приобретенный? 2.   Какой   возрастной   период   наиболее   важен   для   формирования личности? 3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)? 4.   Обладает   ли   личность   свободой   воли,   и   в   какой   степени   человек осуществляет контроль над своим поведением? 5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов? Каждый   психолог   придерживается   определенных   ответов   на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых   комбинаций   таких   ответов,   или   теорий   личности.   Выделяют психодинамическую, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.   гуманистическую,   аналитическую,   когнитивную, 3 1. Основные личностные теории в психологии Среди   работ   выдающихся   методологов   отечественной   психологии исследования   Людмилы   Ивановны   Анцыферовой   (1924–2013)1  занимают особоеместо.   Начиная   свою   научную   карьерус   изучения   элементарного наглядно­действенного мышления высших животных, она уже в этот период своей   исследовательской   деятельности   использовала   приемы   анализа эмпирическихрезультатов,   выходя   при   этом   на   высокий   уровень теоретического   обобщения.   В   1994   г.   в   интервью   журналу   «Вопросы психологии», данном по случаюсвоего 70­летнего юбилея, она призналась: «… изучая   шаг   за   шагом   аналитико­синтетическую   деятельность   животныхв наглядных ситуациях, я впервые по­настоящему поняла, что такое мышление и каковы механизмы его функционирования»2. Как   одна   из   учениц   С.Л.   Рубинштейна,   Анцыферова   занималась   не толькопроблемами мышления, но и вопросамипсихологии личности и в целом методологическими   основаниями   психологической   науки.   В   разные   годы, особеннов   конце   1960­х   —   начале   1970­х   гг.   онаобращается   к   проблеме психическогоразвития человека, анализирует закономерности исторического развития   человеческой   психики,   сознания,   обсуждаетпроблему   активности ребенка   и   взрослого   в   процессе   взаимодействия   со   средой,   рассматривает 1  Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М, Институт психологии РАН, 2015  2 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2015 4 понимание   психической   деятельности   как   рефлекторнойаналитико­ синтетической   деятельностимозга,   выделяет   роль   внутренних   факторов развития   (мотивации,   потребностей,эмоций).   Перечисленные   проблемы фактически стали классическими для психологической науки. Современные психологи в самых разных формах возвращаются к их разработке. Фундаментальным   исследованиемАнцыферовой3  стало   детальное   и глубокое   обсуждение   проблемы   связи   сознания   и   деятельности. Критическиосмысливая   пути   ее   решения,   она   пишет,   что   недостаточность разработкиэтой проблемы вызвана тем, что в философии человек выступает как   субъект   познания   и   не   рассматривается   каксубъект   практической   и теоретическойдеятельности. Острота проблемы связипсихики и деятельности возникла   вследствие   того,   что   психика   часто   трактовалась   как   нечто внутреннее,   а   деятельность   —   как   внешнее.   На   самом   деле,указывает исследователь,   психика   составляет   интегральную   часть   деятельности,   а деятельность   является   той   системой,   которая   регулируется   психикой,ведь побудительную, «психика представляютсобой и     сознание     регулирующую,ориентирующую   и   контролирующуючасть   деятельности… сама созидательная деятельность есть единство психического, отражательно­ побудительного(внутреннего) и исполнительного (внешнего)»4. Не останавливаясь на проблеме соотношения психики и деятельности, кактаковых, и основываясь на представлениях Рубинштейна о человеке как субъекте практической и теоретической деятельности, Анцыферова указывает нато,   что   центром   психологического   исследования   должна   стать   не   сама 3 Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М, Институт психологии  РАН, 2015  4  Гинзбург   М.Р.   Психологическое   содержание   личностного   самоопределения   //   Вопросы психологии. – 2014. ­ № 3. – с. 43 – 53 5 посебе   психика,   а   деятельный   человек   ивключение   психики   в   исходную систему его связей с окружающим миром. Это   было   и   остается   созвучным   методологии   комплексного   основателей   которая   разрабатывалась   однимиз человекознания, ленинградской   психологической   школы   Б.Г.   Ананьевым,   впредставлениях которого   именно   человек   является   главным   предметом   познания.   Эти представления Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, С.Л. Рубинштейна и других ученых о месте человека, наделенного психикой, в современном мире и роли его   связей   с   этиммиром   активно   развиваются   в   настоящее   время   в психологических исследованиях Института психологии РАНи многих других научных центров5. Идеи   о   деятельном   человеке   постепенно   становятся   основой разработкиАнцыферовой   динамического   подходак   исследованию   личности, четко   сформировавшегося   к   началу   1980­х   гг.   Раскрывая   сущность динамического подхода к психологическому изучению личности, Анцыферова указывает   на   то,   чтоличность   существует   в   процессе   постоянного несовпадения с собой, выхода засвои пределы, и утверждает, что сохранение ее устойчивости   и   интегративностиличности, связано     с   перманентнымизменением,   с   осуществлением   личностного   роста.   До настоящего   времени   развитие   динамического   подхода   кисследованию личности,   а   шире   —   к   изучению   психологии   человека,   являетсяодной   из основных   тенденций   развитияпсихологических   исследований   в   Институте психологии РАН. Преимущество   процессуально­динамического   подхода   к   личности состоит в том, что внимание исследователя сосредоточивается на изучении реальных отношений личности с миром, начто специально указывал в своих работах Рубинштейн, и на ее поступательномразвитии при условии наличия у 5 Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблем геронтопсихологии. М, Институт психологии  РАН, 2015  6 личности чувствительности к своим возможностям, рефлексивного отношения ксебе   и   творческого   отношения   к   прошлому,   настоящему   и   будущему. Такойже позиции придерживался известныйнемецкий психолог Ханс Томе6, научному творчеству которого Анцыферова посвятила отдельную работу. Х.   Томе   подчеркивал,   что   «исследуемые   проблемы   должны   быть укорененыв   мире   реальных   феноменов   человеческой   жизни».   Одним   из острыхпереживаний этой реальности, по мнению Томе, являются переживания жизненных   трудностей,   которые   становятсяхарактеристикой   не   столько деятельного, сколько страдающего человека. Последующее   знакомство   Анцыферовой   с   работами   Томе   открывает перспективы   исследования   того,   как   человек   преодолевает   те   или   иные жизненные   трудности,   в   том   числе   связанныес   определенным   возрастом; возникаетинтерес к геронтологическим исследованиям. Как и в предыдущие годы,видна   открытость   исследователя   новымфактам,   увлеченность   новыми идеями,которые   из   отдельных   и   нередко   беглых   высказываний   постепенно вырастают   в   самостоятельные   исследования.   Обращение   к   проблеме жизненных трудностей, к примерам деформации личностного развития, тем не менее,   не   трансформирует   общий   взглядна   личность   как   на   субъекта, способногок   преодолению,   преобразованию,   переосмыслению   возникших обстоятельств. Все интенсивнее эксплицируется представление о вариантах жизненных выборов, о разных стратегиях совладания с трудностями, о том, что своевременность действий и поступков человека следует трактовать как одно   из   проявлений   его   мудрости.   Кроме   того,   подчеркивается   важность эффективной   саморегуляции   и   социальной   поддержки,   необходимость обращения человека за помощью. Однако все это не меняет главной мысли автора   об   активности   и   действенной   позиции   самого   человека,   отом,   что «лишь сам субъект в силах изменить свою индивидуальную «теорию»,сделать 6 Х.Томе «Исследования развития поведения», 2015 М, переиз. 7 ее более реалистичной, переосмыслить выпавшее на его долю несчастье как неотъемлемую   часть   жизни,   ане   как   незаслуженное   наказание   судьбы».   В настоящее   время   эти   идеи   Анцыферовой   реализуются   и   развиваются   в научных направлениях исследования адаптации человека к профессиональной социально­экономическойсреде, деятельности эмоционального   выгорания   и   совладающего   поведения,психологической изменяющейся     и   безопасности человека и др7. Разнообразие   обсуждаемых   стратегий   совладания   с   трудностями нередкопрепятствует их систематизации и классификации, если не пытаться выделитькритерии   обобщения   этих   стратегий.   Помнению   Анцыферовой, выбираемые   человеком   «техники»   жизни   обусловленыличностными особенностями   и   уровнемпсихотравмирующего   воздействия   трудных ситуаций.   Она   отмечает,   что   серьезный   методологический   просчет исследований   совладания   человека   с   трудными   жизненными   ситуациями видится   в   упрощенном   понимании   таких   ситуаций   как   обстоятельств, требующихот   субъекта   действий,   превосходящихадаптивные   возможности человека. На   самом   деле   важно   учитывать   нестолько   саму   по   себе   ситуацию, сколько   то,   какую   она   представляет   для   человека   значимость,   ценность. Нередкооказывается,   что   одна   и   та   же   ситуациявоспринимается   и переживается   людьми   по­разному   и   поэтому   может   различаться   степенью воспринимаемой угрозы. По мнению Анцыферовой, «чем более значительное место в смысловойсфере личности занимает находящийсяв опасности объект и   чем   более   интенсивной   воспринимается   личностью   угроза,   тем   выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью»8. Этот вывод вполне согласуетсяс результатами современных исследований. Например, по 7 Х.Томе «Исследования развития поведения», 2015 М, переиз. 8 8 И.И.Чесноковой9,   нужноразличать   реальную   и   субъективно мнению   переживаемую угрозу. При отсутствии реальной угрозы наличие у человека определяетсясубъективно­личностной интенсивного переработкойинформации, доступность которой обеспечивают определенные переживания     каналы (СМИ,межличностное  общение и др.). Так, оказалось, что высокий уровень   переживания   террористической   угрозы   жителямиЗабайкалья   по сравнению   с   москвичами   и   жителями   Чеченской   республикиверифицирует гипотезу о том, чтодля возникновения негативных переживаний опасности не важно наличие илиотсутствие реальной угрозы. В исследовании проводится дифференциацияпонятий   «угроза»   и   «опасность».   Угроза   определяется авторами как «возможная опасность», крайняя степень опасности. Учитывая эти   разграничения,   авторы   считают,   что   жители   ЧР   и   Москвыпереживают террористическую угрозу, ажители Забайкалья — опасность терактов. Продолжая тему субъективного восприятия опасности и интенсивности еепереживания,   следует   остановиться   наважном   вопросе   об   интенсивности воздействия   стрессора   и   степени   переживания   этого   воздействия.   Разумно всвязи с этим выделить особую группустрессоров, которые так и называются —стрессоры   высокой   интенсивности,   илитравмирующие   события.   Их воздействиеотличается от влияния других стрессоров тем, что человек, во­ первых, сталкивается с такими обстоятельствамижизни, которые связаны со смертью   илиугрозой   смерти,   или   с   угрозой   серьезныхповреждений, физической целостности других людей, и, во­вторых, испытываетинтенсивный страх,   беспомощность   илиужас.   Одним   из   психологических   последствий воздействия   травмирующихсобытий   является   посттравматическийстресс   Тарабрина),   наличие   которого   не   всегда   подтверждает (Н.В. сформулированную выше закономерность: чем интенсивнее угроза, тем выше мотивационный   потенциал   совладания   с   ней.   Отсутствие   линейной 9Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2011 9 зависимости   междуинтенсивностью   воздействия,   его   восприятием   и переживанием субъектом,а также мотивацией совладания с нимподчеркивает важность и сложностьпроблемы «личность в трудных жизненных условиях», которая активно разрабатывалась Л.И. Анцыферовой. Важноотметить, что все это   находит   свое   продолжение   в   целом   ряде   крупных   современных исследований. Другой   стороной   рассматриваемойпроблемы   является   вопрос   о методахвыявления жизненных трудностей и диагностики приемов и способов преодоления,   совладания   или   избегания   негативных   жизненных   событий. Ссылаясьна работы Томе, Анцыферова выделяетпсихобиографический метод, который«позволяет   полнее   раскрыть   детерминацию   ответа   индивида   на трудную  ситуацию». Кроме  того,  с  помощьюпсихобиографического   метода частичноможет   быть   решена   проблема   фрагментарности   подхода   к исследованию   трудных   ситуаций,   на   которую   указывала   Анцыферова. Особенно   важно   учитыватьцелостность   событий   жизни   при   исследовании людей   пожилого   возраста,   ведьдля   них   может   быть   характерно   наличиев   вызванной   криминальными анамнезе   множественной   травматизации, событиями, природными катастрофами, семейными проблемами, ситуациями физического   и   сексуального   насилия   и   др.   Кумулятивный   эффект значительно   усиливать множественной   травматизации   способен   посттравматическую   симптоматикуи   приводить осложненнымкоморбидными личностными,       к   состояниям, и диссоциативными   соматическими расстройствами. Как правило, именно у пожилыхлюдей такая картина наблюдается чаще,чем у молодых. Одним из современных методов,используемых для выявления картины травматических событий, является Опросник травматических ситуаций(Life   который   содержит   разные Experience   Questionnaire   —   LEQ), потенциальнотравмирующие ситуации и в какой­то степени может считаться вариантомпсихобиографического   метода.   При   более   развернутой   беседе 10 интервьюерспособен   получить   от   респондента   информацию   о   принципах   и   атакже   выявить приемах   совладания   с   различными   проблемами, интенсивность   влияниястрессора   на   актуальное   состояние   респондента. Другие методы исследованияразрабатываются в уже упоминавшихсянаучных направлениях исследования совладающего поведения и адаптации человека в социальной среде. Для   Анцыферовой   разнообразиестратегий   совладания   с   трудностями является признаком того, что личность непассивно реагирует на ситуацию, а посвоему воспринимает, переживает и относится к ней, а также принимает решение о возможности или невозможностиизменения ситуации. Множество стратегий совладания объединяются в несколько групп (это преобразующие стратегии,   приемы   приспособления,   стратегии   «борьбы   с   эмоциональными нарушениями»   и   др.).   Примечательно,   что   прианализе   групп   стратегий избегают оценочного подхода, то есть деления стратегий на продуктивные и непродуктивные, и учитывают особенности ситуации, готовность человека к ней,   личностные   характеристики.   Интересны,   к   примеру,   «идущее   вниз сравнение»   и   «идущее   вверх   сравнение».   Первая   из   выделенных   техник предполагает   сравнениесебя   с   людьми,   находящимися   в   болеетрудной ситуации,   вторая   —   вспоминание   о   своих   успехах   в   других   областях иситуациях.   Оба   этих   приема,   по   мнениюАнцыферовой,   обесценивают неудачу,минимально   участвуют   в   перестройкеотношения   к   себе   и «вписываются в личную теорию как незначительный биографический эпизод». Различные   приемы   приспособленияк   трудным   жизненным   условиям включают в себя изменение отношения к ситуации, а также переосмысление собственных   личностных   особенностей.   Изменение   отношения   к   ситуации реализуетсяс   помощью   различных   техник.   В   частности,   это   может   быть снижение уровня значимости ситуации или изменениеее смысла для человека. Рефлексия   надсобственными   личностными   особенностями   помогает разотождествиться   сосвоими   поведенческими   стратегиями,чувствами, 11 мыслями,   мотивационными   предпочтениями,   нередко   становящимися   для человека внутренними барьерами. Уделяя   значительное   внимание   жизненным   трудностям   — повседневнымнеприятностям, негативным событиям,связанным с возрастными изменениями,   непредвиденным   событиям   (опаснаяболезнь,   трагические потери   и   др.),   Анцыферова   не   умаляет   роли   личностныхособенностей   в использовании человеком тех или иных «техник» жизни. Она пишет о том, что   предпочитающиеконструктивно   преобразующие   стратегии, «люди, оказываются   личностями   с   оптимистическим   мировоззрением,   устойчивой положительной   самооценкой,   реалистическим   подходом   к   жизни   и   сильно выраженной   мотивацией   достижения»,   а   уход   от   трудных   ситуаций,   их избегание   типичны   для   людей,   «склонныхк   идущему   вниз   социальному сравнению»   воспринимающих   миркак   источник   опасностей.   Эти   данные хорошо   согласуются   с   современными   исследованиями   проблемы   счастья   и оптимизма,   в   которых,   однако,   отстаивается   дифференциальный   подход кпониманию соотношения оптимизма ипессимизма с позиции их баланса, а невзаимоисключения   у  одного   и  того  жечеловека.  Разумна,  с  нашей   точки зрения,   «реабилитация»   пессимизма,   который   в   отдельных   ситуациях (например,   при   снижении   личностного   контроля)   оказывается   более эффективным   и«психосберегающим»   по   сравнению   сактивно­ оптимистическими   стратегиями.   Значимость   соотношения   оптимизма   и пессимизма   возрастает   в   связи   не   только   с   дифференциальной   оценкой трудных   ситуаций   и   стратегий   совладания   с   ними,   но   и   с   изменением   с возрастом   соотношения   избегающих   и   активно­преобразующих   «техник» жизни.Практически   одновременно   с   изучением   поведения   личности   в трудныхжизненных   ситуациях   Л.И.   Анцыферова   разрабатывает   проблему типов   старения   и   возможностей   поступательного   развития   личности, предлагая   изменить   привычное   представление   о   старости   как   о   «времени суровой   зимы».Интересен   подход,   согласно   которомув   пожилом   возрасте 12 возможно «движение вспять», представляющее собой нерегресс, а «механизм обогащения   личности   латентными   новообразованиямипройденных   стадий, которые   оцениваются   и   переосмысливаются   ею   с   позицииактуального настоящего».   Наиболее   важными   ресурсами   этого   возраста,   согласно   являются   развитие   интуитивной   сферы   личности, Анцыферовой, креативность, реализация духовно­нравственных отношений. Ориентируясь в большей   степени   на   гуманистические   идеи   в   психологии   (К.   Роджерс,В. Франкл,  Х.  Томе),  автор   постулирует   неисчерпаемость   потенций   человека, отстаивает оптимистический подходк его жизни в поздние годы. Комплексность   развития   человека,его   морально­нравственные принципы,поиск смысла жизни, своего призванияи другие важные жизненные ориентиры   определяют   его   поступательное   развитие   в   любом   возрасте,   но наиболеезначимыми   они   становятся   в   пожилом   истарческом   возрасте,   для которых важнейшим  критерием позитивного  развития  личности  становится мудрость.С   мудростью,   пишет   Анцыферова,   часто   связывают   наличие   у человека   жизненного   опыта,   некоторого   экспертного   знания,   помогающего умелорешать   жизненные   проблемы.   Однако,как   пишет   автор,   этого   может быть   недостаточно,   ведь   логика,   рассудительность,   осведомленность, лишенные   сопутствующего   творческого   импульса,могут   так   и   остаться пустыми формами.Чтобы этого не случилось, «в функциональную систему мудрости, кроме осознанных, логически выстроенных знаний, должны входить и   неосознаваемые,интуитивные,   логически   не   связанные   «знания»   об ускользающих   от   вниманиялюдей   жизненных   случайностях,   о   незаметных изменениях (предвещающих,тем не менее, глобальные перемены)». Мудрость   человека   заключаетсяв   его   постоянной   работе   над   собой, встремлении   искать   и   находить   смыслпроисходящего,   в   кропотливом труденад   собственной   личностью.   Именнопоэтому   позитивное   развитие человека на поздних этапах взрослости основано, согласно Анцыферовой, на стремлении   сохранять   и   позитивно   развиватьхорошо   организованную 13 идентичность,реализовывать   свою   позицию   субъектажизни,   поддерживать уверенность   всебе   и   развивать   способность   к   самоанализу   и рефлексии.Заданные   Л.И.   Анцыферовой   ориентиры   в   изучении   психологии задачамидля   современных пожилогочеловека   остаются   важными     Предметом   одногоиз   таких геронтопсихологических   исследований. исследований   стал   посттравматический   стресс   и   совладающее   поведение   в пожилом   возрасте.   В   работе   показано,   что   у   пожилых   людей   свысоким уровнем   посттравматическогостресса   наблюдается   тенденция   повышения показателей эмоционально ориентированного копинга (ЭОК), при этомсвязь показателей ЭОК с психопатологической симптоматикой усиливается. При   низком   уровне   посттравматического   стресса   наблюдается повышение показателей проблемно ориентированногокопинга (ПОК) и ЭОК, причем   связь   ЭОКс   психопатологической   симптоматикойотсутствует.   При обсуждении результатов исследования был сделан вывод о том, что сам по себе проблемно ориентированный копинг не может быть критерием оценки успешности   совладания   сострессом.   Его   вклад   в   преодоление   жизненных трудностей   следует   оцениватьтолько   в   соотношении   с   двумя другимистратегиями   —   с   эмоционально   ориентированным   копингом   и   с избеганием.Актуально   для   современной   психологии   изучение   проблемы межпоколенеского   травматизма.   Исследование,   проведенное   на   выборке кандидатов   в   усыновители,   показало,   что   текущее   психическое   состояние усыновителей связано с уровнем межпоколенческого травматизма. Чем выше осведомленность   об   истории   предков,   темниже   показатели   по   шкале «депрессия»и   ниже   уровень   психологического   дистресса.   В   группе   риска (высокий   уровень   выраженности   психопатологической   симптоматики   и психологического дистресса, психической травматизации усыновителей) чаще встречается   такой   вид   межпоколенческого   травматизма,   как   наличие семейного секрета и насилие, а в группе «норма» — репрессии,смерти детей в роду.   Обнаруживаетсясвязь   между   наличием   в   роду   семейного   секрета   и 14 насилия и высокими показателями по шкале сензитивности. Сиротство в роду коррелирует с более высоким уровнем индекса травматизации. Приведенные   работы   —   только   частьтех   исследований,   которые подтверждают отмеченную Л.И. Анцыферовой более20 лет назад важность комплексного   изучения   совладания   человека   с   труднымижизненными ситуациями, когда учитываются не только уровень трудности ситуации, но и личностные особенности,картина жизненных событий, возрастной фактор и в целом отношение человека к миру, его жизненные установки имировоззрение в целом. 2. Самосознание как основной компонент личностной теории В рамках развития личностных теорий немаловажное внимание стоит   как   основе   подходов   и   классификаций уделять   самосознанию, формирующихся   теорий.   Обратившись,   к   юридическим   концепциям   мы можем   выявить   специфические   условиях   формирования   элементов самосознания, правового сознания. Самосознание, как важный структурный компонент   личности,   является   тем   внутренним   механизмом,   благодаря которому   человек   способен   не   только   сознательно   восприн6имать воздействие   окружающей   среды,   но   и   самостоятельно,   осознавая   свои возможности,   определять   меру   и   характер   собственной   активности.   В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в   нем,  познавать   и   свой   внутренний   мир,   переживать   его   и   определенным образом относиться к себе.  15 На   сегодняшний   день   нет   единого   подхода   к   определению   понятия самосознание.   Опираясь   на   общепринятые   критерии,   мы   можем   его определить как определенное отношение человека к обществу и самому себе с учетом   определенных   способностей   и   личных   потребностей.   В   понимании И.И.   Чесноковой10  самосознание   представляет   собой   «совокупность психических   процессов,   посредством   которых   индивид   осознает   себя   в качестве   субъекта   деятельности,   а   его   представления   о   самом   себе складываются в определенный «образ Я».  Подходя   к   самосознанию,   как   основе   личностных   теорий,   стоит определить два основных фактора: 1. Самосознание   –   это   определенное   свойство   человека,   имеющее значение только в обществе. 2. Объект и субъект познания в вопросах самосознания идентичны. Осознание   себя   в   качестве   устойчивого   объекта   предполагает внутреннюю   целостность,   постоянство   личности,   которая   независимо   от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее.  Непрерывность   таких   переживаний   и   дает   человеку   возможность интегрировать себя в единое целое.  Критерии самосознания таковы: 1. выделение   себя   из   среды,   осознание   себя,   как   субъекта, автономного от физической и социальной среды; 2. 3. осознание своей активности: «Я управляю собой»; осознание себя «через другого»: «То, что я вижу в других, это может быть и мое (или не мое) качество»; 4. моральная   оценка   себя,   наличие   рефлексии:   осознание   своего 10 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2015 16 внутреннего опыта. Главная   функция   самосознания   –   сделать   доступными   для   человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом   деле,   оценить   себя.   Благодаря   осознанию   своей   индивидуальности возникает   особая   функция   ­   защитная:   стремление   защитить   свою уникальность от угрозы ее нивелирования. Структура самосознания, таким образом, понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя   итог   рассмотренным   теориям,   стоит   отметить   следующие ключевые элементы: 1. На   становление   теорий   влияют,   в   первую   очередь,   уже существующие концепции. 2. В основе любой теории личности находится человек, его основные характеристики, признаки и факторы. 3. Основоположником психодинамической теории личности,  4. Немаловажное   значение   имеет   и   само   общество,   являясь   базисом формирования любой теории личности.  17 Одним из основоположников теории личности стал З. Фрейд. В рамках психодинамической   теории   личность   —   это   система   сексуальных   и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура   личности   представляет   собой   индивидуально   различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов. Аналитическая   теория   личности   близка   к   теории   классического психоанализа,   так   как   имеет   с   ней   много   общих   корней.   Наиболее   ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных   архетипов,   а   структура   личности   определяется   как индивидуальное   своеобразие   соотношения   отдельных   свойств   архетипов, отдельных   блоков   бессознательного   и   сознательного, экстравертированной или интровертированной установок личности.   а   также Сторонники   гуманистической   теории   личности   в   психологии   (К. Роджерс   и   А.   Маслоу)   главным   источником   развития   личности   считают врожденные   тенденции   к   самоактуализации.   В   рамках   гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации. В основе любой личностной теории лежит совокупность объективных и субъективных факторов, определяющих в конечном итоге специфику и суть самой теории. К непосредственно объективным факторам будет относиться тип и уровень общественного развития, к числу субъективных – сторонние факторы, создаваемые зачастую самим человек, вследствие его деятельности. Таким   образом,   в   процессе   написания   работы   мы   выявили   основные подходы к личностным теориям, их субъективные и объективные процессы. 18 Исследовав   наработанную   психологическую   базу,   мы   выявили,   что   в основе любой теории лежит самосознание. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М, Институт психологии РАН, 2015  2.   Гинзбург   М.Р.   Психологическое   содержание   личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 2015. ­ № 3. – с. 43 – 53 2.   Гордеева   О.В   Представления   Выготского   Л.С.   о   самосознании.   / Психологический журнал. ­ 2015. ­ № 5 ­ с. 31­42. 19 3.   Диянова   З.В.,   Щеголева   Т.М.   Самосознание   личности.   –  Иркутск, 2015. 4. Кригер Г.Н. К изучению проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии.­ Кемерово: КГУ, 2015 5. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2015 6. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 2015 7. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб., 2015 8. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 2015 9. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2015 10. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2015 11. Х.Томе «Исследования развития поведения», 2015 М, переиз. 20

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология

Юридическая психология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017