Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области.
Конспект урока по обществознанию
в 5 классе
«Забота и воспитание в семье»
подготовила
учитель истории
Карпова Любовь Николаевна
с. Кваркено
2013
Список использованных интернет - источников:
1. Обществознание. Учебник для 5 класса. Кравченко А.И. 9-е изд. - М.: 2011
2. http://ru.wikipedia.org/
3. http://www.constitution.ru
4. http://www.rfdeti.ru
Тема: Забота и воспитание в семье.
Цель: В сравнительном анализе трех систем воспитания детей разных стран, сформировать значение семейной заботы и воспитания у учащихся.
Задачи:
1. Объяснить, как родители приучают детей к дисциплине и послушанию, обучают элементарным навыкам повседневной жизни и личной гигиены;
2. Развивать аналитическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы;
3. Воспитывать толерантные отношения в классе, патриотические чувства долга и ответственности перед Родиной, семьей, детьми.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые учебники и учебные пособия: Обществознание для 5 класса
Используемая методическая литература: Примерная образовательная программа образовательного учреждения (ФГОС основная школа)
Используемое оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Используемые ЦОР: тексты к заданиям, тесты.
Основные понятия: воспитание.
Дидактические единицы урока: забота, воспитание, гендерная социализация, духовное развитие, трудовое воспитание, физическая подготовка.
Виды учебной деятельности: Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Объяснение и конкретизация примерами смысла понятиий «воспитание», «забота». Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).
Планируемый результаты в соответствии с ФГОС:
Предметные:
Учащиеся смогут объяснить значение понятий воспитание и забота, охарактеризовать, как родители приучают детей к дисциплине и послушанию.
Метапредметные:
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Знакомясь со значениями понятий забота и воспитание, учащиеся смогут осознать значение семейной заботы и воспитания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
На основе парной работы учащийся научится задавать вопросы, контролируя партнера (меняясь ролями: контролер, исполнитель)
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Организация пространства:
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, деятельностная дискуссия.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
I.Организационный этап Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Мотивирует учащихся на работу. Как можно чаще улыбайся. И радость всем свою дари. С улыбкой лёгкой просыпайся От счастья в облаках пари. Жизнь так прекрасна, улыбайся. И засмеётся мир с тобой. Как можно чаще улыбайся. Встречай улыбкой день любой. (Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.) |
Приветствуют учителя. |
Что мы можем извлечь из услышанного? |
|
Внутренняя позиция школьника. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель. Формулирование темы урока.
|
Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. На прошлом уроке мы узнали о семейных ценностях и традициях, а сегодня мы постараемся узнать значение семейной заботы и воспитания.
Бабушка — это единственный человек, для которого мы всегда худые)))
С сайта http://www.inpearls.ru/
-Итак, в чем заключается смысл данного высказывания? - Какое ключевое слово? Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы? Проблемный вопрос? |
Анализируют стих. Формулируют тему урока. Ставят проблемный вопрос
|
О заботе Забота, воспитание
Забота и воспитание в семье Что такое забота в семье? Как надо воспитывать детей?
|
Знать ранее изученный материал |
Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Актуализация знаний Цель. «Открытие новых знаний» на основе ранее изученного материала. |
Организует повторение изученного и изучение нового материала. - А, что такое забота? - Как вы понимаете, что такое воспитание? - Давайте сравним, ваши предположения с текстом учебника на стр. 160
Вы – наши дети – не только будущие полноправные граждане стране, но и будущие отцы и матери, которые в свое время тоже станут воспитателями своих детей. А для этого надо знать о том, что такое воспитание и забота о детях. И не только в одной стране, но по всему миру. Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Кто может напомнить тему? - 2 человека работа с карточками ( 2 мин.)
- Что такое семейные ценности? - Что такое семейная традиция? - Для чего нужны семейные ценности и традиции? - Какие семейные праздники вы знаете, какие отмечаете в своей семье. Возвращаемся к нашему ключевому слову. А какое оно у нас? А как вы думаете, все ли народы мира заботятся и воспитывают своих детей одинаково? А кто является главным воспитателем?
Да, главными воспитателями у большинства народов считаются семья и родители. Но так происходило не всегда. В некоторых странах детей отдают на воспитание родственникам или посторонним людям. В разные исторические эпохи и в разных странах детей воспитывали неодинаково. Отправимся с вами на такую экскурсию. Записываем его посередине тетради и три стрелочки вниз Ваша задача, выяснить как воспитываются дети в указанных странах. Чтобы заполнить таблицу, открываем учебник на странице 161. (На выполнение работы 4- 5 мин. Индивидуальная работа) - ПРОВЕРКА - Скажите, пожалуйста, а японцы при воспитании своих детей больше поощряют или наказывают? - Докажите. - КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ? - Как происходит воспитание у разных народов?
Но прежде, чем перейти к следующему этапу урока, немного отдохнем, не забывая тему урока. |
Работа с карточками (разноуровневые) *Карточка№1 Продолжи предложение Карточка №2 Выбор правильного ответа Фронтальный опрос. Оформляют работу, выступают перед классом Формулируют понятие, сравнивают ответы и оценивают правильность выполнения работы.
Забота Север. Кавказ Япония
Англия
|
Ответы учащихся
Запись в тетради (Пометьте карандашом, дома запишите в тетрадь.)
Забота
Родители, семья.
Поощряют Стр. 161.
Ответы учащихся |
Уметь думать и размышлять.
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
Физминутка |
Физминутка Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папа, Этот пальчик - мама, Этот пальчик - Я. Вот и вся моя семья. Папа дружно воспитает Мама нежно приласкает Очень дружно мы живем Песни весело поем.
|
Физминутка |
Физминутка |
Физминутка |
Физминутка |
IV. «Открытие»учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний Цель. Познакомить с понятиями, что такое знание и познание. Какие бывают способы. Проверить знания в полученном материале.
|
В форме поводящего диалога организует наблюдение за работой учащихся. - Вернемся к дискуссии. Забота родителей о своих детях – черта, свойственная людям и зверям и птицам. Только проявляется она по разному. Настоящая забота в семье – это мудрое наставничество взрослых над детьми с целью помочь овладеть навыками самостоятельной жизни, без понуканий и диктата. Родители должны не только кормить, одевать, обувать, но и воспитывать его. - А как вы понимаете воспитывать? - А что можно хорошего привить в процессе воспитания? Стр. 162 Схема №1 (работа в парах) |
Работают в группах по учебнику.
Ответы учащихся.
. Заполняют с помощью учебника164 – 165 (4 – 6 мин)
|
Заполнют таблицы
- Проверка заполнения схемы. - работа ученика с оборудованием.
. |
Уметь определять, охарактеризовывать.Личностное самоопределение сотрудничества, самоконтроль Уметь выделять главную мысль. |
познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний; подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
|
V. Первичная проверка понимания Цель. Проверить умения в определении главной мысли Самоконтроль усвоения знаний.
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. - Зачитывают заполненную схему. -Как в вашей семье происходит трудовое воспитание? - Какие у вас есть домашние обязанности? - образование. - Посещаете ли вы секции, кружки? Молодцы!
|
Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. |
|
Уметь выделять главное по тексту. Умение работы в коллективе |
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; рефлексия способов и условий действия |
VII. Первичное закрепление. Цель. Включение нового |
- Вернемся к проблеме нашего урока. Определите, значение семейной заботы и воспитания. |
Все члены семьи должны заботиться друг о друге. Родители и семья – самые первые и самые заинтересованные воспитатели, т.к. имеют дело с собственными детьми. У них принимают эстафету школьные учителя, которые и обучают, и воспитывают. Учительницу многие называют – второй мамой. Очень многие школьные учителя и воспитатели в детских домах проявляют к детям большую теплоту и нежность. |
|
Уметь применять изученные |
Извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение итога урока |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Давайте посмотрим, на ваше настроение. А теперь постараемся оценить всех кто активно работал.
|
|
|
|
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Параграф 22, термины учить *в. 7, стр. 166 письменно, Урок закончен. Встали все. Спасибо за работу. |
|
|
|
|
Если останется время.
|
Завершите предложения: «Чтобы хорошо воспитать ребенка, надо….» «При воспитании нельзя…..» |
Объясните значение пословиц. «У семи нянек – дитя без глазок», «Воспитывать ребёнка надо пока он поперек лавки лежит», «Детей наказывать стыдом , а не кнутом» |
Иллюстрации 1. Объясните смысл изображения которого вы видите.(Забота воспитание) |
|
|
Схема №1
Приложение.
Карточка №1
Фамилия, имя __________________________
.
1. Для чего нужны семейные ценности и традиции?
2. Для чего необходим семейный совет?
Карточка № 2
Фамилия, имя_____________________________
Дайте определение следующим терминам:
Семья –
Семейные роли –
Семейные ценности –
Семейные традиции –
http://images.yandex.ru
http://images.yandex.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.