Зачем переменные вместо чисел

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

0.1. Зачем переменные вместо чисел
Иконка файла материала 59.docx

0.1. Зачем переменные вместо чисел

В 4.11 я учил вас использовать в программе не числа, а переменные величины. Однако, впоследствие при написании простеньких программ сам же этому принципу не следовал, чтобы не отвлекать ваше внимание на запоминание имен переменных. Теперь пришла пора показать, почему же все-таки полезно вместо чисел употреблять переменные.

Вот программа для задания 3 из 9.7 выше для бесконечного движения окружности влево-вправо. В ней этот принцип пока не соблюдается.

USES     Graph;

VAR       x, Device, Mode :Integer;

BEGIN
     Device:=0;

     InitGraph(Device,   Mode,    ’<путь к графическим драйверам>’);

     ReadLn;

     repeat                            {Внешний цикл для бесконечности отскоков}
                                                              { Движение направо:}

          x:=40;                        {Начинаем перемещение из левой части экрана}

          repeat                       {Вложенный цикл для движения направо}
              SetColor(White);

              Circle(x,100,10);     {Рисуем белую окружность}

              SetColor(Black);

              Circle(x,100,10);     {Рисуем черную окружность}

              x:=x+2                  {Перемещаемся немного направо}

          until x>600;                    {пока не упремся в правый край экрана}
                                                              { Движение налево:}

          x:=600;                      {Начинаем перемещение из правой части экрана }

          repeat                       {Вложенный цикл для движения налево}
              SetColor(White);

              Circle(x,100,10);     {Рисуем белую окружность}

              SetColor(Black);

              Circle(x,100,10);     {Рисуем черную окружность}

              x:=x-2                   {Перемещаемся немного налево}

          until x<40                  {пока не упремся в левый край экрана}

     until 8>9                        {Невыполнимое условие, чтобы цикл выполнялся бесконечно}
 END.

Предположим, мы хотим, чтобы шарик летал в три раза быстрее. Для этого нам достаточно в двух местах программы вместо 2 написать 6. Вот то-то и неудобно, что в двух, а не в одном. Слишком много труда. В нашей программе это, конечно, пустяк, а вот в больших и сложных программах одна и та же величина может встречаться десятки раз, и чтобы ее изменить, придется вносить десятки исправлений.

Теперь напишем вариант той же программы, но с использованием переменных величин:

USES     Graph;

VAR       x, Device, Mode, lev, prav, shag     : Integer;

BEGIN
     Device:=0;

     InitGraph(Device,   Mode,    ’<путь к графическим драйверам>’);

     ReadLn;

     lev:=40;    prav:=600;    shag:=2;

     repeat
          x:=lev;                      

          repeat
              SetColor(White);

              Circle(x,100,10);

              SetColor(Black);

              Circle(x,100,10);

              x:=x+shag  

          until x>prav;
         

          x:=prav;

          repeat
              SetColor(White);

              Circle(x,100,10);

              SetColor(Black);

              Circle(x,100,10);

              x:=x-shag

          until x<lev
     until 8>9
 END.

Теперь для того, чтобы изменить скорость шарика, достаточно заменить 2 на 6 только в одном месте.

Вторая причина, по которой мы используем переменные, та, что с ними программа становится понятнее, так как имена переменным мы придумываем, исходя из их смысла.


 

Скачано с www.znanio.ru