ЗАДАЧА. ВЫЧИСЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ ОТВЕТА
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства обучающихся с записью ответа и выполнением вычислений при решении задач; совершенствовать умения решать текстовые задачи; развивать логическое мышление и внимание.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке.
Познавательные: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: проявлять познавательный интерес, определенные познавательные потребности и учебные мотивы; иметь положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Сценарий урока
2 слайд
Девиз урока: Математику мы любим,
Будем точно мы считать!
I. Актуализация опорных знаний.
3 слайд.
Сравнение чисел.
17 < 18 15 > 14 8 < 10
II. Постановка учебной задачи.
4 слайд
Рассмотрите рисунки и составьте по ним задачи.
– Каждый рисунок задачи соедините с ее решением.
– Назовите условие и требование первой задачи.
– Выполните вычисления. Сколько птиц осталось?
– Назовите условие и требование второй задачи.
– Выполните вычисления. Сколько птиц стало?
- Сегодня на уроке продолжим учиться решать задачи и записывать ответ.
III. Совместное открытие знаний.
Работа по учебнику стр. 48 № 1
Задание № 1.
В этом задании учащиеся знакомятся с процессом вычисления ответа и с образцом соответствующей записи, в котором искомое число дополняется наименованием.
Учитель читает диалог Маши и Миши.
– Назовите условие задачи о рыбках. (В аквариуме было 10 рыбок. 6 рыбок запустил Миша.)
– Сформулируйте требование этой задачи. (Остальные рыбки запустила Маша. Сколько рыбок запустила Маша?)
– Напишите разность, которая будет решением задачи. (10 – 6.)
Но решение еще не дает ответа на требование задачи. Надо узнать число Машиных рыбок.
– Как можно получить ответ? (Надо выполнить действие, указанное в решении.)
– Вычислите значение написанной разности, и вы узнаете, сколько Машиных рыбок в аквариуме.
При выполнении каждого действия полученное число сопровождают соответствующим наименованием, которое в сокращенном виде записывается в скобках. В промежуточных результатах наименование помогает сделать правильное пояснение к этому действию, а для искомого числа наименование поможет правильно записать ответ.
Запись: 10 – 6 = 4 (р.).
– Что означает буква «р» в скобках?
5 слайд
-Физкультминутка-
Учащиеся выполняют упражнение.
В садик тети Гали
Пять гусей забрались.
Четырех прогнали,
Сколько там осталось?
6 слайд
Задание № 2.
В этом задании учащиеся по схеме самостоятельно составляют задачу.
7 слайд
Задание № 5.
При выполнении этого задания учащиеся акцентируют свое внимание только на этапе вычисления и записи ответа. даны варианты решений и варианты ответов, остается только вычислить соответствующее значение и по полученному числу определить, какой вариант ответа соответствует данному решению.
Запись:
– Для каждого решения и ответа придумайте задачу, используя рисунок.
Ÿ На столе лежали 5 желтых и 3 зеленые груши. Сколько всего было груш?
Ÿ В коробке было 9 цыплят. Два цыпленка взял Миша. сколько цыплят осталось в коробке?
Ÿ В табуне были 3 рыжие лошади и 6 серых лошадей. Сколько всего лошадей?
Ÿ На полке стояло 10 книг. Взяли 4 книги. Сколько книг осталось?
– Запишите ответ первой задачи.
Решение: 5 + 3 = 8 (гр.).
Ответ: 8 груш.
Задание № 4.
Учащиеся работают в парах. Один из учащихся записывает ответ, в котором будут указаны искомое число и его наименование, а другой составляет задачу, в которой был бы такой текст.
При составлении задачи сначала нужно обратить внимание на наименование, которое подскажет выбор сюжета, а потом – на искомое число, по которому можно «восстановить» решение. По этому решению можно составлять задачу.
IV. Применение новых знаний.
Работа в печатной тетради № 2 (с. 66 № 1).
V. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь с. 67 № 3
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите части задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.