Дата: ____________________
Предмет: математика
Класс: 4
Тема: «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости товара»
Цель:
1. Научить учащихся решать простые задачи на нахождение цены, количества и стоимости товара.
2. Объяснить понятия "цена", "количество", "стоимость" и взаимосвязи между этими величинами.
3. Отработать умение анализировать текст задачи, выделять данные (известные величины) и искомые, устанавливать зависимости между ними.
4. Формировать умение записывать решение задачи (с помощью уравнения, по действиям).
5. Продолжить вырабатывать вычислительные навыки и умение применять их при решении задач.
6. Развивать логическое мышление и смекалку при выборе действий для решения задачи.
7. Воспитывать аккуратность, тщательность и последовательность при выполнении математических вычислений и решении задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь анализировать и решать простые задачи на нахождение цены, количества и стоимости товара.
- Знать понятия "цена товара", "количество товара", "стоимость товара".
- Уметь устанавливать взаимосвязи между ценой, количеством и стоимостью товара при решении задач.
- Уметь записывать краткое условие и решение задачи разными способами (с помощью уравнения, по действиям).
Метапредметные:
- Уметь анализировать текст задачи, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа, устанавливать зависимости.
- Совершенствовать вычислительные навыки при решении задач.
- Уметь рассуждать и аргументировать свою позицию при решении.
- Уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Личностные:
- Развитие логического и алгоритмического мышления.
- Развитие смекалки и сообразительности.
- Воспитание аккуратности, дисциплинированности, последовательности в работе.
Ход урока:
1.Актуализация
знаний
-В качестве актуализации знаний предлагаю парную работу.
Имена детей _______________________________________________
Решите выражения.
50 + 15 : 3 – 8 • 2 =
22 + 6 • 3 – 3 • 3=
24 : 3 + 32 –7 • 3=
18 : 3 • 2 + 24 : 3=
(17– 8) • 2 + (20+4) : 3=
2.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем решать интересные и полезные задачи. Я хочу начать урок с небольшой задачки:
"В магазине тетради стоят по 15 рублей за штуку. Сколько рублей нужно заплатить за 5 тетрадей?"
Давайте поразмыслим и ответим на этот вопрос. Что известно в условии задачи? Сколько стоит одна тетрадь? Сколько тетрадей купили? Что нужно узнать, что является вопросом задачи?
Молодцы, правильно определили все данные задачи! Теперь давайте всем классом решим её. Как мы можем найти стоимость 5 тетрадей, если известна цена одной?
(Организуется коллективное решение задачи)
Вот мы с вами отлично справились с этой задачей! А на сегодняшнем уроке мы будем учиться решать именно такие задачи. Будем находить цену, количество или стоимость товаров. И вы узнаете полезные правила, которые помогут вам решать такие задачи быстро и без ошибок!
3.Освоение нового материала
1)Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Ребята, как вы поняли, тема нашего сегодняшнего урока - "Задачи на нахождение цены, количества и стоимости товара". Давайте разберёмся, что это значит.
В магазине или на рынке, когда мы покупаем какой-то товар, нам нужно знать или узнать три важные вещи:
- Цена товара - сколько стоит одна штука товара, один килограмм. Цена обычно указывается на ценнике.
- Количество товара - сколько штук товара мы берём или сколько килограмм.
- Стоимость товара - сколько всего денег нужно заплатить за весь купленный товар.
Между ценой, количеством и стоимостью есть взаимосвязь. Например, если цена одной тетради 15 рублей, а купили 5 тетрадей, то для того, чтобы узнать стоимость, надо цену умножить на количество.
На уроке мы будем решать задачи, в которых про какую-то из этих величин не хватает данных. Нам нужно будет по имеющимся данным вычислить цену или количество, или стоимость товара.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ
1. Внимательно прочитать условие задачи.
2. Выяснить, что известно из условия задачи:
- какая цена указана (одного предмета, килограмма и т.д.)
- какое количество предметов взято
- какая общая стоимость указана (если указана)
3. Определить, что является вопросом задачи - какую величину нужно найти (цену, количество или стоимость).
4. Установить взаимосвязь между данными и искомой величиной:
- что зависит от чего (стоимость зависит от цены и количества и т.д.)
5. Записать краткое условие и решение задачи выбранным способом: по действиям, с помощью уравнения и т.д.
6. Проверить правильность решения.
2)Проверка первичного усвоения
Итак, ребята, давайте проверим, как вы усвоили то, что я объяснила про цену, количество и стоимость товара.
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете поднимать руку и отвечать.
Вопрос 1. Что называется ценой товара? (Цена - это стоимость одной единицы или одного килограмма товара)
Вопрос 2. Что показывает количество товара? (Сколько единиц или килограммов товара мы берем)
Вопрос 3. От чего зависит стоимость всего купленного товара? (От цены одной единицы товара и от количества купленного товара)
Вопрос 4. Как можно узнать стоимость 5 кг яблок, если цена одного килограмма яблок 60 рублей? (Нужно цену одного килограмма умножить на количество килограммов - 60 * 5 = 300 рублей)
Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили значение цены, количества и стоимости товара, а также взаимосвязи между ними. Теперь можно приступать к решению задачи на эту тему.
В магазине продаются ручки, карандаши и маркеры. Ручка стоит 5 рублей, карандаш на 3 рубля дешевле, а маркер на 2 рубля дороже ручки. Дима купил 2 карандаша и 3 маркера и заплатил 27 рублей. Сколько стоит один маркер?
4.Физминутка
5.Применение изученного материала
1)Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Итак, ребята, мы с вами разобрали примеры задач на нахождение цены, количества и стоимости товара и выучили алгоритм их решения. А теперь давайте посмотрим, как вы можете применить полученные знания в новых ситуациях.
Я буду озвучивать условия задач, а вы должны будете определить, хватает ли данных для ответа на вопрос или нет. Если данных не хватает, то нужно сказать, какой информации не достаёт.
Итак, задача 1:
В книжном магазине проводится акция - цены снижены на 20%. После снижения цены цветные маркеры стали стоить 56 рублей за набор. Сколько стоил набор цветных маркеров до начала акции?
(Достаточно данных для решения задачи?)
Задача 2
Блокноты стоили 25 рублей. После повышения цен новая цена стала на 3 рубля больше. Сколько стоил один блокнот до повышения цен?
(Хватает данных для ответа?)
Молодцы! Справились с применением знаний в новых ситуациях. Есть ли у кого вопросы?
2)Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Ребята, мы с вами хорошо поработали над математическими задачами на нахождение цены, количества и стоимости товара. Теперь я предлагаю вам выполнить небольшие задания, которые связаны и с другими предметами, и с реальной жизнью.
Задание 1 (связь с предметом "Окружающий мир").
Вы с родителями собираетесь на дачу. В магазине вам нужно купить 5 саженцев помидор по цене 25 рублей за штуку и 3 саженца огурцов по 15 рублей за штуку. Сколько рублей потратите?
Задание 2 (связь с реальной жизнью).
Вы идёте в гости к другу и решили купить пачку печенья (35 рублей), шоколадку (42 рубля) и два йогурта по 18 рублей каждый. Сколько рублей нужно заплатить за покупки?
Желающие могут выйти к доске и записать решение. Остальные решают в тетрадях. Потом выполняют взаимопроверку.
6.Подведение итогов. Рефлексия
Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и чему научились.
- Сначала мы разобрали с вами основные понятия: что такое цена товара, его количество, стоимость. Повторили, как можно найти стоимость, если известна цена и количество.
- Потом решали примеры задач на нахождение цены, количества и стоимости товаров. Выучили алгоритм решения таких задач.
- И наконец, применяли полученные умения, решая задачи в новых ситуациях, а также межпредметные задания.
А теперь предлагаю вам самим оценить - что нового вы узнали, что показалось интересным или полезным, а над чем ещё нужно поработать и дополнительно потренироваться. Можете высказываться по желанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.