содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
организовывать здоровый отдых учащихся;
прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Внеклассная работа по физической культуре
Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий физическими
упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.
Задачи внеклассной работы:
содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебновоспитательных
задач;
содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему
физическому развитию учащихся;
углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках,
физической культуры;
воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
организовывать здоровый отдых учащихся;
прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и
спортом.
Содержание внеклассной работы
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые
различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста,
состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной
деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы
работы. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической
подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных
секциях.
Выделяют два вида внеклассных занятий:
Систематические занятия – занятия в кружках физической культуры, занятия по видам
спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки.
Эпизодические занятия – ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, прогулки,
экскурсии, спортивные праздники.
Внеклассная работа имеет специфические организационнометодические
особенности:
∙ Внеклассная работа строится на добровольных началах;
∙ Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов
большинства учащихся;∙ Внеклассная работа строится на основе активности школьников при постоянном
контроле их деятельности со стороны администрации, учителей физической культуры,
педагогов школы.
Внеклассная работа призвана решать следующие задачи:
∙ Вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями как можно
большего количества школьников;
∙ Расширение и совершенствование знаний, умений, навыков, физических качеств,
приобретенных на уроках физической культуры;
∙ Формирование умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства
физической культуры в повседневной жизни;
∙ Выбор спортивной специализации;
∙ Подготовка актива школы.
Формы организации работы.
Кружки физической культуры организуются для учащихся начальных классов.
Учебнотренировочная работа кружка направлена на решение следующих задач:
∙ Активизацию двигательного режима младших школьников;
∙ Расширение круга занятий по физической культуре;
∙ Овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на
уроках физической культуры;
∙ Формирование интереса к занятиям физической культурой.
Основой содержания занятий является программа по физическому воспитанию, но
основное место отводится подвижным играм. В состав одного кружка привлекаются не
более 25 учащихся. Занятия проводятся 12 раза в неделю продолжительностью 4060
минут в 12 классах и 6090 минут в 34 классах.
В каждом кружке учащиеся распределяются на группы по уровню их физического развития
и подготовленности.
Секции общей физической подготовки создаются для желающих улучшить свою
физическую подготовленность. Группы формируются по 2025 человек в соответствии с
возрастом, полом, уровнем физической подготовленности. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 4560 минут.
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или
иным видом спорта.
В процессе тренировочных занятий решаются следующие задачи:
∙ Приобщение наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям
спортом;
∙ Содействие совершенствованию учащихся в избранном виде спорта;
∙ Подготовка школьников к участию в соревнованиях за команду школы;
∙ Подготовка к инструкторской работе и судейству.Занятия проводятся 23 раза в неделю по 6090 минут, в форме урока и самостоятельной
тренировки по заданию тренера.
В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск
врача к занятиям.
Массовые физкультурные и спортивные мероприятия.
К массовым внутришкольным физкультурным и спортивным мероприятиям относят дни
здоровья и спорта, физкультурные праздники и разнообразные спортивные соревнования,
которые занимают особое место во внеклассной работе по физической культуре.
В общеобразовательной школе различают соревнования внутри класса или секции, между
классами.
По характеру зачета соревнования могут быть личными, командными и личнокомандными.
Физкультурные праздники являются действенным средством пропаганды физической
культуры и спорта среди учащихся. Праздник должен демонстрировать достижения
школьного коллектива физической культуры и подводить итоги его работы за
определенный период времени.
Программу практики составляют следующие мероприятия:
∙ Открытие праздника (парад участников, торжественная часть);
∙ Показательные физкультурные и спортивные выступления;
∙ Массовые спортивные соревнования;
∙ Массовые игры, спортивные развлечения;
∙ Завершение праздника (награждение победителей, торжественное закрытие).
Дни здоровья и спорта в школах должны решать следующие основные задачи:
∙ Укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся;
∙ Повышение интереса детей к занятиям физической культурой;
∙ Активный отдых учащихся.
Особенности проведения дней здоровья:
Главным критерием дней здоровья и спорта является их массовость.
По продолжительности они не должны превышать трех часов для 14 классов, четырех
часов для учащихся 59 классов, пяти часов для учащихся 1011 классов.
Проведение дней здоровья требует совместных усилий всего педагогического коллектива.
Выводы
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно
методические приемы и т. д.);
доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в
физкультурноспортивную деятельность широкого контингента учащихся;преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно
воспитательной работы при широком участии ученического актива;
привлечение родителей и шефов к материальнотехническому обеспечению условий
для занятий, к руководству секциями, командами;
четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью
школьного коллектива физической культуры.